Анализ ситуации
Новое поколение рассматривает информатизацию и новые информационные технологии не только как средства, но и как новую социокультурную реальность. Компьютер вошёл в жизнь современных подростков как новый, значимый контекст их жизни.
В обществе существует большой спрос на грамотных специалистов, способных находить и обрабатывать информацию, решать различные задачи с использованием компьютера. Иными словами, перед школой остро встает проблема информатизации.
Задача школы - научить своих учащихся жить в информационном мире, сформировав навыки использования различных источников информации, эффективного её поиска и анализа. Это, наряду с формированием общей информационной культуры, представляет собой определяющий фактор в расширении кругозора учащихся и в закладывании основ универсального восприятия знаний при огромном потоке информации.
ИКТ позволят педагогическому коллективу решить многие задачи, внося разнообразие в учебный процесс, значительно повысят мотивацию обучения, откроют новые возможности для творчества, помогут продуктивнее внедрить процесс гуманизации в воспитание и обучение. ИКТ позволят структурировать и более лаконично отражать очень объёмные по информации темы, дадут возможность обогатить изучаемый материал наглядностью представлений, помогут реализовать и многие воспитательные задачи – формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и независимости в суждениях, развитие творческой личности.
В лицее задачи информатизации образования решаются в рамках проекта “Создание лицейского Интернет-града”. Создание модели лицейского Интернет-града обеспечивает открытость лицейской образовательной системы, овладение участниками образовательного процесса информационной культурой. Работа лицея ориентируется на изменение содержания образования, использование современных и разработку новых информационных технологий, “выстраивание” новых отношений участников образовательного процесса, ориентирующих их на индивидуальное развитие. Информационные технологии - неотъемлемая часть образовательного процесса в лицее. Однако, используемые информационно-образовательные ресурсы не удовлетворяют потребности образовательного пространства лицея, имеющего ресурсное и кадровое обеспечение для эффективного использования современных технологий на новом более высоком уровне.
Проблемы: необходимость полной автоматизации образовательного процесса (электронный документооборот, создание системы общешкольного мониторинга); автоматизированные рабочие места всех участников образовательного процесса.
Цель программы: Построение открытого информационного образовательного пространства за счет формирования новых информационных каналов, обеспечивающих доступ к образовательному процессу и его прозрачность, как учащимся, так и их родителям, общественности.
Задачи:
- создать единое информационное пространство (на основе продукта “КМ-школа”) с целью эффективного управления образовательным учреждением;
- развивать систему повышения квалификации педагогов на базе лицея в соответствии с требованиями компетентного подхода и формирования ИКТ-компетентности педагогов для оптимизации методов, форм , средств, используемых в образовательном пространстве;
- обучение учащихся работе в ИИП “КМ-школа”, в медиатеке;
- обучение родителей пользованию электронным журналом через Интернет и с использованием sms-сервисов;
- организация эффективного сетевого взаимодействия всех участников образовательного пространства.
Этапы реализации программы
I. Установочный этап (2008–2009 учебный год).
- Приобретение, установка и активизация продукта “КМ-школа”.
- Презентация педагогическому коллективу возможностей ИИП “КМ-школа”.
- Создание школьной команды.
II. Внедренческий этап (2008–2009 учебный год).
- Дистанционное обучение тьюторов, зам. директора по ИТ, учителей.
- Создание базы данных учащихся, сотрудников, электронного каталога библиотеки.
- Разработка положения об использовании ИИП “КМ-школа”.
- Поэтапное обучение учителей и учащихся использованию ресурсов “КМ-школа”.
III. Этап функционирования (2009–2011 учебный год).
- Использование педагогами и администрацией системы мониторинга “КМ-школа”.
- Проведение классных часов с использованием “Школы развития личности” классными руководителями.
- Проведение родительских собраний с целью знакомства родителей с возможностями “КМ-школа”.
- Повышение квалификации педагогического коллектива в виде тренингов и семинаров, проведения открытых уроков, участия в дистанционном тренинге “Преподавательские игры”, использования ресурсов “Методического кабинета” на “КМ-ВИКИ”, участия в конкурсах “Классный час с „КМ-Школой“”, “Мы - лучшие!”, “Кубышка медиауроков c „КМ-Школой“”, творческий конкурс “Учитель - учителю”.
- Использование учащимися электронного образовательного контента продукта КМ-школа для самостоятельной работы и дополнительного образования, подготовка к поступлению в ВУЗ с использованием репетиторов по ЕГЭ, участие в Интернет-олимпиадах, конкурсах, сформировать и сопровождать свой электронный портфолио.
- Установка удаленных рабочих мест учителей и учащихся.
IV. Аналитический этап (2010–2011 учебный год).
- Представление результатов внедрения на общешкольной конференции родителя и учащимся.
Проект “Родитель.ru” (создание электронного журнала)
Цель: популяризация лицейского образования. Родителям получать полную и достоверную информацию о школьной жизни своего ребенка.
Задачи:
- представить WAP-сервис для родителей, с помощью которого появляется возможность быть в курсе успеваемости ребенка, просматривать домашние задания, общаться с учителями и администрацией;
- составить единую базу данных учащихся по классам;
- организовать регулярное заполнение электронного журнала классным руководителем.
Основные результаты:
- темы уроков, домашние задания, оценки вводятся непосредственно на уроке;
- данные сохраняются в единой базе данных;
- данные автоматически размещаются на сайте школы и становятся доступными для учеников, родителей;
- автоматически вычисляется средний балл по всем предметам;
- завуч школы, учителя имеют доступ к стандартным запросам к базе данных (список отстающих, успевающих, пропускающих уроки и т.д.).
Проект “Электронная библиотека лицея”
Цель: превратить школьную библиотеку лицея в привлекательную среду, побуждающую к образованию и самообразованию.
Задачи:
- сокращение потерь информации, необходимой для процесса обучения;
- объединение информационных полей на базе библиотеки;
- улучшение качества полученной информации.
Основные результаты, предполагающиеся проектом:
- пробуждение интереса к чтению;
- контролируемый доступ к новой информации;
- новые возможности обучения;
- обучение ведения информационного поиска;
- использование уникальных электронных изданий компании “Кирилл и Мефодий”;
- самостоятельные презентации своего творчества;
- создание web сайтов с информацией на трёх языках (русский, английский, немецкий).
Проект “Виртуальная учебная лаборатория”
Цель: развитие коллективов - участников создания школьного информационного пространства по использованию “КМ-школа”.
Задачи:
- укомплектовать материально-техническую базу (локальная сеть, сервер, демонстрационные места в школьном кабинете);
- провести обучение основам работы в “КМ-Школе” для основной части педагогического коллектива нашего лицея;
- апробировать комплект медиатек “Кирилла и Мефодия” по предметам школьной программы;
- провести обучение основам работы в “КМ-Школе” для учащихся и родителей лицея.
Основные результаты:
- создание учебной среды, направленной на развитие творческих, познавательных способностей учащихся на основе внедрения продукта;
- создать внедренческую группу для успешного внедрения продукта;
- пересмотрели должностные инструкции некоторых административных работников;
- реально познакомить с возможностями среды и вписали ее в свой учебно-воспитательный процесс.
Ожидаемые результаты:
Учителям - всесторонняя поддержка деятельности.
- Создание уроков с помощью “КМ-школа”.
- Значительно облегчается поиск необходимой информации, тем самым, сокращая время подготовки к уроку.
- Возможность разрабатывать собственные электронные издания на основе обширного контента, в том числе: вводные лекции с заданиями для выполнения самостоятельных работ, инструкции для лабораторных и самостоятельных работ, наборы информационных объектов в заданной последовательности (презентации).
- Автоматизированное рабочее место учителя позволяет создавать, систематизировать и хранить в электронном виде уроки, классный журнал и другие виды отчетности.
- Повышение методического уровня, участвуя в конкурсах “КМ-Школа”.
Учащимся - индивидуальные образовательные программы.
- Учиться по индивидуальному плану и в индивидуальном темпе.
- Использовать электронный образовательный контент продукта “КМ-Школа” для самостоятельной работы и дополнительного образования.
- Подготовиться к поступлению в ВУЗ с использованием репетиторов по ЕГЭ
- Участвовать в Интернет-олимпиадах, конкурсах.
- Сформировать и сопровождать свой электронный портфолио.
Администрации - современные технологии управления образовательным процессом.
- Создать условия для повышения качества обучения и снижения перегрузок учащихся.
- Повысить управляемость педагогическим процессом.
- Оптимизировать рабочее время педагогического состава.
- Полностью автоматизировать систему электронного документооборота и всех видов отчетности школы.
- Проводить постоянный мониторинг посещаемости и успеваемости учащихся, легко контролировать учебно-воспитательный процесс.
- Обеспечивать дистанционную поддержку образовательного процесса для детей, не имеющих возможности посещать учреждение образования.
Родителям – широкие информационные и коммуникационные возможности.
- Получать полную и достоверную информацию о школьной жизни своего ребенка.
- Расписание учебных занятий.
- Информацию обо всех проводимых школьных мероприятиях.
- Сведения об успеваемости, посещаемости и поведении ребенка.
- Участвовать в интерактивном диалоге с администрацией школы, педагогами, родительским комитетом и членами Управляющего совета.