"Вирусы". Урок биологии в 11-м классе с использованием презентации, выполненной в PowerPoint

Разделы: Биология


Задачи урока:

  • Сформировать знания о строении и жизнедеятельности вирусов (слайд 1) во взаимодействии с клеткой.
  • Раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов (слайд 2)
  • Сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа (слайд 3)

Оборудование:

учебные таблицы, иллюстрирующие строение вирусов, научно-популярная литература о вирусах и вирусных заболеваниях, презентация, учебник.

Тип урока:

изучение нового материала; первичное закрепление знаний.

Ход урока

I. Актуализация знаний

– По планете свирепствует птичий и свиной грипп. Стихийным злом заболеваний являются вирусы. По данным ВОЗ свиным гриппом в мире заболело 285138 человек. Умерли 3635. Ежегодно в мире сезонным гриппом (слайд 4) заболевают около миллиарда человек. Умирают 3 миллиона.

II. Изучение нового материала.

На уроке мы познакомимся с вирусами. Учащиеся записывают тему урока в тетрадях: “Вирусы”.

1. История открытия вирусов.

– Сообщения учащегося. Вирусы были открыты в 1892 году русским ученым – ботаником Д.И.Ивановским ( слайд 5) при изучении мозаичной болезни табака (пятнистость листьев) (слайд 7). Он обнаружил, что здоровое растение можно заразить соком пораженного даже после пропускания этого сока через тонкие фильтры, задерживающие все бактерии. Такие вирусы называют “фильтрующимися” вирусами. Вирусология-наука, изучающая вирусы.

2. Общие сведения о вирусах.

Вирус в переводе с латинского означает “яд”; такое название дал тогда ещё неизвестному и невидимому в оптический микроскоп “противнику” Луи Пастер.

3. Химический состав и строение вирусов.

– Вирусная частица – это крупная частица нуклеопротеида, состоящая из сердцевины, в которой находится ДНК или РНК, окружена белковой оболочкой – капсидом. (Слайд 6) (Слайд 7)

В вирусах присутствует только один тип нуклеиновой кислоты – либо ДНК, либо РНК. По наличию той или иной нуклеиновой кислоты вирусы называют ДНК-содержащими (Слайд 8) или РНК-содержащими (слайд 7).

4. Функция частей вируса. Заполнение в тетради таблицы. (Приложение 1)

(слайд 7),(слайд 8)

Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?

Самостоятельная работа по карточкам. Учащиеся сравнивают строение бактериальной клетки, растительной клетки (Слайд9) и вируса табачной мозаики( слайд 7) Все данные заносят в таблицу. (Приложение 2)

Ответ учащихся (У вирусов нет цитоплазмы с органоидами, вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы трудно отнести к бактериям, растениям и животным.)

– Итак, вирусы – это неклеточная форма жизни.

– Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от 10 до 275нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-, нитевидную, цилиндрическую (слайд10)

Особей вируса, находящихся в состоянии покоя, называют вирионом.

– Вирусы существуют в двух формах: покоящейся (внеклеточной), когда их свойства как живых систем не проявляются, и внутриклеточной, когда осуществляется размножение вируса.

5. Рецепторным эндоцитозом называют путь проникновение вируса в клетку. Процесс проникновения вируса в клетку хозяина включает следующие этапы:

1)прикрепление вируса к клеточным рецепторам;

2) образование вакуоли/эндоцитоз/;

3) выход вируса из вакуоли в цитоплазму путем слияния вирусной и клеточной мембран (слайд 11)

6. Размножение вируса/только в клетке хозяина/

1) Репликация вирусной нуклеиновой кислоты (удвоение)

2) Синтез вирусных белков (клеточный материал клетки хозяина)

3) Сборка вирионов.

– По завершению сборки вирионы выходят из клетки. В одних случаях из погибшей клетки, а в других из живой клетке. Иногда, вирус проникший в клетку не подает никаких признаков жизни. Они проявляются, когда вирус попадает в восприимчивую клетку и заражает её. Например: вирус гепатита (слайд12) размножается в клетках печени, вирус гриппа (слайд 4) в клетках эпителия слизистых оболочках, вирус полиомиелита (слайд 13) в клетках нервной ткани.

Где размножается Вирус иммунодефицита человека? (слайд 3)

Ответ учащихся: Т-лимфоциты,клетки иммунной системы

Сообщения учащегося. СПИД (ВИЧ), или синдром приобретенного иммунодефицита человека,– вирусное заболевание, передающееся половым путем или через инъекции, сделанные с нарушением правил стерильности. Эпидемия распространяется среди наркоманов (слайд 14) и людей, ведущих беспорядочную половую жизнь. Болезнь проявляется в виде воспаления легких, опухолей, сепсиса и других инфекционных заболеваний. Передается половым путем, зараженными шприцами ( слайд 14),от зараженной матери к ребенку ( слайд 15),при переливании крови, пересадке органов и тканей. Вакцины против вируса нет!

– Вирусы, поступившие в живую клетку: 1) управляют клеточным механизмом клетки-хозяина 2) вносят в клетку только свою генетическую информацию. Если вирусы затронули много клеток, то возникает вирусное заболевания человека (слайд 16), растений (слайд 17, слайд 18).

Вирусы – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне.

– Вирусы могут проявлять свойства живых организмов, только попав внутрь клетки.

– Учащиеся заполняют таблицу (Приложение 3) ( слайд 19)

Вывод: Вирус-Биосистема Организменного уровня.

III. Закрепление знаний

– Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?

Ответ учащихся: нет, есть вирусы, не имеющие клеточное строения.

– Оцените мысль о том, что вирусы – это плохие новости в упаковке из белка.

Ответ учащихся: Да. Так. Ведь попавшие в клетку вирусные гены-“плохие новости” приводят к нарушениям нормальных процессов в клетке и к гибели.

Стратегия жизни вирусов?

Ответ учащихся: безудержное размножения.

IV. Тестовая работа (Приложение 4)

V. Домашнее задание:

Рекомендую дома ознакомиться с материалами параграфа 17, чтобы более подробно повторить материал изученный на уроке.

VI. Выставление оценок за урок.

Презентация