Интегрированный урок (математика+история) по теме "Путешествие к семи чудесам света. Единицы времени, длины, площади, массы"

Разделы: Начальная школа


Слайд 4.

Цель: закрепить знания единиц времени, длины, площади, массы; обобщить знания детей о знаменитых памятниках архитектуры; выявить уровень приобретённых знаний.

Задачи: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по темам “Единицы времени”, “ Единицы длины”, “Единицы площади”, “Единицы массы”; отрабатывать вычислительные навыки сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел; умение решать задачи на нахождение скорости, периметра, площади, высоты; задачи на нахождение четвёртого пропорционального; обобщить материал как систему знаний; тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся; обогащать словарный запас.

Подготовительная работа: каждый ученик получил задание: найти интересные сведения о семи чудесах света, используя любые источники (книги, телепередачи, Интернет и др.)

Оборудование: интерактивная доска, проектор, персональный компьютер, презентация, созданная в MS Office Power Point.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний.

Начинается урок.
Пусть пойдут все знанья впрок.
Всё, что надо – не лениться
И старательно трудиться.

– Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир единиц измерения и вспомним знаменитые грандиозные памятники архитектуры и искусства античности – Семь чудес света.

– Назовите все числа, в которых встречается только цифра 7. (7, 77, 777 и т.д.)

– Где ещё встречается число 7?

(7 цветов радуги, 7 лет ребёнку, 7 нот в нотном стане, семь смертных грехов в христианской религии и т.д.)

Число 7 считается особым и у многих народов древнего мира. В египетской и вавилонской философии и астрономии оно рассматривалось как сумма двух “жизненных чисел” три и четыре три человека – отец, мать и ребёнок – составляют основу жизни, а 4 –это число сторон света и направлений ветра, откуда приходит дождь, живительная влага которого делает землю плодоносящей.

С числом 7 связаны и наиболее знаменитые и грандиозные памятники архитектуры и искусства античности – Семь чудес света. Конечно же, чудес на свете больше.

Давным-давно в маленькой стране на берегу Средиземного моря, в Древней Греции, когда люди собирались вместе и начинали рассказывать об удивительных странах и далеких городах, часто можно было услышать слова “семь чудес света”. Так называли самые удивительные и прекрасные сооружения, построенные в разных странах. Родители рассказывали о них детям, учителя – ученикам и не было в Греции человека, который не знал бы все семь чудес света назубок.

Семь чудес света – так называют прославленные в древности архитектурные сооружения и статуи. От тех далеких времен нас отделяют тысячелетия. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Люди создали много такого, о чем древние народы не могли и мечтать.

– Назовите, какие архитектурные сооружения можно отнести к чудесам света? ((Египетские пирамиды, Висячие сады в Вавилоне, Статуя Зевса в Олимпии, Мавзолей в Галикарнасе, храм Артемиды в Эфесе, Александрийский Маяк, Колосс Родосский, Колизей и т.д.)

– Итак, мы отправляемся изучать чудеса света.

Слайд 5.

1. Отправляясь в путешествие, мы должны вычислить среднюю скорость, с которой будет двигаться наш корабль.

Задача. От пристани отошёл корабль, которому нужно пройти до первой остановки за 6 часов 480 км. С какой скоростью он должен двигаться, чтобы уложиться во времени?

Скорость

Время

Расстояние

? км/ч

6 ч

480 км

Решение.

480:6= 80(км/ч)

Ответ: 80 км/ч скорость корабля.

– Прежде, чем мы с вами увидим первое чудо света мы выполним задание:

2. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Слайд 6.

380 год. Какой это век? (IY в.)

– Храм Артемиды просуществовал 8 веков. Сколько это лет?

– Какой год сейчас? В каком веке мы живём?

– На какие группы можно разбить единицы величин?

1ч, 1дм, 1км, 1мм, 1 кг, 1т, 1м, 1мин

– Какая величина лишняя?

6080 см, 5678 км, 3498 мм, 2341 мин, 3808 дм

– Запишите величины в порядке возрастания:

5674дм, 5678 см, 5432 мм, 5908 м

– Найди закономерность и продолжи ряд:

5 см, 1 дм 5см, 4 дм 5 см …

56 дм, 2м8 дм, 14 дм …

– Составьте задачу, воспользовавшись некоторыми историческими сведениями:

Длина гранитного саркофага 10м 50 см, ширина 5 м, высота 5м 80 см.

II. Включение в систему знаний и повторение.

Итак, мы приближаемся к первому самому известному чуду света.

Решите задачу и узнаете его.

Слайд 7.

1. На строительстве пирамиды постоянно работали 100000 человек. Они сменяли друг друга каждые три месяца. За 10 лет напряжённого труда была построена дорога, по которой блоки доставлялись к реке. Строительство же самой пирамиды продолжалось ещё 20 лет.

– Посчитайте, сколько человек за всё время поработало на строительстве?

4 р. – 1000000 чел.
10 лет – ? чел.
20 лет – ?чел.

Решение.

1)100000 Х 4=400000(чел.) – поработало за год.
2)400000х(10+20)=12000000(чел.) – за 30 лет работы.

Ответ: 12000000 человек.

Слайд 8.

Итак, первое чудо света – это пирамида Хеопса.

Что вы знаете о пирамидах?

(Рассказ учащихся)

(Пирамида – это огромная гробница, построенная в качестве усыпальницы египетских фараонов. Египтяне считали, что умерший человек продолжает свой жизненный путь в царстве бессмертия. Фараон-олицетворение бога на земле-после своей кончины должен отправиться к божествам. Пирамида-это лестница, по которой он должен был взойти на небо).

Для того, чтобы узнать о каком втором чуде света мы будем говорить, вам необходимо выполнить задание. (Устно)

Сосчитайте, сколько всего культовых сооружений находилось в Вавилоне?

Слайд 9.

2. В Вавилоне было 53 храма великих богов, 55 небольших храмов Мардука, 300 малых святилищ земных и подземных богов и 600 святилищ небесных богов, 180 жертвенников Шитар и 200 жертвенников, посвящённых другим богам.

(53+55+300+600+180+200=1388)

Слайд 10.

– Что вы можете сказать о садах Семирамиды “висячие сады”?

(Знаменитые “висячие сады” были созданы не Семирамидой, и даже не во времена её царствования, а позже, в честь другой – нелегендарной – женщины. Они были построены по приказу царя Навуходоносора для его любимой жены Амитис – мидийской царевны, которая в пыльном Вавилоне тосковала по зелёным холмам Мидии.

Каждая терраса представляла собой самостоятельный сад, отсюда и название во множественном числе – “висячие сады”. И, тем не менее, все семь террас образовывали единое целое.

Висячие сады были уничтожены наводнениями Ефрата , вода в котором, во время паводка, поднимается на 3-4 м. И теперь, представить их мы можем только по описаниям античных авторов и с помощью собственной фантазии).

Слайд 11.

Узнать третье чудо света вы сможете, решив примеры.

(Работа у доски)

3.

658 + 342= 10003 З

288х3=864 Е

927 – 792= 135 С

912:4=228 В

– Поставив числа в порядке убывания (1000, 864, 228, 135) вы узнаете название третьего чуда света. (Зевс)

Слайд 12.

– Что вы знаете о Зевсе?

(В греческой мифологии это верховный бог. Город Олимпия был одним из наиболее почитаемых священных мест Древней Эллады. Здесь ни один грек не мог поднять меч на другого грека. Каждые четыре года в Олимпии устраивалось большое празднество, и всё время, пока оно продолжалось, в окрестностях священной рощи прекращались всякие войны и царил мир. Все участники празднества могли беспрепятственно совершать свой путь в Олимпию и обратно, не опасаясь за свою жизнь, тогда как в более отдалённых районах войны могли продолжаться. Так было угодно Зевсу.)

Физкультминутка.

Слайд 13.

(Рассказ о храме Артемиды)

(Храм Артемиды – это настоящий дом для богини, сооружённый на земле. В IY веке до н.э. небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес. Покровительницей города являлась Артемида – дочь всемогущего Зевса. Первоначально Артемида считалась богиней плодородия и Луны, покровительницей охоты и животных, а затем её стали почитать как покровительницу целомудрия и богиню домашнего очага. Храм строили 120 лет.)

Слайд 14.

Задача.

4. Вокруг святилища располагалось два ряда каменных колонн высотой 18 м, это высота шестиэтажного дома. Само же здание храма имело высоту шестнадцатиэтажного дома.

– Найдите высоту храма.

– О чём говорится в задаче? (О каменных колоннах)

– Что известно о высоте каменной колонны? (Высота каменной колонны 18 м)

– Что ещё о ней известно? (Это высота 6-ти этажного дома)

– Зная эти две величины, что мы можем узнать? (Высоту одного этажа)

– Какую высоту имело здание храма? (16-ти этажного дома)

– Зная высоту одного этажа и количество этажей в доме, мы можем найти высоту храма?

6эт. – 18м
16эт. – ? м

Решение.

1)18:6=3(м) – высота одного этажа.
2)3х16=48(м) – высота храма.
Ответ: 48 м.

Слайд 15.

Пятое чудо света мы узнаем, решив уравнения.

5.

I ряд

II ряд

III ряд

47+х=108;

65-х=27;

Х х 8=12;

Слайд 16.

(Рассказ о Колоссе Родосском)

(Один из неизвестных авторов начала нашей эры сообщал, что Колосс упирался ногами в две противоположные дамбы гавани, и корабли, шедшие к Родосу, должны были проплыть под ним. Каждый палец Гелиоса был больше роста взрослого человека, а толщина его была такой, что его не удалось бы обхватить двумя руками.)

Следующее чудо света – Галикарнасский Мавзолей.

Решив задачу, мы увидим это чудо.

Слайд 17.

6. Мавзолей был построен из кирпича и облицован изнутри и снаружи проконнесским мрамором. На пятиярусном основании площадью 33х39 м возвышается громадный куб длиной 27 м и шириной 33 м. Каменные львы сторожили это помещение.

-Найдите площадь основания.

– Найдите площадь куба.

– На сколько м? площадь куба меньше площади основания?

Решение.

33х39=1287м2 – площадь основания.
27х33=891 м2 – площадь куба.
1287-891=396 м2 – меньше площадь куба.

Слайд 18.

(В городе Бодрум, внизу около пристани раскинулась площадь, посреди которой и стоит Мавзолей, построенный столь искусно, что его считают одним из чудес света. Молодой царь Мавсол после смерти своего отца постарался сделать столицу своей страны ещё более красивой и величественной. Он решил построить себе гробницу, которая своим названием и величественным видом служила бы напоминанием об имени и славе правителя Карии. Монументальное надгробие, равного которому не было в мире, назвали мавзолеем.)

– И последнее чудо света, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, вы узнаете, выполнив следующие задания.

Слайд 19.

7.

200 м = …а

920000 г = … кг

2 км 030м = …м

6 ц = …г

480 дм = …см

42000 кг =… т

-Установите правило, по которому записаны величины в первых двух столбцах, и по этому же правилу запишите величины в третьем столбце:

18 м

25 т 500 кг

180 дм

235 ц

1800 см

23500 кг

18000 мм

 

Слайд 20.

Седьмое чудо света – это Александрийский маяк.

– Что вы узнали о маяке?

(Александр Македонский начал строительство маяка 16 апреля 331 г. до н.э. В этот день 25-летний Александр отмечал первую годовщину завоевания Египта и своего обожествления как фараона. Именно в этот день он лично отмерил шагами прямоугольный участок земли.)

III. Итог урока.

– Почему сооружения, которые входят в Семь чудес света называют “Чудесами света”?

( Они очень красивы, поражают своими размерами, в них вложено много труда, их архитекторы смогли создать то, что поразило всех).

– Какие единицы измерения помогали нам сегодня на уроке?

IV. Домашнее задание.

– Подготовить рассказ о других чудесах света.

– Составить задания, связанные с другими чудесами света.

Литература

  1. Интегрированные уроки: 4 класс – М.: Вако,2008. – 272 с. – (Мастерская учителя).
  2. Радхарт Г. Семь чудес света. М.: Слово, 1998.
  3. Трибис Е.Е. Расскажи мне о чудесах света. М.:Рипол-Классик, 2002.

Презентация