Тема: Звуки [с'], [щ].
Коррекционно-образовательная
- уточнить артикуляцию звуков [с'], [щ];
- дифференцировать звуки изолированные, в слогах и словах;
- связать звуки с буквами;
- расширить представления детей о рыбах;
- расширить словарный запас детей.
Коррекционно-развивающая
- развивать и корректировать фонематические процессы;
- развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику пальцев рук;
- развивать высшие психические функции (внимание, восприятие, пространственное мышление, операции мышления: анализа и синтеза).
Коррекционно-воспитательная
- развивать потребность говорить правильно и красиво;
- формировать высокий уровень мотивации к занятиям по логопедии;
Оборудование: профили, зеркала, демонстрационные карточки для фронтальной и индивидуальной работы, магнитофон, кассета с классической музыкой для детей, рабочие тетради детей в клеточку и линеечку.
Ход занятия
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Подготовительный этап 1.1 Организационный момент |
Дети под музыкальное сопровождение (Л.
Бетховен - Ode of joy.) входят в класс.
Проверка посещаемости. Проверка готовности к занятию. Психологический настрой на занятие.
|
Дети стоя приветствуют учителя-логопеда. |
1.2. Артикуляционная гимнастика. |
|
Дети по команде учителя-логопеда делают упражнения артикуляционной гимнастики, осуществляя самоконтроль в индивидуальные зеркала, учитель-логопед контролирует выполнение детей, оказывает индивидуальную помощь. |
1.3. Дыхательная гимнастика |
|
Дети сдувают бабочку с цветка (с ладошки) слабой воздушной струёй, жука сильной. |
1.4. Пальчиковая гимнастика | Упражнение "Птички-синички" На дереве было два гнезда с птенцами. Мамы-синички (большие пальцы рук) договорились кормить птенцов (четыре пальца руки: указательный, средний, безымянный, мизинец). Большие пальцы поочередно касаются остальных четырех. Но птенцы очень про-жорливы и мамам-синичкам приходится все быстрее и быстрее ловить мошек и кормить птен-цов (большой палец в быстром темпе прикасается к четырем остальным). Наелись птенцы и стали чистить клювы, а мамы-синички им помогали (большой палец с силой "чистит" верхние края остальных пальцев поочередно). Повторить 3-5 раз. |
Дети вместе с педагогом выполняют
упражнение.
Рис. 1 |
1.5. Графический диктант | Детям раздаются индивидуальные карточки для графического диктанта. Рисуем по клеточкам. Цифра обозначает количество клеточек, а стрелочка направление движения. | |
У вас получился рисунок? Кто изображён на ваших рисунках? -Какие части тела рыбы вы знаете? -Чем покрыто тело рыбы? -Где водятся рыбы? -Как рыбы передвигаются? -Отгадайте загадки.
|
У нас получилось изображение рыбы. - У рыбы есть хвост, плавники, голова, туловище. - Тело рыбы покрыто чешуёй. - Рыбы живут в водоёмах - реках, озёрах, прудах, морях. - Рыбы плавают в воде. Дети отгадывают загадки и обосновываю свои ответы |
|
2. Основной этап. 2.1. Объявление темы через выделение звуков С, Щ. |
На доску помещается карточка с текстом.
- Прочитаем шепотом предложение три раза. - Учитель-логопед сам с выражением читает предложение. - Кто может прочитать это предложение вслух? - Какой звук встречается в этом предложении часто? - Названия, каких рыб встретились вам в стихотворении Горького? Определите позицию звука [щ] в этих словах. Раздаются карточки с изображением рыб. - Рассмотрим рисунки с рыбками и прочитаем их названия. (рис. 2) Учитель-логопед показывает рыб, дети называют их. - Прочитайте шепотом названия рыб.
- Определите, какой рыбки нет на вашем рисунке. - Назовите последние звуки в словах лещ и карась. Сегодня на занятии мы с вами будем выделять на слух звуки [с'], [щ] и правильно обозначать их соответствующими буквами. |
Дети читают. -Часто встречается в предложении звук [щ] - В стихотворении встречались "щука", "лещ". Щука - звук [щ] в начале слова. Лещ - звук [щ] в конце слова
Один ученик читает. И определяет, что на рисунке нет карася. Лещ - в конце слова звук [щ]. Карась - в конце слова звук [с']. |
2.2. Физкульт. минутка. | Раз - подняться, потянутся. Два - согнуться, разогнуться. Три - на месте три прыжка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать. Шесть - тихо сесть. |
Дети вместе с учителем выполняют движения. |
2.3. Сравнение звуков по артикуляции | - Звуки сравниваются с помощью
кинестетических ощущений. - Звуки сравниваются с помощью зрительного контроля. - Звуки сравниваются с помощью профиля. - Определение звуков по беззвучной артикуляции. - Определение артикуляции произнесенного логопедом звука (нижняя часть лица закрывается). ща, ся, що, се, сю, щу, щи, си, поселок, щеки, щавель, сито, щетка, сельди, щеголь, прищелкивать, пресекли, прощение, осенний. - Повторение слогов: ща-ся, що-се, су-щу, щи-си, се-ща, щу-ся, се-ща, щу-ся, сощ-сыщ, со-ща. - Какими буквами обозначаются на письме звуки [с'], [щ]. - Как называются эти буквы? - Как на письме можно смягчить звук[с]? |
Логопед произносит слоги, слова, учащиеся сначала хлопают, когда слышат звук [с'], потом - [щ]. Логопед произносит слоги, учащиеся повторяют по цепочке. Дети показывают карточки с изображением этих букв. Буквы называются "ЭС" и "ЩА". Смягчить эти звуки можно при помощи мягкого знака, или гласной второго ряда. |
2.4.Выборочный диктант (С и Щ) | Учитель-логопед диктует Щека, сени, товарищ, синяк, щенок, овощи, ось, сироп, плющ, щегол, усищи, щука, семья, пильщик, щетка. Сколько слов было со звуком [с']? Сколько слов было со звуком [щ]? Сколько слов было и со звуком [с'] и со звуком [щ] ? |
Дети когда слышат слово со звуками [с'] ставят чёрточку в первый столбик, когда слышат [щ] ставят чёрточку во второй столбик. |
2.5.Сравнить слова, вставить буквы С и Щ. | На доску помещается карточка. ле... ...ели плю... пи...ать - Вставить буквы С и Щ - Учитель-логопед вместе с детьми разбирает смысл, получившихся слов. - В каком из этих слов звук [с] мягкий? - Почему в слове "лес" [с] мягкий, а в слове "писать" твёрдый? - Каждый ребёнок устно составляет предложение с одним из этих слов. В тетрадь под диктовку записывается предложение. В сети Сене попали лещи, караси, щуки. |
Дети вставляют буквы и записывают в
тетрадях Лес- лещ Сели- щели Плюс- плющ Писать-пищать - Мягкий [с'] в слове лес. - В слове "лес" после л идёт гласная второго ряда Е, а в слове "писать" после с идёт гласная первого ряда А. Мы знаем, что гласные второго ряда смягчают согласный перед ними. Дети записывают и подчёркивают буквы С и Щ. |
2.6. Работа над слова-рем, слово-образо-ванием. | Изменить слова (от существительных
образовать глаголы). На доску помещается карточка. треск - писк - свист - плеск - Устно проспрягать глаголы. Я тащу сеть Мы... Ты... Вы... Он... Она... Они... - Кто тащит сеть? - Давайте попробуем образовать сложное слово из двух слов рыба и ловить рыболов - Давайте, образуем цепочку родственных слов. - У всех этих слов один корень, назовите его. - Повторим скороговорку:
|
треск - трещит писк - пищит свист - свистит плеск - плещет
Дети по цепочке спрягают глагол
Рыбак тащит сеть.
- Получится слово рыболов. Рыба, рыбак, рыболов, рыбка, рыбёшка, рыбачка, рыбачек, рыбища, рыбачить, рыбный, рыбий Это корень рыб Дети повторяют по цепочке. |
3. Заключительная часть. 3.1. Итог 3.2. Рефлексия
3.3.Домашнее задание |
- Что мы сегодня с вами делали на
занятии? - Покажите мне свои тетради! - Что мы научились делать? - О ком мы говорили на занятии? - Поднимите руку, кому было на занятии трудно? - Поднимите руку, кому было на занятии интересно? - Поставьте мне оценку за урок. Наступила ночь, все рыбки уснули. - Вышло солнышко в воде стало светло, и рыбки весело резвясь, поплыли навстречу солнцу. Пришёл рыбачек и забросил сеть. Вытащил несколько рыб. Помогите рыбачку, определить каких рыб он поймал, а для этого разгадайте кроссворд. Это и будет ваше домашнее задание. Вам встретится рыба, о которой мы не говорили на занятии. Узнайте у родителей, как она называется, где водится, сходите в рыбный магазин и посмотрите, как она выглядит. Составьте и запишите предложение об этой рыбе. Рис. 3
Дети под музыкальное сопровождение (Л. Бетховен - Ode of joy.) выходят из класса. |
Дети перечисляют виды работ, которые
они выполняли. Учитель-логопед проходит по рядам. - Научились определять звуки Сь и Щ в словах. - На занятии мы говорили о рыбах. Дети показывают оценку на цифровом ряде, который помещён на парте. Дети ложатся на парты и закрывают глаза. Педагог в дневники вклеивает поощрительные цветные наклейки за работу на занятии. И в тетради вкладывает кроссворды. |
Литература
- [Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. Тетрадь с заданиями для развития детей. Окружающий мир. Природа. Часть 2]
- [Стехина Н.Ф. Особенности логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с диагнозом "Стертая форма дизартрии". Под редакцией Паченковой Т.В. Методические рекомендации. Научно-методический Центр Проблем Детства., Екатеринбург, 1997г.-с. 105]
- [Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В.Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / Е.П. Фуреева и др. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 208 с. - (Сердце отдаю детям)]