Урок № 1
Цели:
- Познакомить с царствованием царицы Екатерины;
- Сформировать понятие “Золотой век дворянства”;
- Дать понятие генералиссимуса;
- Развивать историческое мышление;
- Воспитывать любовь к историческому прошлому своей Родины
Оборудование: слова, иллюстрирование, портреты, картины.
Ход урока
Речевые секреты: Москва слезам не верит (авксом мазелс ен тирев).
Вводное повторение.
- Как звали царя, который внес большие изменения в государство?
- Какой город построили?
- Сколькими профессиями владел царь?
- Что решил строить царь в самом начале и почему?
Физкультминутка
Установи закономерность: Камчатка. Великая северная экспедиция. Витус Беринг.
Рассказы обучающихся:
I вариант – Путешествие в Сибирь
II вариант – Путешествие Витуса Беринга
Обобщение:
Какой царь стоял у истоков кораблестроения? Куда отправлялись экспедиции? Как называется экспедиция к берегам Камчатки?
Новый материал:
Вводное повторение(проблемный вопрос)
Если мужчина – царь, император, женщина – царица, а еще кто …..?
Кто стал первым царем?
Рассказ учителя: Императрица Екатерина II
Заочное путешествие: по иллюстрациям учебника
Словарная работа: Эрмитаж – здание, построенное Екатериной, как библиотека.
Эрмитаж – означает “уединенный уголок”.
“Золотой век дворянства” – привилегии для дворян, дворяне были освобождены от уплаты налогов государству и от обязанной службы.
Открыты учебные заведения
- кадетский корпус;
- институт благородных девиц;
Крепостное право – зависимость крестьян от помещика.
– Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева
Война с Турцией XVIII в. – Александр Васильевич Суворов, Федор Федорович Ушаков капрал – воинский чин, 1783 порт. Херс, генералиссимус – Суворов высший чин 1799 г. , адмирал флотоводца Ушаков 1799 г. крепость Корфу.
Самостоятельная работа: составьте сообщение
1 в. Екатерина Великая
2 в. Великие полководцы
Вопросы для обобщения:
- Какой путь служения избрали Ушаков и Суворов?
- Куда добился назначения Суворов?
- Что ввели Ушаков и Суворов?
- Какую книгу написал Суворов?
Запись пословиц в тетрадь:
Какие слова любил повторять Суворов?
- “Тяжело в ученье – легко в бою”.
- “Воюют не числом, а уменьем”.
- “Время дороже всего, я действую не часами, а минутами”.
Обобщение: (вопросы на доске)
- Как звали великую императрицу?
- Что изменила Екатерина II?
- Почему XVIII век, называют “Золотым веком дворян”?
- Кому было присвоено звание генералиссимуса – адмирала?
- Какие великие подвиги совершили полководцы?
- Кто возглавлял первую крестьянскую войну?
- С кем вела Россия войну?
- Изменилась ли жизнь дворян, крестьян?
- Что такое крепостное право?
Домашнее задание:
I в. – Преобразование царицы Екатерины.
II в. – Великие полководцы.
Итог урока: самооценка учебной деятельности (используя три цвета звезд).
Урок № 2
Тема: Открытия и изобретения. Иван Кулибин. Михаил Ломоносов
Цели:
- Ознакомить с механиком-самоучкой И. Кулибиным, М.В. Ломоносовым;
- Проверить знания о “Золотом веке дворянства”;
- Развивать историческое мышление, наблюдательность, умение рассуждать;
- Воспитывать желание знать историю Российского государства.
Ход урока
“Веер вопросов” по изученному материалу
Конкурс знатоков.
- Что такое верфь?
- Как звали необычного царя?
- Кому стоит памятник на Красной площади?
- Кто изобрел печатный станок?
- Кто стал первым царем на Руси?
- Назови имена первопроходцев Сибири?
- Кто руководил “Великой северной экспедицией”
- Как звали Великую императрицу, и какие преобразования она сделала в государстве?
- Назови великих полководцев
Остров дат (определи, что связано с данными датами)
- 1733–1743
- 1721
- 1783
- 1799
Игра по темам – “Проверь себя” (название более важных событий по темам)
1 тема – Петр I
2 тема – Россия 17 век
(Расположить в столбик)
Физкультминутка
Новый материал.
Вводное повторение:
- Кто правил Россией в 18 веке после Петра I?
- Какие преобразования осуществляла императрица? Зачем?
- Кто мог это делать? Зачем
- Как понимаете механик – самоучитель; работа по учебнику самостоятельное чтение:
- Как звали механика самоучку? Где родился?
- Что изобрел? Где стал служить?
- Что произошло с И. Кулибиным
Слова М.В. Ломоносова (доска)
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно
Чего еще не видел свет.
Рассказ учителя: мозаика – цветные стекла.
Обобщение: Как звали мастера самоучку? Как звали ученого, который открыл русский университет? Какие открытия сделал Ломоносов (перечисли)
Соотнеси понятия:
Иван Кулибин М. Ломоносов |
теория света механические часы |
Обобщение по итогу урока:
– Какие открытия ученых помогли России и сейчас до сих пор применяются в практике жизни?
Таблица сравнения (самостоятельное оформление)
Что изобрели |
|
И. Кулибин | М. Ломоносов |
Механические часы | мозаика |
Телескоп | станки |
микроскоп | стихи переводил |
электрическую машинку | изучал теорию света |
мост | полярное сияние |
русский университет |
Домашнее задание: подготовить информацию о великих открытиях Ломоносова.