Пояснительная записка
Тысячелетиями в общественном сознании формировались представления об одарённости. В этом понимании аккумулировались научные изыскания выдающихся умов и частные, обыденные наблюдения простых людей. Одарённым, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложной ситуации, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим недоступно.
В современной школе значительно возрастает роль работы с одарёнными детьми. Одарённые дети – дети, опережающие сверстников в развитии. Дар одарённость имеется у каждого, но проявляется в разной степени. И в соответствии с этим, в педагогической теории и практике возникают две задачи:
- Разработка теории и создание системы воспитания и обучения одарённых и талантливых детей.
- Разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие и потенциала каждого ребёнка.
В соответствии с этим в МОУ “Гимназия” реализуется программа по работе с одарёнными детьми.
В программе “Одарённые дети” МОУ “Гимназия” в разделе “Стратегия работы с одарёнными детьми” выделен этап, в рамках которого просматривается работа с учащимися второй ступени обучения. Его основные направления – диагностика. Цель данного этапа: создание условий для развития способности и расширения группы детей, самоактуализирующихся в рамках учебной и неучебной деятельности, формирование положительной мотивации саморазвития.
План действий в рамках этапа.
- Сформировать профильные классы с углубленным изучением отдельных предметов.
- Создание системы поощрения для активных учащихся.
- Создать службы мониторинга ЗУН и степени обученности по профилирующим дисциплинам в классах с профильным и углубленным изучением отдельных предметов.
- Создать развивающие творческие группы для одарённых детей в рамках индивидуально-групповых занятий.
- Разработать развивающие программы для индивидуально-групповых занятий.
- Проведение школьных предметных олимпиад.
- Организация творческих конкурсов за рамками учебной программы.
При разработке подпрограммы мы исходили из положения о том, что потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрируют небольшая часть детей. (Рабочая концепция одаренности, 1998)
В программе “Одаренные дети” МОУ “Гимназия” объединены блоки основного и дополнительного образования через психолого-педагогический блок для создания гарантированных возможностей с целью развития способностей одаренных детей.
Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Определение одаренных детей:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
В соответствии с этим определением условно можно выделить три категории одаренных детей.
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый образ).
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Нормативная база подпрограммы.
- Конвенция ООН о правах детей.
- Конституция Российской Федерации.
- Закон РФ “Об образовании”.
- Федеральная целевая программа “Дети России” на 2003–2006 гг.
- Закон Ямало-Ненецкого округа от 31 января 2000 г. №6 – ЗАО “Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе” (с изменениями от 16 декабря 2004 г., 4 октября 2005 г., 15 мая, 2 июня 2006 г.
Цель подпрограммы: развитие способностей одаренных школьников.
Задачи подпрограммы.
- Продолжить диагностические исследования одарённых детей путём психологического тестирования и включения в разнообразные виды интеллектуальной деятельности (интеллектуальные марафоны, брейн-ринги, участие в олимпиадах различного уровня, в работе клуба “Эрудион”).
- Систематизировать работу с одарёнными учащимися на основе креативного развития их индивидуальных способностей.
- Через создание и ведение банка данных отслеживать развитие одаренности каждого ребенка.
- Разработать педагогические технологии работы с детьми и их родителями в условиях многопрофильности гимназии.
- Создать условия для комфортного развития и становления одаренного ребенка как социально-адаптивной и социально-ответственной личности.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми.
- Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
- Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
- Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
- Принцип гуманного отношения к детям через выстраивание субъект-субъектного взаимодействия в процессе общения.
- Принцип преемственности в воспитательных воздействиях.
- Принцип природосообразности и соответствия технологий, методов взаимодействия индивидуальным особенностям детей, гимназическим условиям.
Материально-техническое обеспечение
реализации подпрограммы
“Работа с одарёнными детьми “Попробуй сам”
(5–9-е классы)”:
- комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой в связи с реализацией идей программы “Одаренные дети”;
- оснащение коридоров школы тематическими стендами для любознательных детей;
- компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных;
- формирование системы спонсорского финансирования для материального поощрения одаренных детей, добившихся наиболее значительных результатов в научно-исследовательской деятельности.
Подпрограмма рассчитана на реализацию в течение 2008–2013 гг. Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3. Презентация
СОДЕРЖАНИЕ ПОДПРОГРАММЫ
№ | Наименование мероприятия | Ответственные | Сроки | ||
1. Организационно-функциональное и научно-методическое обеспечение программы | |||||
1.1 | Выработка рабочей концепции одаренности в рамках смыслообразующего обучения | Паршукова Т.И., Аксенова И.В. |
2008 | ||
1.2 | Накопление теоретического и практического материала по проблеме “Одаренные дети” | социально-психологическая служба | 2008–2013 | ||
1.3 | Составление картотеки книг и статей периодических изданий по теме “одаренные дети” | Библиотекари | 2008–2013 | ||
1.4 | Разработка методического сопровождения программы “Работа с одарёнными детьми “Попробуй сам” (5–9 классы)”: | Паршукова Т.И., Аксенова И.В. |
2008 | ||
1.5 | Организация работы над программой ” “Работа с одарёнными детьми “Попробуй сам” (5–9 классы)”: | Творческая группа учителей | 2008–2013 | ||
1.6 | Обсуждение проекта концепции
программы “Работа с одарёнными детьми
“Попробуй сам” (5–9 классы)” на заседании
научно-методического совета. Внесение предложений по корректировке программы “Работа с одарёнными детьми “Попробуй сам” (5–9 классы)”: |
Паршукова Т.И., Аксенова И.В., творческая группа учителей |
2008–2009 | ||
1.7 | Обеспечение условий для систематического повышения мастерства учителей, работающих с одаренными детьми, через проблемные и обучающие семинары | Паршукова Т.И., Аксенова И.В. |
2008–2013 | ||
1.8 | Осуществить педагогический
отбор методик, педагогических технологий,
личностно развивающих методик по предметам,
отвечающим организационным формам и задачам
обучения одаренных детей:
|
Аксенова И.В., Паршукова Т.И. |
2008–2013 | ||
1.9 | Изучение психолого-педагогической литературы по вопросу “Критерии отбора педагогических кадров для работы с одаренными детьми” | Аксенова И.В., Паршукова Т.И. |
2008–2013 | ||
1.10 | Разработка алгоритмов, памяток для одаренных детей по НОТ, способам ведения самостоятельной научно-исследовательской деятельности | Аксенова И.В., Паршукова Т.И. |
2008–2013 | ||
2. Психолого-педагогическая диагностика | |||||
2.2 | Психолого-педагогическая анкета-тест на выявление способностей детей | Педагог-психолог, классные руководители |
Ежегодно | ||
2.3 | Психологическая диагностика структуры интеллекта (8-е классы) | Педагог-психолог | Ежегодно | ||
2.4 | Собеседования с родителями учащихся, выявленных в ходе диагностического этапа (библиографический метод) | Педагог-психолог, Аксенова И.В., Паршукова Т.И. |
В течение года | ||
2.5 | Педагогическая диагностика академической одаренности учащихся | Учителя предметники, психолог | Ежегодно | ||
3. Банк данных | |||||
3.1 | Составление и ведение банка данных детей с академической одаренностью, составление портфолио детей | Аксенова И.В., Паршукова Т.И., педагог-психолог |
Ежегодно | ||
3.2 | Составление и ведение банка данных детей с интеллектуальной одаренностью | Аксенова И.В., Паршукова Т.И., педагог-психолог |
Ежегодно | ||
3.3 | Составление и ведение банка данных детей с лидерской одаренностью, составление портфолио детей | Аксенова И.В., Паршукова Т.И. |
Ежегодно | ||
4. Просветительская и консультативная работа | |||||
4.1 | Работа постоянно действующего семинара для педагогов “Одаренные дети: раскрыть, поддержать, развивать” | Аксенова И.В., Паршукова Т.И., социально-психологическая служба |
В течение года | ||
4.2 | Площадка для родителей “Способные дети: как их развивать” | Аксенова И.В., Паршукова Т.И., социально-психологическая служба |
В течение года | ||
4.3 | Заседания предметных МО педагогов по вопросам методики преподавания (принципы дифференциации и индивидуализации в обучении одаренных) | Аксенова И.В., Паршукова Т.И. |
В течение года | ||
4.4 | Организация консультаций родителей со специалистами, работающими с одаренными детьми | Аксенова И.В., Паршукова Т.И., учителя-предметники |
В течение года | ||
4.5 | Информирование родителей одаренных детей по вопросам критериев и показателей достижения учащимися определенного уровня образования, развития способностей | Аксенова И.В., Паршукова Т.И., учителя-предметники |
В течение года | ||
5. Школьное научное общество | |||||
5.1 | Интеллектуальный клуб
“Эрудион”: 1. Выявление учащихся, которые имеют определённые наклонности и способности, характеризующие одарённость. 2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей (приложение 1). |
Аксенова И.В., Паршукова Т.И. |
Сентябрь 2008 | ||
5.2 | Работа по индивидуальной программе в рамках НОУ (научного общества учащихся) | Аксенова И.В., Паршукова Т.И. |
В течение года | ||
5.3 | Участие членов научного общества учащихся в научно-практических конференциях | Аксенова И.В., Паршукова Т.И. |
В течение года | ||
6. Обучение одаренных детей | |||||
6.1 | Создание межпредметных и предметных банков заданий для детей с продвинутым уровнем знаний | Аксенова И.В., Паршукова Т.И. |
Ежегодно | ||
6.2 | Организация и проведение
предметных декад, интеллектуальных марафонов
для одаренных школьников. Разработка материалов, подготовка вопросов и заданий повышенного уровня сложности на основе интегративных связей |
Аксенова И.В., Паршукова Т.И. |
Ежегодно | ||
6.3 | Привлечение одаренных детей к подготовке и подбору задания для проведения интеллектуальных марафонов | Аксенова И.В., Паршукова Т.И. |
Ежегодно | ||
6.4 | Подготовка учащихся к городским, региональным и федеральным олимпиадам, конкурсам, марафонам | Аксенова И.В., Паршукова Т.И. Учителя-предметники, работающие с одаренными детьми |
Ежегодно | ||
6.5 | Оформление предметных информационных стендов для любознательных школьников | Аксенова И.В., Паршукова Т.И., зав. кабинетами |
Ежегодно | ||
6.6 | Формирование групп для
совместного обучения одаренных детей на базе
одной параллели:
|
Аксенова И.В., Паршукова Т.И. Учителя предметники |
Ежегодно | ||
7. Воспитание одаренных детей | |||||
7.1 | Организация участия детей с лидерской одаренностью в работе органов ученического самоуправления в школе и классе | Аксенова И.В., Паршукова Т.И. |
Ежегодно | ||
7.2 | Организация участия детей с лидерской одаренностью во внеурочной деятельности в классе и в школе | Аксенова И.В., Паршукова Т.И. |
Ежегодно | ||
7.3 | Организация кружков, секций, клубов | Аксенова И.В., Паршукова Т.И. |
Ежегодно | ||
7.5 | Определение направлений
краеведческой работы с одаренными учащимися по
предметам:
С выходом на уровень исследовательской работы |
Аксенова И.В., Паршукова Т.И. |
Ежегодно | ||
7.6 | Обобщение и систематизация материалов по результатам краеведческой работы | Аксенова И.В., Паршукова Т.И. |
Ежегодно | ||
8. Психологическое сопровождение программы | |||||
8.1 | Осуществление групповой и индивидуальной психологической диагностики (по плану и запросу) | Педагог-психолог | Ежегодно | ||
8.3 | Организация и проведения практических занятий с одаренными детьми, направленных на тренинг психорегуляции | Педагог-психолог | Ежегодно | ||
8.4 | Индивидуальное консультирование одаренных детей, а также их родителей и педагогов | Педагог-психолог | Ежегодно | ||
8.5 | Индивидуальная развивающая работа с одаренными детьми (по запросу) | Педагог-психолог | Ежегодно |