Программа "Работа с одаренными детьми "Попробуй сам". 5–9-й классы

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9


Пояснительная записка

Тысячелетиями в общественном сознании формировались представления об одарённости. В этом понимании аккумулировались научные изыскания выдающихся умов и частные, обыденные наблюдения простых людей. Одарённым, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложной ситуации, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим недоступно.

В современной школе значительно возрастает роль работы с одарёнными детьми. Одарённые дети – дети, опережающие сверстников в развитии. Дар одарённость имеется у каждого, но проявляется в разной степени. И в соответствии с этим, в педагогической теории и практике возникают две задачи:

  1. Разработка теории и создание системы воспитания и обучения одарённых и талантливых детей.
  2. Разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие и потенциала каждого ребёнка.

В соответствии с этим в МОУ “Гимназия” реализуется программа по работе с одарёнными детьми.

В программе “Одарённые дети” МОУ “Гимназия” в разделе “Стратегия работы с одарёнными детьми” выделен этап, в рамках которого просматривается работа с учащимися второй ступени обучения. Его основные направления – диагностика. Цель данного этапа: создание условий для развития способности и расширения группы детей, самоактуализирующихся в рамках учебной и неучебной деятельности, формирование положительной мотивации саморазвития.

План действий в рамках этапа.

  1. Сформировать профильные классы с углубленным изучением отдельных предметов.
  2. Создание системы поощрения для активных учащихся.
  3. Создать службы мониторинга ЗУН и степени обученности по профилирующим дисциплинам в классах с профильным и углубленным изучением отдельных предметов.
  4. Создать развивающие творческие группы для одарённых детей в рамках индивидуально-групповых занятий.
  5. Разработать развивающие программы для индивидуально-групповых занятий.
  6. Проведение школьных предметных олимпиад.
  7. Организация творческих конкурсов за рамками учебной программы.

При разработке подпрограммы мы исходили из положения о том, что потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрируют небольшая часть детей. (Рабочая концепция одаренности, 1998)

В программе “Одаренные дети” МОУ “Гимназия” объединены блоки основного и дополнительного образования через психолого-педагогический блок для создания гарантированных возможностей с целью развития способностей одаренных детей.

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Определение одаренных детей:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

В соответствии с этим определением условно можно выделить три категории одаренных детей.

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый образ).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Нормативная база подпрограммы.

  1. Конвенция ООН о правах детей.
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Закон РФ “Об образовании”.
  4. Федеральная целевая программа “Дети России” на 2003–2006 гг.
  5. Закон Ямало-Ненецкого округа от 31 января 2000 г. №6 – ЗАО “Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе” (с изменениями от 16 декабря 2004 г., 4 октября 2005 г., 15 мая, 2 июня 2006 г.

Цель подпрограммы: развитие способностей одаренных школьников.

Задачи подпрограммы.

  1. Продолжить диагностические исследования одарённых детей путём психологического тестирования и включения в разнообразные виды интеллектуальной деятельности (интеллектуальные марафоны, брейн-ринги, участие в олимпиадах различного уровня, в работе клуба “Эрудион”).
  2. Систематизировать работу с одарёнными учащимися на основе креативного развития их индивидуальных способностей.
  3. Через создание и ведение банка данных отслеживать развитие одаренности каждого ребенка.
  4. Разработать педагогические технологии работы с детьми и их родителями в условиях многопрофильности гимназии.
  5. Создать условия для комфортного развития и становления одаренного ребенка как социально-адаптивной и социально-ответственной личности.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми.

  1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
  2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
  3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
  4. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
  5. Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
  6. Принцип гуманного отношения к детям через выстраивание субъект-субъектного взаимодействия в процессе общения.
  7. Принцип преемственности в воспитательных воздействиях.
  8. Принцип природосообразности и соответствия технологий, методов взаимодействия индивидуальным особенностям детей, гимназическим условиям.

Материально-техническое обеспечение реализации подпрограммы
“Работа с одарёнными детьми “Попробуй сам” (5–9-е классы)”:

  • комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой в связи с реализацией идей программы “Одаренные дети”;
  • оснащение коридоров школы тематическими стендами для любознательных детей;
  • компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных;
  • формирование системы спонсорского финансирования для материального поощрения одаренных детей, добившихся наиболее значительных результатов в научно-исследовательской деятельности.

Подпрограмма рассчитана на реализацию в течение 2008–2013 гг. Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3. Презентация

СОДЕРЖАНИЕ ПОДПРОГРАММЫ

Наименование мероприятия Ответственные Сроки
1. Организационно-функциональное и научно-методическое обеспечение программы
1.1 Выработка рабочей концепции одаренности в рамках смыслообразующего обучения Паршукова Т.И.,
Аксенова И.В.
2008
1.2 Накопление теоретического и практического материала по проблеме “Одаренные дети” социально-психологическая служба 2008–2013
1.3 Составление картотеки книг и статей периодических изданий по теме “одаренные дети” Библиотекари 2008–2013
1.4 Разработка методического сопровождения программы “Работа с одарёнными детьми “Попробуй сам” (5–9 классы)”: Паршукова Т.И.,
Аксенова И.В.
2008
1.5 Организация работы над программой ” “Работа с одарёнными детьми “Попробуй сам” (5–9 классы)”: Творческая группа учителей 2008–2013
1.6 Обсуждение проекта концепции программы “Работа с одарёнными детьми “Попробуй сам” (5–9 классы)” на  заседании научно-методического совета.

Внесение предложений по корректировке программы “Работа с одарёнными детьми “Попробуй сам” (5–9 классы)”:

Паршукова Т.И.,
Аксенова И.В.,
творческая группа учителей
2008–2009
1.7 Обеспечение условий для систематического повышения мастерства учителей, работающих с одаренными детьми, через проблемные и обучающие семинары Паршукова Т.И.,
Аксенова И.В.
2008–2013
1.8 Осуществить педагогический отбор методик, педагогических технологий, личностно развивающих методик по предметам, отвечающим организационным формам и задачам обучения одаренных детей:
  • по химии и биологии;
  • по географии;
Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И.
2008–2013
1.9 Изучение психолого-педагогической литературы по вопросу “Критерии отбора педагогических кадров для работы с одаренными детьми” Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И.
2008–2013
1.10 Разработка алгоритмов, памяток для одаренных детей по НОТ, способам ведения самостоятельной научно-исследовательской деятельности Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И.
2008–2013
2. Психолого-педагогическая диагностика
2.2 Психолого-педагогическая анкета-тест на выявление способностей детей Педагог-психолог,
классные руководители
Ежегодно
2.3 Психологическая диагностика структуры интеллекта (8-е классы) Педагог-психолог Ежегодно
2.4 Собеседования с родителями учащихся, выявленных в ходе диагностического этапа (библиографический метод) Педагог-психолог,
Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И.
В течение года
2.5 Педагогическая диагностика академической одаренности учащихся Учителя предметники, психолог Ежегодно
3. Банк данных
3.1 Составление и ведение банка данных детей с академической одаренностью, составление портфолио детей Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И.,
педагог-психолог
Ежегодно
3.2 Составление и ведение банка данных детей с интеллектуальной одаренностью Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И.,
педагог-психолог
Ежегодно
3.3 Составление и ведение банка данных детей с лидерской одаренностью, составление портфолио детей Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И.
Ежегодно
4. Просветительская и консультативная работа
4.1 Работа постоянно действующего семинара для педагогов “Одаренные дети: раскрыть, поддержать, развивать” Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И., социально-психологическая служба
В течение года
4.2 Площадка для родителей “Способные дети: как их развивать” Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И., социально-психологическая служба
В течение года
4.3 Заседания предметных МО педагогов по вопросам методики преподавания (принципы дифференциации и индивидуализации в обучении одаренных) Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И.
В течение года
4.4 Организация консультаций родителей со специалистами, работающими с одаренными детьми Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И., учителя-предметники
В течение года
4.5 Информирование родителей одаренных детей по вопросам критериев и показателей достижения учащимися определенного уровня образования, развития способностей Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И.,
учителя-предметники
В течение года
5. Школьное научное общество
5.1 Интеллектуальный клуб “Эрудион”:

1. Выявление учащихся, которые имеют определённые наклонности и способности, характеризующие одарённость.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей (приложение 1).

Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И.
Сентябрь 2008
5.2 Работа по индивидуальной программе в рамках НОУ (научного общества учащихся) Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И.
В течение года
5.3 Участие членов научного общества учащихся в научно-практических конференциях Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И.
В течение года
6. Обучение одаренных детей
6.1 Создание межпредметных и предметных банков заданий для детей с продвинутым уровнем знаний Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И.
Ежегодно
6.2 Организация и проведение предметных декад, интеллектуальных марафонов для одаренных школьников.

Разработка материалов, подготовка вопросов и заданий повышенного уровня сложности на основе интегративных связей

Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И.
Ежегодно
6.3 Привлечение одаренных детей к подготовке и подбору задания для проведения интеллектуальных марафонов Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И.
Ежегодно
6.4 Подготовка учащихся к городским, региональным и федеральным олимпиадам, конкурсам, марафонам Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И.
Учителя-предметники, работающие с одаренными детьми
Ежегодно
6.5 Оформление предметных информационных стендов для любознательных школьников Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И., зав. кабинетами
Ежегодно
6.6 Формирование групп для совместного обучения одаренных детей на базе одной параллели:
  • география
  • биология
  • химия
  • природоведение
Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И.
Учителя предметники
Ежегодно
7. Воспитание одаренных детей
7.1 Организация участия детей с лидерской одаренностью в работе органов ученического самоуправления в школе и классе Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И.
Ежегодно
7.2 Организация участия детей с лидерской одаренностью во внеурочной деятельности в классе и в школе Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И.
Ежегодно
7.3 Организация кружков, секций, клубов Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И.
Ежегодно
7.5 Определение направлений краеведческой работы с одаренными учащимися по предметам:
  • химия;
  • географии;
  • биологии.

С выходом на уровень исследовательской работы

Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И.
Ежегодно
7.6 Обобщение и систематизация материалов по результатам краеведческой работы Аксенова И.В.,
Паршукова Т.И.
Ежегодно
8. Психологическое сопровождение программы
8.1 Осуществление групповой и индивидуальной психологической диагностики (по плану и запросу) Педагог-психолог Ежегодно
8.3 Организация и проведения практических занятий с одаренными детьми, направленных на тренинг психорегуляции Педагог-психолог Ежегодно
8.4 Индивидуальное консультирование одаренных детей, а также их родителей и педагогов Педагог-психолог Ежегодно
8.5 Индивидуальная развивающая работа с одаренными детьми (по запросу) Педагог-психолог Ежегодно