Тема: Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». (Урок внеклассного чтения)
Цель: Познакомить детей с произведениями Николая Носова.
Задачи:
1) учить давать точные ответы на поставленные вопросы;
2) способствовать формированию высоких нравственных принципов: честности, порядочности, сострадания, трудолюбия;
3) прививать любовь к чтению.
Оборудование: Книги Н.Н. Носова, коробка с карточками, мультимедийный проектор, презентация (Приложение).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка темы урока
Подготовленный ученик читает стихотворение.
Я книга! Я товарищ твой!
Будь школьник, бережен со мной.
Мой чистый вид всегда приятен:
Оберегай меня от пятен!Не забывай меня в саду,
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!Не загибай мои листы!
А про закладку помнишь ты?
Запомни, я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Учитель. О чём это стихотворение?
Дети. О книге.
У. Книга говорит: «Я товарищ твой. Я твой лучший друг». Почему?
Д. В книге можно найти ответ на любой вопрос, прочитать обо всём на свете.
У. Вы любите читать книги?
Д. Да.
У. А слушать, когда вам читают, любите?
Д. Да.
У. А какое произведение вам читала Ирина Ивановна, и мы с вами читали отрывок этого произведения?
Д. «Приключения Незнайки и его друзей».
У. Кто автор этого романа-сказки?
Д. Николай Николаевич Носов.
У. Именно об этом произведении пойдёт речь сегодня на уроке.
III. Знакомство с биографией Н.Н. Носова
Библиотекарь. Н.Н. Носов родился 23 ноября 1908 г. в Киеве в семье актёра-эстрадника. Разносторонне одарённый мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством - наряду с шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством.
В 1927-1929 гг. учился в Киевском художественном институте, откуда перевёлся в Московский институт кинематографии. В 1932-1951 гг. был режиссёром - постановщиком мультипликационных, научно - популярных и учебных фильмов. Рассказы начал публиковать в 1938 г.
В 1950-х гг. были изданы романы сказки: «Приключения Незнайки», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Здесь в остросюжетной условной форме автор знакомит юного читателя с основными законами человеческого общежития.
Уважение к труду, знаниям, профессионализму, честное и доброжелательное отношение к людям внушаются в произведениях Носова мягко и неназойливо, с теплом, сочувственным юмором, сочетаясь с признанием самоценной личности ребёнка и принципов свободного воспитания.
IV. Работа по произведению (соревнование)
У. Чтобы понять, насколько хорошо вы познакомились с произведением Н.Носова, я предлагаю начинать наше соревнование.
Ну, конечно, для соревнования нужно поделиться на команды. Я приготовила карточки четырёх цветов: жёлтый, зелёный, синий, розовый. Кто, какой цвет достанет из коробки, тот в той команде и будет.
Ребята рассаживаются по своим местам в командах.
Показ слайдов.
У. Чья команда быстро и верно справится с заданием, получит жетон в виде цветка. Кто наберёт больше жетонов, тот и будут носить имя «Знаток о Незнайке и его друзьях».
У. Молодцы ребята, наше соревнование закончилось, мне очень приятно, что вы так хорошо слушали Ирину Ивановну и сами читали о приключениях весёлого Незнайки. Ответьте на последний вопрос. Какую песенку спели малыши из Цветочного города на концерте?
Д. «В траве сидел кузнечик».
У. Давайте, и мы споём её.
Дети исполняют песню «В траве сидел кузнечик».
У. Что произошло после исполнения песни?
Д. Все загрустили, захотели домой.
V. Итог урока
У. Чему учит это произведение?
Д. Нехорошо говорить неправду, всё равно ложь когда - нибудь откроется.
- Все любят смеяться над кем - то, но не любят, когда смеются над ними.
- Учит тому, что в дружбе жить лучше.
- Любви к дому, к друзьям.
Я книга! Я товарищ твой!
Будь школьник, бережен со мной.
Мой чистый вид всегда приятен:
Оберегай меня от пятен!Не забывай меня в саду,
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!Не загибай мои листы!
А про закладку помнишь ты?
Запомни, я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.