Цели:
Оборудование:
- Плакат “Солнечная система”.
- Карта “Челябинской области”.
- Волчёк с цветными секторами.
- Магнитные схемы “Круговорот воды в природе”.
- Салфетки, воронки, вёдра (большие и маленькие), вазы, цветы, фломастеры, листы белой бумаги.
План:
- Организационный момент.
- Сообщение цели.
- Представление команд.
- Викторина.
- Подведение итогов игры.
ХОД ИГРЫ
Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы вы могли проявить свою смекалку, внимание и знания.
Ученик: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
Ведущий: Планеты вращаются вокруг Солнца и имеют свои цвета. Венера ярко-белая. Это цвет окутывающих облаков. Марс красноватый. Это цвет марсианских песков. Нептун – синеватый. Это цвет его газов. А наша Земля на снимках из космоса выглядит голубой. Это цвет её океанов и морей. Их больше, чем суши. И, наверное, правильней было бы назвать нашу планету не земля, а вода. Ведь вода – одно из самых важных для человека веществ. При недостатке воды жизнедеятельность организма нарушается. Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, быстро погибают. Например, собака без воды может прожить менее 10 дней. Вода - в океанах и морях, реках и озёрах, под землёй и в почве. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Вода добрый друг и помощник человека. Она удобная дорога: по морям, рекам и океанам корабли везут грузы и пассажиров. Она послушно вращает турбины на электростанциях. Вода в минеральных источниках оказывает лечебное действие. Многие из источников горячие и люди используют их тепло.
Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать бумагу для книг и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резине, ни метал, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделаешь без воды!
Итак – начинается игра! Капитанам приготовиться представить свои команды. (Преставление команд “Капитошка” и “Водяной”)
Звучит музыка. Капитаны вращают Волчек.
Ведущий: Первый наш конкурс называется “Всезнайки”.
Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если исчезла бы вся пресная вода. А угроза эта существует. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Прежде, чем вода поступит в водопровод, её приходиться очищать. Для этого строят очистные сооружения.
Задание: Провести очистку воды. 1-я команда - от песка, 2-я - от опилок. (Командам раздаются необходимые приборы: вода смешанная с песком и опилками, воронки, салфетки, чистая посуда)
Дополнительные вопросы: 1. Какие свойства имеет вода? 2. Почему в крышке чайника делают отверстие?
Звучит музыка.
Ведущий: А теперь пусть болельщики помогут своим командам. За каждый ответ команда будет получать очко. Внимание! Вспомните пословицы о воде и назовите их. (Воду в решете не утаишь. Много снегу – много хлеба. Много воды – много травы. Не плюй в колодец – пригодиться воды напиться. Вода всегда путь найдёт. Вода – кораблям, песок – журавлям.)
Звучит музыка. Капитаны вращают Волчек.
Ведущий: На высоких горах в Арктике, Антарктиде вода находиться в виде снега и льда. Это твёрдое состояние воды. Лёд можно видеть у нас на реках и озёрах, когда они замерзают зимой. В солёных морях громадные глыбы льда – это айсберги. Они постепенно сползают с антарктических материков или островов, где копятся вечные льды.
В последнее время всё серьёзнее становится проблема пресной воды. Возникла заманчивая и фантастическая мысль: буксировать ледяные горы туда, где больше всего ощущается потребность в пресной воде.
Свойство воды быть не только в твёрдом состоянии, но и в жидком, а так же газообразном. Об этих свойствах воды человек знает уже давно и у нашего народа существует много интересных загадок по этому поводу.
Следующий конкурс “Угадай-ка”. (Командам по очереди загадываются загадки)
1. Я и туча и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
2. Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу
Даже камень источу. (Вода)
3. Не конь, а бежит.
4. Не лес, а шумит. (Река)
5. Кругом вода, а с питьём – беда. (Море)
6. Не драгоценный камень, а светится. (Лёд)
7. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)
8. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)
9. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём. (Роса)
Звучит музыка. Капитаны вращают Волчек.
Ведущий: Обратите на карту Челябинской области.
Ученик:
К названьям рек, коротким, словно вскрик,
Мой слух ещё в младенчестве привык.
Зелёная, шальная речка. Ай
Задорно мне кричала: “Догоняй!”
Ученик:
Башкирской речи солнечную грань
Хранит в своём теченье Юрюзань.
Как звон струны, как важное “буль-буль”
Озёра Сарыкуль и Чебаркуль…
И кажется, что сам собой возник
Поэзии отзывчивый язык.
Ученик:
Озеро Тургояк…
И рядом, но повыше
Инышко-братишка
А солнце, жарко улыбаясь,
Глядится в озеро, как в зеркало.
Вода, прозрачно-голубая,
Его совсем не исковеркала.
И смотрят в озеро леса –
Никак не могут насмотреться.
Блестит песчаная коса,
И скалы вылезли погреться.
И вот гранитная плита
Нырнула в воду осторожно.
Вокруг такая красота,
Что на душе моей тревожно.
Ведущий: При первом взгляде на карту Челябинской области кажется, что воды у нас вполне достаточно. На самом деле водные запасы не велики. Промышленное загрязнение приводит к тому, что вода становится непригодной для питья.
Из-за нехватки воды в крупных городах вода часто поступает по графику. В сельской местности питьевую воду развозят в цистернах.
Ученик:
Течёт река из далека…
Течёт река… Течёт река…
Как хорошо, когда река!
Над ней пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей!
Течёт река… Течёт река…
Поит поля и города,
Несёт и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне…
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Кому, попробуй передать!
Приятней плыть в живой волне
Ребятам или ребятне?
Вся живность счастлива вполне!
Но что такое? Караул!
Нет, нет, никто не утонул,
На мель садится пароход
Средь бела дня, какой скандал!
Наверно лоцман маху дал!
Да нет, далёко до буйка,
Тут глубоко была река.
Была. Вот именно – была.
Была, да видимо, сплыла.
Ах, реку мы не узнаём…
Река становится ручьём!
Уже и лодки на мели…
Пловцы вдруг посуху пошли.
А рыбы? В горе и тоске
Бедняжки бьются на песке.
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: какой пустяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река!
Ведущий: Почему исчезла вода? Что случилось после того, как в реке стало меньше воды? (Ответы зрителей)
Следующий конкурс называется “Поливаем цветы”.
(Около игроков ставят вёдра с водой. Напротив вёдер, на расстоянии 10м ставятся вазы с цветами. Командам выдаются пустые маленькие ведёрки. Этими ведёрками игроки должны перенести воду из вёдер в вазы. Выигрывает та команда, которая выполнила быстрее и меньше разлила воды.)
Звучит музыка. Капитаны вращают Волчек.
Ведущий: Почему моря не переполняются от впадающих рек и не заливают сушу? (Круговорот воды, испарение с поверхности)
Следующий конкурс называется “Путешественники”.
Перед вами на магнитных досках прикреплены фигурки изображающие различные части круговорота воды. Вам необходимо расположить их в правильном порядке.
Звучит музыка. Капитаны вращают Волчек.
Ученик:
Спросил на днях малыш сосед
У струйки льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Из далека, из океана!
- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана донёсся шёпот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана!
На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке и в слезинке,
И дождинке, и росинке –
Нам откликнется всегда океанская вода!
Ведущий: Следующий конкурс “SOS”.
В этом конкурсе вам надо будет проявить фантазию и умение. У меня два конверта с заданиями. Капитаны команд, получите их. (В первом конверте задание: придумайте и нарисуйте знак, который показывает как надо беречь воду. Во втором конверте: придумай правила бережного обращения с водой.)
Ученик:
На минутку на одну
Мы заглянем в глубину.
Планету нашу омывая,
Текла водица голубая.
Цветы в жару поила
И пыль с деревьев мыла,
Зимой искрилась снегом,
Весной взошла побегом,
Взлетела облаками,
Упала в низ дождями.
Бескрайними морями
И лентами реками,
Планету обнимая,
Песчаный брег лаская,
Дарила жизни благо,
Пропитывая влагой,
Пустыню и лесочек
И каждый островочек.
Без края разливалась.
Без края разливалась,
Каскадом с гор спускалась
Вот силы набирал прогресс,
И выросла над небом ГРЭС.
Служить водица стала людям,
Ценить, беречь водицу будем.
Бездумно тратить мы не станем
Воды бесценное богатства,
Ведь станет вдруг необитаем
Наш шар Земной. Людское братство,
Сплотись и встань воды на страже!
Кристально чистыми однажды
Вдруг станут синие озёра,
Прозрачностью задышат скоро
Моря и реки, океаны,
Ручьи, лиманы и фонтаны.
В платье голубого цвета,
Планета, будешь ты одета!
Ведущий: Молодцы ребята! Не расходуйте напрасно воду, берегите её! Наша страна пожалуй самая водообеспеченная: В среднем обеспечение населения водой составляет 400 л – на человека (из них 250 л – питьевой). К воде должно быть бережное отношение. Вода – это жизнь. Не станем держать без надобности открытый кран, будем беречь, экономить каждую каплю воды. Благодарю команды за участие в сегодняшней игре-викторине. (Идёт подведение итогов)