Задачи:
- обобщить и систематизировать знания о составе и функциях основных элементов крови и их совместимости; группах крови;
- закрепить усвоение понятий и терминов по теме;
- изучить различные виды кровотечений и заболевание (анемия), вызванное кровопотерей;
- разрешать проблемные ситуации (задачи);
- развивать умение:
– оказывать ПМП при кровотечениях. Соблюдать правила наложения жгута;
– слушать, анализировать, делать выводы.
Оборудование:
- тексты и бумага для проведения задания “Найди ошибку”;
- карточки с кроссвордом по теме “Внутренняя среда организма”;
- вата, бинты, мягкая ткань, закрутка (жгут) для оказания ПМП;
- цветные картонные квадратики (красный, зеленый, синий, черный) – для оценивания ответов учащихся;
- карточки с терминами на стенде: – агглютиногены
- агглютинины
- реакция агглютинации
- анемия.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя: Сообщаются цели и задачи.
– ЭПИГРАФ к уроку – слова китайского мудреца:
“Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать, и я научусь”.
Сегодня мы будем говорить, показывать и действовать сами.
Все это будет оцениваться следующим образом:
* все правильно ответивший получает оценку “5” – красный квадрат;
* допустивший неточности и незначительные ошибки – “4” – зеленый квадрат;
* допустивший максимально две ошибки – “3” – синий квадрат;
* неверный ответ или его отсутствие – “2” – черный квадрат.
II. Актуализация знаний учащихся.
Обращается внимание учащихся на доску, к таблице “Форменные элементы крови”.
Задание 1. Нужно дать характеристику форменных элементов крови, заполняя эту таблицу.
Таблица 1
Признаки | Эритроциты | Лейкоциты | Тромбоциты |
Строение (форма, наличие ядра, белка…) | |||
Количество в 1 куб. мм | |||
Продолжительность жизни | |||
Функция |
Учащиеся индивидуально у доски заполняют сначала 1 колонку – эритроциты, затем 2, и 3. Остальные проверяют правильность заполнения, исправляют, дополняют.
Задание 2. “Найди ошибку”. Приложение 1
Учащиеся получают тексты, в которых допущены ошибки. В течении 2 минут работают в паре, выявляя ошибки. (На чистых листочках написать номер карточки, свои фамилии, чтобы оценить работу каждой пары.)
Задание 3. Заслушивание сообщения “Переливание крови”. Учащиеся должны внимательно слушать и для себя в тетрадях отмечать новое, незнакомое ранее.
– Записать тему в тетради
“Кровь– носительница жизни”
После прослушивания – Рефлексия:
* Что нового узнали?
* Какие термины были незнакомы?
– Уточнение и запись терминов
– Вывод о переливании крови. Сначала формулируют учащиеся, уточняет, корректирует учитель.
III. Изучение нового материала.
Предлагается проблемная ситуация:
“В школе ученик разбил стеклянную дверь. У него повреждена рука. Из раны кровь сначала бьет фонтаном, а затем идет пульсирующей струей ярко– красного цвета”.
– Какой сосуд поврежден?
– Какую помощь нужно оказать пострадавшему?
(Выслушать ответы учащихся)
Разрешить ситуацию поможет выполнение практической работы “ПП при кровотечениях” (запись в тетрадь).
Цель: Изучить виды кровотечений, их характеристику и меры оказания ПП.
Постепенное заполнение таблицы в ходе беседы, с использованием учебника и активизацией учащихся в ответах на вопросы:
– Что такое кровотечение?
– Было ли знакомство с видами кровотечений по ОБЖ ?
– Какие кровеносные сосуды знаем?
– По аналогии – виды кровотечений;
– Почему артериальная кровь ярко– красного цвета, а венозная – темно– красного?
– Почему при повреждении артерии кровь течет пульсирующей струей? (Давление, упругость стенок сосуда, отталкивающая сила сердца).
Таблица 2
Виды кровотечений | Характеристика | ПП |
Артериальное | Кровь ярко– красного цвета, течет сильной пульсирующей струей. Возникает при глубоких колотых, рубленых ранах |
|
Венозное | Кровь темно-красного цвета, течет медленно, непрерывно. Возникает при резаных и колотых ранах. |
|
Капиллярное | Кровь алого цвета, сочится равномерно по всей поверхности раны, часто каплями. Возникает при поверхностных ранениях |
|
– Рассмотрены часто встречающиеся виды кровотечений. Есть ли другие виды кровотечений?
(Ответы учащихся, уточнение учителя и задание – продолжить заполнение таблицы дома)
IV. Закрепление изученного материала.
* Знать должен каждый !!!
Правила наложения жгута (закрутки) с показом на учащихся.
- Под жгут подкладывается мягкая ткань (чтобы не повредить нервы).
- Жгут накладывается выше раны.
- Пульс не должен прощупываться, конечность бледная
- Жгут накладывается на 1.5 – 2 часа.
- Записка со временем наложения.
– Что может быть при неправильном наложении жгута?
- Прощупывается пульс;
- Конечность становится синюшной, (распухает) отекает.
* Далее – дается возможность попробовать оказать П.П учащимся.
* Вопрос учащегося:
– Заболевание анемия всегда ли связано с кровопотерями?
Ответ учителя:
Анемия – это состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов, либо содержание гемоглобина в них.
Не всегда малокровие связано с кровопотерями. Причинами анемии могут быть: инфекционные заболевания, плохое питание, авитаминозы, недостаток железа в пище.
Поэтому рекомендуют принимать в пищу как можно больше фруктов, улучшающих состав крови, повышающих гемоглобин – яблоки (зеленые), гранаты, а рекордсменом по количеству железа среди фруктов считается хурма, родина которой Китай, в Европу была завезена в XVI веке.
Подведение итогов по оценкам:
- За плодотворную работу на уроке учащиеся набрали оценки (квадратики) и могут их озвучить.
- Оценки за задание “Найди ошибку”. (Если есть возможность, то проверить на уроке и озвучить).
VI. Домашнее задание:
- заполнение таблицы “Другие виды кровотечений”
- разгадывание кроссворда (см. Приложение 2).
О Б О Б Щ Е Н И Е:
Мефистофель говорил: “Кровь, надо знать, совсем особый сок”.
За кровью признавалась могучая и исключительная сила: кровью скреплялись священные клятвы; древние греки приносили кровь в жертву своим богам.
Гиппократ назначал душевно больным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей – здоровая душа.
Действительно, мы сегодня еще раз подтвердили, что кровь – самая удивительная ткань нашего организма.
Подвижность крови – важное условие жизни организма.
Как нельзя представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека и животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.
Поэтому нужно заботиться о своем здоровье. А чтобы повысить гемоглобин – в качестве профилактики анемии – угощение долькой гематогена.