Обобщающий урок по теме "Клетка"

Разделы: Биология


Главная дидактическая цель: сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.

Цели урока:

образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах;
  • сформировать в процессе урока представление о клетке как самостоятельной живой системе;

воспитательные:

  • закрепить - навык исследовательской работы, чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;
  • продолжить работу по привитию здорового образа жизни;

развивающие:

  • продолжить - развитие умений работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты и схематически изображать строение клетки;
  • формирование умений узнавать изученные объекты на таблицах;
  • конкретизировать основные понятия темы.

Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала.

Форма учебной работы: урок применения знаний.

Методы работы: фронтальный опрос, практический, индуктивный, проблемно- поисковый метод работы.

Оборудование:

  • таблицы "Строение растительной клетки", "Деление клетки",
  • видеофрагменты "Движение цитоплазмы", "Митоз";
  • интерактивные рисунки "Строение микроскопа", "Растительная клетка";
  • интерактивная доска InterWrite.

План урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Приложение 1.

Учитель:

- Клетка - это структурная и функциональная единица всех живых организмов. Кроме того, клетка и сама живая. Все живые организмы представляют собой или одну свободноживущую клетку, или объединение какого-то количества клеток. Вспомните, какими свойствами обладают все живые организмы?*:::::.

- Клетка фактически является самовоспроизводящейся химической системой. Она физически отделена от своего окружения, но обладает способностью обмена с этим окружением, т. е. способна поглощать вещества, которые необходимы ей в качестве "пищи" и выводить наружу накопившиеся "отходы". Клетки способны размножаться при помощи деления.

- Но давайте более подробно вспомним строение растительной клетки.

Учащиеся разделены на три группы. Работают в группах, отвечая на предложенные вопросы. Подготовка длится в течение 7 минут.

  • Группа №1 Устройство микроскопа и правила работы с ним.
  • Группа №2 Строение растительной клетки.
  • Группа №3 Жизнедеятельность клетки. Деление и рост клеток.

Каждая группа отвечает на вопросы. Активно отвечающие учащиеся получают жетоны (примерные вопросы)

Группа №1

  1. Зимой Ванин папа ловил рыбу и из проруби случайно достал веточку элодеи. Ваня поместил ее в стакан с водой и принес в класс. Рассмотрев лист под микроскопом, ребята поняли, почему ее листья зеленые. А как вы думаете?
  2. От чего зависит окраска частей растений (осенние листья, яркие плоды, лепестки цветов)?
  3. Вам известно, что растение нужно поливать. Нужна ли вода каждой отдельной клетке и почему?
  4. Клетки кожицы лука плотно прилегают друг к другу. Подумайте, какую функцию они выполняют.
  5. Важнейшим органоидом клетки является ядро. Докажите это.
  6. Спелые плоды овощей и фруктов мы любим за сладкий вкус и яркий цвет. Объясните, где находятся в клетках эти вещества.

Группа №2

  1. Перечислите признаки, по которым можно назвать клетку живой.
  2. Объясните, какое значение для клетки имеет движение цитоплазмы?
  3. Что такое митоз?
  4. Опишите последовательно все фазы митоза.
  5. Чем отличается молодая клетка от старой клетки?
  6. В спелых плодах арбузов и томатов, рассыпчатых яблоках клетки легко разъединяются. Объясните, почему?

Группа №3

  1. Какие увеличительные приборы вы знаете?
  2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает?
  3. Как устроен микроскоп?
  4. Каковы правила работы с микроскопом?
  5. Какое минимальное и максимальное увеличение дает ваш микроскоп?
  6. Каковы правила приготовления препарата кожицы чешуи лука?
    Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука и рассмотрите его под микроскопом.

После ответов на вопросы, учащиеся получают другие задания. Самым активным учащимся учитель предлагает пересесть за другой стол. Они получают задание по сложнее - прочитать текст, озаглавить его и вставить пропущенные слова (в тексте сейчас они выделены курсивом).

Например:

(Клетка - структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки друг от друга отделены клеточной оболочкой. На внешней стороне, которой находится особая плотная оболочка, состоящая из клетчатки. Живое содержимое клетки представлено цитоплазмой - бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные органоиды. Важнейшим органоидом клетки является ядро. Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена внутри клетки. В ядре находится одно или несколько ядрышек. В растительной клетке имеется три вида пластид. Хлоропласты имеют зеленую окраску, хромопласты красную, а лейкопласты - белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются (вакуоли)*

Остальные учащиеся рисуют общую схему строения клетки, обозначив все ее части, пользуясь цветными карандашами. Вывод формулируют учащиеся: клетка, состоящая из частей (органоидов), живет как единое целое.

Работа учащихся с интерактивной доской InterWrite.

Пять человек (желающих) по очереди устанавливают части и органоиды клетки**, задавая по очереди вопросы классу, исправляя и дополняя ответы учащихся.

  1. Скажите, как называется этот органоид и какую функцию он выполняет? (клеточная оболочка)
  2. Как называется часть клетки, заполняющая все ее пространство?
  3. Почему ядро называют главным органоидом клетки?
  4. Назовите органоиды, которые придают зеленую окраску листьям? Каково их значение?
  5. Как называются эти крупные органоиды? Какую работу они выполняют?

Учащиеся представляют домашнее задание - презентацию "Клетка".

Приложение 3.

Первый слайд

Первый прообраз микроскопа появился не так давно. Всего-навсего около 300 лет назад. Изобретателем это гениального прибора считают голландца Антонио Ван Левенгука. Левенгук был простым торговцем, но был очень любопытен. Он первым обнаружил живые существа в капле воды. За свои открытия он был избран членом королевского общества, к нему в гости приезжала сама английская королева. Его микроскоп давал увеличение почти в 300 раз! Современные световые микроскопы дают увеличение до 3500 раз, а электронный микроскоп может увеличивать изображение в сотни тысяч раз! Но микроскоп Левенгука был больше похож на этажерку из различных увеличительных стекол, чем на современный микроскоп.

Второй слайд

Но кто, же дальше усовершенствовал микроскоп? Его усовершенствовал английский ученый Роберт Гук. Он изобрел специальный осветитель для микроскопа. Микроскоп Гука был очень похож на современный микроскоп. Но известен он не только этим. Он первым увидел клетки, рассматривая срез пробки дуба. Эти ячейки он назвал "ящичками", и "коробочками", и "клетками". Именно это название мы используем до сих пор. Потом Гук видел клетки других растений.

Третий слайд

Идею о том, что все живые организмы состоят из клеток, выдвинули два немецких ученых: Теодор Шванн и Матиас Шлейден. Эта идея получила название клеточная теория. Это произошло совсем недавно, в 1839 году. Подсчитайте, сколько лет прошло с тех пор? Из клеток, как из кирпичиков, состоят все живые организмы: и крупные, и самые маленькие.

Четвертый слайд

Разнообразие растительных клеток. Окраска, форма и размеры клеток разных органов растений очень разнообразны. (Клетки: мякоти арбуза, скорлупы ореха, мякоти зеленого листа, жгучих волосков листьев)

Пятый слайд

Клетка обладает всеми признаками живого: дышит, питается, растет, делится (размножается).

(на слайде деление клетки)

Митоз - это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. В результате митоза из одной материнской клетки образуются две одинаковые дочерние клетки, с тем же набором хромосом и стой же наследственной информацией, что и в материнской клетке.

Учитель:

К сожалению клетки, как и все живое, гибнут. Наши тела тоже состоят из клеток. Особенно разрушительно действуют на клетки организма курение табака и употребление алкоголя.

Табачный дым содержит ядовитые вещества, например никотин, бензопирен, которые губят клетки и способствуют развитию злокачественных опухолей.

Шестой слайд.

(на слайде строение растительной клетки)

Растительная клетка состоит из следующих частей и органоидов: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли и пластиды.

Учитель:

Мы повторили сегодня с вами особенности строения и жизнедеятельность растительной клетки. Какой же вывод можно сделать в конце нашего урока?

Учащиеся делают выводы:

Клетка - элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех живых организмов. Несмотря на великое разнообразие растительных и животных клеток все клетки имеют одинаковые части клеточную оболочку, цитоплазму и ядро. Во всех клетках протекают сходные процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, рост, развитие, размножение, обмен веществ.

Домашнее задание: повторить к контрольной работе параграфы №1-4.

Учащиеся подходят с жетонами и получают оценки. Оценивается презентация учащихся.

*-А.А.Калинина. Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс.- М.:Вако,2005.

**- Мультимедийные средства интерактивная доска InterWrite.