Проблемно-блоковый урок по теме "Хромосомная теория наследственности. Ген и геном человека"

Разделы: Биология


Дидактическая цель урока: Создать условия для осознания и закрепления блока новой учебной информации.

Цели по содержанию:

Образовательная:

  • Способствовать расширению знаний учащихся о хромосомной теории наследственности; пониманию генетических основ закона Т.Моргана.
  • Продолжить работу над формированием генетической грамотности учащихся.

Развивающая:

  • Продолжить формирование умений анализировать и давать критическую оценку тексту учебника и научной статьи.
  • Способствовать установлению причинно-следственных связей через решение проблемных задач.

Воспитательная.

  • Создать условия для воспитания культуры умственного труда.
  • Способствовать воспитанию информационной культуры в процессе работы с учебной литературой.

Тип урока: Изучения нового материала.

Методы обучения: Проблемного изложения, частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

ФОПД:

  • индивидуальная,
  • фронтальная,
  • парная,
  • групповая.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Сборник нормативных документов. Биология./ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 класс./- М.: Дрофа, 2006. Базовый уровень.
  3. Учебник " Общая биология Базовый уровень. 10-11 классы". Авторы учебника: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова М. "Дрофа" 2005 год.
  4. Журнал биология в школе 2002г .№5.

MULTIMEDIA - поддержка.

  • Компакт-диск "Уроки биологии КиМ (Общая биология) 10 класс.
  • Интернет ресурсы
  • http:// biodan.narod.ru
  • http:// festival.1 september.ru

Технологически карта урока

Структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Оргмомент. Учитель проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. Готовятся к работе, организуют рабочее место.
Целеполагание и мотивация. Целью сегодняшнего урока будет выяснить причины сцепленного наследования; раскрыть сущность хромосомной теории Моргана с современных позиций науки генетика.

Презентация.

 
Актуализация. Т.Морган скрещивал дрозофил с черным тельцем / бескрылых с серожелтыми /крылатыми. Какое потомство можно ожидать в первом поколении и почему? Учитель предлагает закончить схему скрещивания (работа устно)

Р: ААВВ х аавв

G :

F1

 

 

 

 

 

Далее Морган применяет анализирующее скрещивание.

Предположите, какие результаты скрещивания должны получится.

Работа у доски.

 

 

 

О:

Р: ААВВ х аавв

G : АВ ав

F1 АаВв

Серожолтые/крылатые

в первом поколении все потомки были серожелтыми/ крылатыми.

Работает первый закон Г.Менделя - закон доминирования.

Учащиеся применяют знания классических законов Менделя.

Р: АаВв х аавв

G: АВ, Ав, аВ.ав. ав

F2: АаВв, Аавв, ааВв,

сер/крыл сер/бескрыл черн/крыл

аавв

черн/бескрыл

Расщепление по генотипу 1:1:1:1

1 блок.

Первичное усвоение материала

Но, у Моргана получилось следующее расщепление:

F2:

АаВв аавв
сер/крыл черн/бескрыл.
41,5% 41,5%
Аавв ааВв
сер/бескрыл черн/ крыл
8,5% 8,5%

 Почему не наблюдалось равного 25% расщепления?

Какая из этих схем демонстрирует полное сцепление, а какая неполное. Почему? Ответ поясните.

Схема №1

F2:

АаВв аавв
сер/крыл черн/бескрыл.
41,5% 41,5%
Аавв ааВв
сер/бескрыл черн/ крыл
8,5% 8,5%

Схема №2

F2:

АаВв аавв
сер/крыл черн/бескрыл.
50% 50 %

У собаки

78 хромосом

: пар хромосом

39 групп сцепления

У гороха

14 хромосом

7 пар хромосом

:.групп сцепления.

У человека.

::. хромосом

:: пар хромосом

::. групп сцепления

Работа с текстом учебника 3.13

О: Гены находящиеся в одной хромосоме, наследуются совместно, т.о. гены отвечающие за наследование таких признаков как, цвет крыльев и их длинна наследуются сцеплено. Это явление получило название закона Т.Моргана. Механизмом, нарушающим сцепленное наследование, является процесс кроссинговера - перекрест и обмен участками у гомологичных хромосом.

В тетради делаются записи:

Закона Т.Моргана.

 

 

 

О: Схема №1 демонстрирует неполное сцепление, т.к. присутствуют кроссоверные особи.

Схема №2 - полное сцепление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У собаки

78 хромосом

39: пар хромосом

39 групп сцепления

У гороха

14 хромосом

7 пар хромосом

7:.групп сцепления.

У человека.

:46:. хромосом

:23: пар хромосом

:23:. групп сцепления

Количество количеству гаплоидному

групп = пар = числу

сцепления хромосом хромосом.

(Записывают в тетрадь)

2 блок.

Осознание и осмысление

Учитель демонстрирует основные положения теории Т.Моргана:

Признаки и свойства организма определяются генами.

Гены локализованы в хромосомах и расположены там линейно, на определенном расстоянии друг от друга.

Новые сочетания генов возникают при обмене участками гомологичных хромосом, по механизму кроссинговера.

По частоте кроссинговера можно судить о расстоянии и порядке расположения генов в хромосоме.

Проанализировав научную статью, решите, какое из основных положений Т. Моргана в свете современной хромосомной теории претерпело больше всего дополнений? С чем это связано? Почему вы так решили?

Записывают в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

Работа в парах со статьей

(см. приложение №1).

О: Хромосомная теория наследственности в современном прочтении с дополнениями и следствиями не потеряла своего важнейшего теоретического значения. В период быстрого развития молекулярно - генетических и

генно-инженерных методов и технологий именно хромосомная теория наследственности - тот теоретический базис, на котором строятся рассуждения и делаются выводы из самых сложных экспериментов. Особенно много дополнений связано с развитием воззрений на строение гена и структуры генома.

3 блок.

Систематизация и обобщение.

По мнению ученых, ХХ век, был веком генетики. Как выдумаете почему?

Ответ поясните. Учитель предлагает работу в группах. Анализируя параграф учебника 3.14, каждая группа предлагает четко сформулированную версию.

По мере выступления групп неповторяющиеся версии записываются на доске в качестве вывода по уроку.

Работают в группах по 4-5 человек.

Вывод по уроку фиксируется в тетрадях учащихся.

Рефлексия.

 

 

 

Домашнее задание

Вам предложены следующие понятия: ген, геном, генотип, признаки организма. Раскройте взаимосвязь между этими понятиями в виде схемы: "Рыбья кость"

Поясните свой выбор.

1. Параграфы в учебнике - 3.13, 3.14, вопросы в конце параграфа.

Решите задачу:

Катаракта и полидактилия (многопалость) вызываются доминантными аллелями двух генов, расположенных в одной паре аутосом. Женщина унаследовала катаракту от отца, многопалость от матери. Определите возможные фенотипы детей от ее брака со здоровым мужчиной. Кроссинговер отсутствует.

2. По желанию

Вопрос о происхождении МГЭ остается открытым - предположите пути происхождения МГЭ.

Заполняют схему.