Дидактическая цель урока: Создать условия для осознания и закрепления блока новой учебной информации.
Цели по содержанию:
Образовательная:
- Способствовать расширению знаний учащихся о хромосомной теории наследственности; пониманию генетических основ закона Т.Моргана.
- Продолжить работу над формированием генетической грамотности учащихся.
Развивающая:
- Продолжить формирование умений анализировать и давать критическую оценку тексту учебника и научной статьи.
- Способствовать установлению причинно-следственных связей через решение проблемных задач.
Воспитательная.
- Создать условия для воспитания культуры умственного труда.
- Способствовать воспитанию информационной культуры в процессе работы с учебной литературой.
Тип урока: Изучения нового материала.
Методы обучения: Проблемного изложения, частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
ФОПД:
- индивидуальная,
- фронтальная,
- парная,
- групповая.
Учебно-методическое обеспечение:
- Сборник нормативных документов. Биология./ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 класс./- М.: Дрофа, 2006. Базовый уровень.
- Учебник " Общая биология Базовый уровень. 10-11 классы". Авторы учебника: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова М. "Дрофа" 2005 год.
- Журнал биология в школе 2002г .№5.
MULTIMEDIA - поддержка.
- Компакт-диск "Уроки биологии КиМ (Общая биология) 10 класс.
- Интернет ресурсы
- http:// biodan.narod.ru
- http:// festival.1 september.ru
Технологически карта урока
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||
Оргмомент. | Учитель проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. | Готовятся к работе, организуют рабочее место. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание и мотивация. | Целью сегодняшнего урока будет выяснить причины сцепленного наследования; раскрыть сущность хромосомной теории Моргана с современных позиций науки генетика. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация. | Т.Морган скрещивал дрозофил с черным
тельцем / бескрылых с серожелтыми /крылатыми.
Какое потомство можно ожидать в первом поколении
и почему? Учитель предлагает закончить схему
скрещивания (работа устно) Р: ААВВ х аавв G : F1
Далее Морган применяет анализирующее скрещивание. Предположите, какие результаты скрещивания должны получится. Работа у доски. |
О: Р: ААВВ х аавв G : АВ ав F1 АаВв Серожолтые/крылатые в первом поколении все потомки были серожелтыми/ крылатыми. Работает первый закон Г.Менделя - закон доминирования. Учащиеся применяют знания классических законов Менделя. Р: АаВв х аавв G: АВ, Ав, аВ.ав. ав F2: АаВв, Аавв, ааВв, сер/крыл сер/бескрыл черн/крыл аавв черн/бескрыл Расщепление по генотипу 1:1:1:1 |
||||||||||||||||||||||||||||||
1 блок. Первичное усвоение материала |
Но, у Моргана получилось следующее
расщепление: F2:
Почему не наблюдалось равного 25% расщепления? Какая из этих схем демонстрирует полное сцепление, а какая неполное. Почему? Ответ поясните. Схема №1 F2:
Схема №2 F2:
У собаки 78 хромосом : пар хромосом 39 групп сцепления У гороха 14 хромосом 7 пар хромосом :.групп сцепления. У человека. ::. хромосом :: пар хромосом ::. групп сцепления |
Работа с текстом учебника 3.13 О: Гены находящиеся в одной хромосоме, наследуются совместно, т.о. гены отвечающие за наследование таких признаков как, цвет крыльев и их длинна наследуются сцеплено. Это явление получило название закона Т.Моргана. Механизмом, нарушающим сцепленное наследование, является процесс кроссинговера - перекрест и обмен участками у гомологичных хромосом. В тетради делаются записи: Закона Т.Моргана.
О: Схема №1 демонстрирует неполное сцепление, т.к. присутствуют кроссоверные особи. Схема №2 - полное сцепление.
У собаки 78 хромосом 39: пар хромосом 39 групп сцепления У гороха 14 хромосом 7 пар хромосом 7:.групп сцепления. У человека. :46:. хромосом :23: пар хромосом :23:. групп сцепления Количество количеству гаплоидному групп = пар = числу сцепления хромосом хромосом. (Записывают в тетрадь) |
||||||||||||||||||||||||||||||
2 блок. Осознание и осмысление |
Учитель демонстрирует основные
положения теории Т.Моргана: Признаки и свойства организма определяются генами. Гены локализованы в хромосомах и расположены там линейно, на определенном расстоянии друг от друга. Новые сочетания генов возникают при обмене участками гомологичных хромосом, по механизму кроссинговера. По частоте кроссинговера можно судить о расстоянии и порядке расположения генов в хромосоме. Проанализировав научную статью, решите, какое из основных положений Т. Моргана в свете современной хромосомной теории претерпело больше всего дополнений? С чем это связано? Почему вы так решили? |
Записывают в тетрадь.
Работа в парах со статьей О: Хромосомная теория наследственности в современном прочтении с дополнениями и следствиями не потеряла своего важнейшего теоретического значения. В период быстрого развития молекулярно - генетических и генно-инженерных методов и технологий именно хромосомная теория наследственности - тот теоретический базис, на котором строятся рассуждения и делаются выводы из самых сложных экспериментов. Особенно много дополнений связано с развитием воззрений на строение гена и структуры генома. |
||||||||||||||||||||||||||||||
3 блок. Систематизация и обобщение. |
По мнению ученых, ХХ век, был веком
генетики. Как выдумаете почему? Ответ поясните. Учитель предлагает работу в группах. Анализируя параграф учебника 3.14, каждая группа предлагает четко сформулированную версию. По мере выступления групп неповторяющиеся версии записываются на доске в качестве вывода по уроку. |
Работают в группах по 4-5 человек. Вывод по уроку фиксируется в тетрадях учащихся. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия.
Домашнее задание |
Вам предложены следующие понятия: ген,
геном, генотип, признаки организма. Раскройте
взаимосвязь между этими понятиями в виде схемы:
"Рыбья кость" Поясните свой выбор. 1. Параграфы в учебнике - 3.13, 3.14, вопросы в конце параграфа. Решите задачу: Катаракта и полидактилия (многопалость) вызываются доминантными аллелями двух генов, расположенных в одной паре аутосом. Женщина унаследовала катаракту от отца, многопалость от матери. Определите возможные фенотипы детей от ее брака со здоровым мужчиной. Кроссинговер отсутствует. 2. По желанию Вопрос о происхождении МГЭ остается открытым - предположите пути происхождения МГЭ. |
Заполняют схему. |