План-конспект фронтального логопедического занятия по профилактике и коррекции дисграфии у школьников 2–3-х классов для детей с ЗПР

Разделы: Логопедия


Тема: Звуки [с'], [щ].

Коррекционно-образовательная

  • уточнить артикуляцию звуков [с'], [щ];
  • дифференцировать звуки изолированные, в слогах и словах;
  • связать звуки с буквами;
  • расширить представления детей о рыбах;
  • расширить словарный запас детей.

Коррекционно-развивающая

  • развивать и корректировать фонематические процессы;
  • развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать высшие психические функции (внимание, восприятие, пространственное мышление, операции мышления: анализа и синтеза).

Коррекционно-воспитательная

  • развивать потребность говорить правильно и красиво;
  • формировать высокий уровень мотивации к занятиям по логопедии;

Оборудование: профили, зеркала, демонстрационные карточки для фронтальной и индивидуальной работы, магнитофон, кассета с классической музыкой для детей, рабочие тетради детей в клеточку и линеечку.

Ход занятия

№ п/п Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Подготовительный этап

1.1 Организационный момент

Дети под музыкальное сопровождение (Л. Бетховен - Ode of joy.) входят в класс.

- День учебный продолжается,
И занятие начинается.

Проверка посещаемости.

Проверка готовности к занятию.

Психологический настрой на занятие.

- Говорим всегда красиво,
Чётко и неторопливо,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.

Дети стоя приветствуют учителя-логопеда.

Приложение.

1.2. Артикуляционная гимнастика.
  • "Улыбка"
  • "Заборчик"
  • "Трубочка"
  • "Вкусное варенье"
  • "Часики"
  • "Качельки"
  • "Лопатка"
  • "Иголочка"
  • "Чашечка"
  • "Желобок"
  • "Маляр"
  • "Лошадка"
  • "Гибок"
  • "Гармошка" 3-5 раз
Дети по команде учителя-логопеда делают упражнения артикуляционной гимнастики, осуществляя самоконтроль в индивидуальные зеркала, учитель-логопед контролирует выполнение детей, оказывает индивидуальную помощь.
1.3. Дыхательная гимнастика

Бабочка на цветке сидела,
Ветер дунул - полетела.
Тяжёлый жук на листик сел,
Ветер дунул - жук слетел.

Дети сдувают бабочку с цветка (с ладошки) слабой воздушной струёй, жука сильной.
1.4. Пальчиковая гимнастика Упражнение "Птички-синички"

На дереве было два гнезда с птенцами. Мамы-синички (большие пальцы рук) договорились кормить птенцов (четыре пальца руки: указательный, средний, безымянный, мизинец). Большие пальцы поочередно касаются остальных четырех. Но птенцы очень про-жорливы и мамам-синичкам приходится все быстрее и быстрее ловить мошек и кормить птен-цов (большой палец в быстром темпе прикасается к четырем остальным). Наелись птенцы и стали чистить клювы, а мамы-синички им помогали (большой палец с силой "чистит" верхние края остальных пальцев поочередно). Повторить 3-5 раз.

Дети вместе с педагогом выполняют упражнение.

Рис. 1

1.5. Графический диктант Детям раздаются индивидуальные карточки для графического диктанта. Рисуем по клеточкам. Цифра обозначает количество клеточек, а стрелочка направление движения.

У вас получился рисунок?

Кто изображён на ваших рисунках?

-Какие части тела рыбы вы знаете?

-Чем покрыто тело рыбы?

-Где водятся рыбы?

-Как рыбы передвигаются?

-Отгадайте загадки.

В воде мы живём, без воды пропадём. (рыбки)

Вильнёт хвостом туда- сюда- и нет её, и нет следа. (рыба)

У нас получилось изображение рыбы.

- У рыбы есть хвост, плавники, голова, туловище.

- Тело рыбы покрыто чешуёй.

- Рыбы живут в водоёмах - реках, озёрах, прудах, морях.

- Рыбы плавают в воде.

Дети отгадывают загадки и обосновываю свои ответы

2. Основной этап.

2.1. Объявление темы через выделение звуков С, Щ.

На доску помещается карточка с текстом.

Плавниками трепеща, и зубаста и тоща,
Пищи все себе ища, ходит щука вкруг леща.
А. Горький.

- Прочитаем шепотом предложение три раза.

- Учитель-логопед сам с выражением читает предложение.

- Кто может прочитать это предложение вслух?

- Какой звук встречается в этом предложении часто?

- Названия, каких рыб встретились вам в стихотворении Горького?

Определите позицию звука [щ] в этих словах.

Раздаются карточки с изображением рыб.

- Рассмотрим рисунки с рыбками и прочитаем их названия. (рис. 2)

Учитель-логопед показывает рыб, дети называют их.

- Прочитайте шепотом названия рыб.

  • Сом
  • Щука
  • Окунь
  • Лещ
  • Ерш
  • Карась

- Определите, какой рыбки нет на вашем рисунке.

- Назовите последние звуки в словах лещ и карась.

Сегодня на занятии мы с вами будем выделять на слух звуки [с'], [щ] и правильно обозначать их соответствующими буквами.

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают.

-Часто встречается в предложении звук [щ]

- В стихотворении встречались "щука", "лещ".

Щука - звук [щ] в начале слова.

Лещ - звук [щ] в конце слова

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик читает. И определяет, что на рисунке нет карася.

Лещ - в конце слова звук [щ].

Карась - в конце слова звук [с'].

2.2. Физкульт. минутка. Раз - подняться, потянутся.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - на месте три прыжка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - тихо сесть.
Дети вместе с учителем выполняют движения.
2.3. Сравнение звуков по артикуляции - Звуки сравниваются с помощью кинестетических ощущений.

- Звуки сравниваются с помощью зрительного контроля.

- Звуки сравниваются с помощью профиля.

- Определение звуков по беззвучной артикуляции.

- Определение артикуляции произнесенного логопедом звука (нижняя часть лица закрывается).

ща, ся, що, се, сю, щу, щи, си, поселок, щеки, щавель, сито, щетка, сельди, щеголь, прищелкивать, пресекли, прощение, осенний.

- Повторение слогов:

ща-ся, що-се, су-щу, щи-си, се-ща, щу-ся, се-ща, щу-ся, сощ-сыщ, со-ща.

- Какими буквами обозначаются на письме звуки [с'], [щ].

- Как называются эти буквы?

- Как на письме можно смягчить звук[с]?

 

 

 

 

 

Логопед произносит слоги, слова, учащиеся сначала хлопают, когда слышат звук [с'], потом - [щ].

Логопед произносит слоги, учащиеся повторяют по цепочке.

Дети показывают карточки с изображением этих букв.

Буквы называются "ЭС" и "ЩА".

Смягчить эти звуки можно при помощи мягкого знака, или гласной второго ряда.

2.4.Выборочный диктант (С и Щ) Учитель-логопед диктует

Щека, сени, товарищ, синяк, щенок, овощи, ось, сироп, плющ, щегол, усищи, щука, семья, пильщик, щетка.

Сколько слов было со звуком [с']?

Сколько слов было со звуком [щ]?

Сколько слов было и со звуком [с'] и со звуком [щ] ?

Дети когда слышат слово со звуками [с'] ставят чёрточку в первый столбик, когда слышат [щ] ставят чёрточку во второй столбик.

2.5.Сравнить слова, вставить буквы С и Щ. На доску помещается карточка.

ле...

...ели

плю...

пи...ать

- Вставить буквы С и Щ

- Учитель-логопед вместе с детьми разбирает смысл, получившихся слов.

- В каком из этих слов звук [с] мягкий?

- Почему в слове "лес" [с] мягкий, а в слове "писать" твёрдый?

- Каждый ребёнок устно составляет предложение с одним из этих слов.

В тетрадь под диктовку записывается предложение.

В сети Сене попали лещи, караси, щуки.

Дети вставляют буквы и записывают в тетрадях

Лес- лещ

Сели- щели

Плюс- плющ

Писать-пищать

- Мягкий [с'] в слове лес.

- В слове "лес" после л идёт гласная второго ряда Е, а в слове "писать" после с идёт гласная первого ряда А. Мы знаем, что гласные второго ряда смягчают согласный перед ними.

Дети записывают и подчёркивают буквы С и Щ.

2.6. Работа над слова-рем, слово-образо-ванием. Изменить слова (от существительных образовать глаголы).

На доску помещается карточка.

треск -

писк -

свист -

плеск -

Устно проспрягать глаголы.

Я тащу сеть Мы...

Ты... Вы...

Он... Она... Они...

- Кто тащит сеть?

- Давайте попробуем образовать сложное слово из двух слов

рыба и ловить

рыболов

- Давайте, образуем цепочку родственных слов.

- У всех этих слов один корень, назовите его.

- Повторим скороговорку:

Тащит сети рыболов,
Весь в реку уплыл улов.

треск - трещит

писк - пищит

свист - свистит

плеск - плещет

 

Дети по цепочке спрягают глагол

 

Рыбак тащит сеть.

 

- Получится слово рыболов.

Рыба, рыбак, рыболов, рыбка, рыбёшка, рыбачка, рыбачек, рыбища, рыбачить, рыбный, рыбий

Это корень рыб

Дети повторяют по цепочке.

3. Заключительная часть.

3.1. Итог

3.2. Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3.Домашнее задание

- Что мы сегодня с вами делали на занятии?

- Покажите мне свои тетради!

- Что мы научились делать?

- О ком мы говорили на занятии?

- Поднимите руку, кому было на занятии трудно?

- Поднимите руку, кому было на занятии интересно?

- Поставьте мне оценку за урок.

Наступила ночь, все рыбки уснули.

- Вышло солнышко в воде стало светло, и рыбки весело резвясь, поплыли навстречу солнцу.

Пришёл рыбачек и забросил сеть. Вытащил несколько рыб. Помогите рыбачку, определить каких рыб он поймал, а для этого разгадайте кроссворд. Это и будет ваше домашнее задание. Вам встретится рыба, о которой мы не говорили на занятии. Узнайте у родителей, как она называется, где водится, сходите в рыбный магазин и посмотрите, как она выглядит. Составьте и запишите предложение об этой рыбе.

Рис. 3

День учебный продолжается,
А занятие завершается.

Дети под музыкальное сопровождение (Л. Бетховен - Ode of joy.) выходят из класса.

Дети перечисляют виды работ, которые они выполняли.

Учитель-логопед проходит по рядам.

- Научились определять звуки Сь и Щ в словах.

- На занятии мы говорили о рыбах.

Дети показывают оценку на цифровом ряде, который помещён на парте.

Дети ложатся на парты и закрывают глаза. Педагог в дневники вклеивает поощрительные цветные наклейки за работу на занятии. И в тетради вкладывает кроссворды.

Литература

  1. [Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. Тетрадь с заданиями для развития детей. Окружающий мир. Природа. Часть 2]
  2. [Стехина Н.Ф. Особенности логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с диагнозом "Стертая форма дизартрии". Под редакцией Паченковой Т.В. Методические рекомендации. Научно-методический Центр Проблем Детства., Екатеринбург, 1997г.-с. 105]
  3. [Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В.Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / Е.П. Фуреева и др. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 208 с. - (Сердце отдаю детям)]