Задачи:
- Повторить понятия вписанной окружности и описанного многоугольника
- Повторить свойство описанного многоугольника
- Расширить круг геометрических задач, решаемых школьниками.
- Осуществить межпредметную связь геометрии с алгеброй
- Развивать логическое мышление, интерес к изучаемой теме
- Воспитание чувства сотрудничества, коллективизма.
Оборудование:
- Чертежные инструменты.
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран, программа Power Point.
Тип урока: Урок закрепления знаний
Форма урока: Игра “ Математический КВН”
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока. Слайд 1, 2. Приложение
- Сегодня мы повторим понятия вписанной окружности, описанного многоугольника и свойства описанного многоугольника, формулу для вычисления площади многоугольника. Запишите число и тему урока. Урок проведем в виде игры “ Математический КВН”. Класс разбивается на две команды. Каждая команда выбирает капитана. Названия команд: “Окружность” и “Многоугольник”.
- Представление команд: название и девиз.
II. Правила игры.
Послушаем правила игры. У каждого имеется лист, где указаны названия семи конкурсов. Напротив каждого конкурса проставляете количество полученных баллов. Для каждого конкурса объявляется определенное количество баллов.
№ | Название конкурса | Количество баллов |
1 | Повторение | |
2 | Разминка | |
3 | “Готовые чертежи” | |
4 | “Художник” | |
5 | “Спешите решить” | |
6 | Конкурс капитанов” | |
7 | “Черный ящик” | |
8 | Итого: | |
9 | Оценка: |
Каждый капитан заполняет таблицу результатов:
№ | ФИО | Повторение | Разминка | “Готовые чертежи” | “Художник” | “Спешите решить” | Конкурс капитанов | “Черный ящик” | количество баллов. | Оценка |
III. Игра.
1. Конкурс “Повторение” Задания: слайд 3, ответы: слайд 4
Ответить на вопросы (за каждый правильный ответ 2 балла ):
а) Какая окружность называется вписанной?
б) Какой четырехугольник называется описанным около окружности?
в) Основное свойство описанного четырехугольника.
г) Формула для вычисления площади описанного четырехугольника
2. Конкурс “Разминка” Задания: слайд 5, ответы: слайд 6
Предлагаются тесты. Найти правильные ответы и записывать их номера в тетради. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов – 4б. Полученные баллы записываете на листочке.
Тесты – 1
- Центр вписанной в треугольник окружности совпадает с точкой пересечения
его …
а) медиан
б) биссектрис
в) серединных перпендикуляров (1 балл) - Центр вписанной в треугольник окружности равноудален от …
а) сторон
б) углов
в) вершин треугольника (1 балл) - Центр вписанной в треугольник окружности является точкой пересечения его
медиан Этот треугольник
а) прямоугольный
б) равнобедренный
в) равносторонний (1 балл) - Окружность называется вписанной в многоугольник, если ….
а) все его стороны касаются окружности
б) все его вершины лежат на окружности
в) все его стороны имеют общие точки с окружность (1 балл)
Тесты – 2
- Радиус вписанной в треугольник окружности равен расстоянию от центра
окружности до
а) сторон треугольника
б) вершин треугольника
в) углов треугольника (1 балл) - Центр вписанной в равнобедренный треугольник окружности может лежать …
а) на любой из высот
б) на любой из его медиан
в) на любом из его серединных перпендикуляров (1 балл) - Центр вписанной в треугольник окружности является точкой пересечения его
биссектрис. Этот треугольник может быть …
а) произвольным
б) только равносторонним
в) только прямоугольным (1 балл) - Многоугольник называется описанным около окружности, если ….
а) окружность имеет общие точки с его сторонами
б) окружность проходит через его вершин
в)окружность является касающейся всех его сторон (1 балл)
3. Конкурс “Готовые чертежи” Задания: слайд 7, Ответы: слайд 8.
Задание для 1 команды: В равносторонний треугольник вписана окружность
радиусом 6см, ОВ = 10см. Найти его сторону ВС. (3 балла)
Задание для 2 команды: В равносторонний треугольник вписана
окружность. Сторона ВС треугольника АВС равна 8см, ОВ = 5 см. Найти радиус
окружности ОК. (3 балла)
4. Конкурс “Художник” Задания: слайд 9. Ответы: слайд 10.
Задание для 1 команды: Начертите прямоугольный треугольник и впишите в него окружность. (2 балла)
Задание для 2 команды: Начертите тупоугольный треугольник и впишите в него окружность. (2 балла)
5. Конкурс “Спешите решить” Задания: слайды 10, ответы: слайд 12.
Задание для 1 команды: (5 баллов) Сумма двух
противоположных сторон описанного четырехугольника равна 36см, а радиус
вписанной в него окружности равен 15 см. Найти площадь четырехугольника
а)
86,4 кв.см.
б) 540 кв. см.
в) 1080 кв. см.
г) 1620 кв. см.
Задание для 2 команды:
(5 баллов) Сумма двух противоположных сторон описанного четырехугольника равна
30см, а его площадь 108кв.см.Найти радиус окружности, вписанной в этот
четырехугольник
а) 0,9 см
б) 1,8 см
в) 3,6 см
г) 7,2 см
6. Конкурс капитанов Задания: слайд 13. Ответы: слайд 14.
Капитану 1 команды: (3 балла ) Можно ли в прямоугольник вписать окружность?
Капитану 2 команды: (3 балла ) Можно ли в ромб вписать окружность?
7. Конкурс “Черный ящик” Задания: слайд 15. Ответ: слайд 16.
То, что лежит в темном ящике, изобрел очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпей, археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции, умение пользоваться этим предметом, считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в строительстве и архитектуре. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой старшеклассник. Вопрос: Что лежит в черном ящике? (4 балла получит тот, кто первым ответит на вопрос)
VI. Подведение итогов игры.
- Подсчет количества баллов и выставление оценок согласно критериям
- Капитаны заполняют таблицу результатов и объявляют победителей игры.
- Критерии оценок: 0 – 7 баллов – оценка “2”, 8 – 14 б. – оценка “3”, 15 – 22 б. – оценка “4”, выше 23 б. – оценка “5”.
V. Домашнее задание.
П. 74, ответить на вопросы № 21–23, стр. 188 №№ 698, 699.