Программа информатизации учебного заведения

Разделы: Общепедагогические технологии


Анализ ситуации

Новое поколение рассматривает информатизацию и новые информационные технологии не только как средства, но и как новую социокультурную реальность. Компьютер вошёл в жизнь современных подростков как новый, значимый контекст их жизни.

В обществе существует большой спрос на грамотных специалистов, способных находить и обрабатывать информацию, решать различные задачи с использованием компьютера. Иными словами, перед школой остро встает проблема информатизации.

Задача школы - научить своих учащихся жить в информационном мире, сформировав навыки использования различных источников информации, эффективного её поиска и анализа. Это, наряду с формированием общей информационной культуры, представляет собой определяющий фактор в расширении кругозора учащихся и в закладывании основ универсального восприятия знаний при огромном потоке информации.

ИКТ позволят педагогическому коллективу решить многие задачи, внося разнообразие в учебный процесс, значительно повысят мотивацию обучения, откроют новые возможности для творчества, помогут продуктивнее внедрить процесс гуманизации в воспитание и обучение. ИКТ позволят структурировать и более лаконично отражать очень объёмные по информации темы, дадут возможность обогатить изучаемый материал наглядностью представлений, помогут реализовать и многие воспитательные задачи – формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и независимости в суждениях, развитие творческой личности.

В лицее задачи информатизации образования решаются в рамках проекта “Создание лицейского Интернет-града”. Создание модели лицейского Интернет-града обеспечивает открытость лицейской образовательной системы, овладение участниками образовательного процесса информационной культурой. Работа лицея ориентируется на изменение содержания образования, использование современных и разработку новых информационных технологий, “выстраивание” новых отношений участников образовательного процесса, ориентирующих их на индивидуальное развитие. Информационные технологии - неотъемлемая часть образовательного процесса в лицее. Однако, используемые информационно-образовательные ресурсы не удовлетворяют потребности образовательного пространства лицея, имеющего ресурсное и кадровое обеспечение для эффективного использования современных технологий на новом более высоком уровне.

Проблемы: необходимость полной автоматизации образовательного процесса (электронный документооборот, создание системы общешкольного мониторинга); автоматизированные рабочие места всех участников образовательного процесса.

Цель программы: Построение открытого информационного образовательного пространства за счет формирования новых информационных каналов, обеспечивающих доступ к образовательному процессу и его прозрачность, как учащимся, так и их родителям, общественности.

Задачи:

  • создать единое информационное пространство (на основе продукта “КМ-школа”) с целью эффективного управления образовательным учреждением;
  • развивать систему повышения квалификации педагогов на базе лицея в соответствии с требованиями компетентного подхода и формирования ИКТ-компетентности педагогов для оптимизации методов, форм , средств, используемых в образовательном пространстве;
  • обучение учащихся работе в ИИП “КМ-школа”, в медиатеке;
  • обучение родителей пользованию электронным журналом через Интернет и с использованием sms-сервисов;
  • организация эффективного сетевого взаимодействия всех участников образовательного пространства.

Этапы реализации программы

I. Установочный этап (2008–2009 учебный год).

  1. Приобретение, установка и активизация продукта “КМ-школа”.
  2. Презентация педагогическому коллективу возможностей ИИП “КМ-школа”.
  3. Создание школьной команды.

II. Внедренческий этап (2008–2009 учебный год).

  1. Дистанционное обучение тьюторов, зам. директора по ИТ, учителей.
  2. Создание базы данных учащихся, сотрудников, электронного каталога библиотеки.
  3. Разработка положения об использовании ИИП “КМ-школа”.
  4. Поэтапное обучение учителей и учащихся использованию ресурсов “КМ-школа”.

III. Этап функционирования (2009–2011 учебный год).

  1. Использование педагогами и администрацией системы мониторинга “КМ-школа”.
  2. Проведение классных часов с использованием “Школы развития личности” классными руководителями.
  3. Проведение родительских собраний с целью знакомства родителей с возможностями “КМ-школа”.
  4. Повышение квалификации педагогического коллектива в виде тренингов и семинаров, проведения открытых уроков, участия в дистанционном тренинге “Преподавательские игры”, использования ресурсов “Методического кабинета” на “КМ-ВИКИ”, участия в конкурсах “Классный час с „КМ-Школой“”, “Мы - лучшие!”, “Кубышка медиауроков c „КМ-Школой“”, творческий конкурс “Учитель - учителю”.
  5. Использование учащимися электронного образовательного контента продукта КМ-школа для самостоятельной работы и дополнительного образования, подготовка к поступлению в ВУЗ с использованием репетиторов по ЕГЭ, участие в Интернет-олимпиадах, конкурсах, сформировать и сопровождать свой электронный портфолио.
  6. Установка удаленных рабочих мест учителей и учащихся.

IV. Аналитический этап (2010–2011 учебный год).

  1. Представление результатов внедрения на общешкольной конференции родителя и учащимся.

Проект “Родитель.ru” (создание электронного журнала)

Цель: популяризация лицейского образования. Родителям получать полную и достоверную информацию о школьной жизни своего ребенка.

Задачи:

  • представить WAP-сервис для родителей, с помощью которого появляется возможность быть в курсе успеваемости ребенка, просматривать домашние задания, общаться с учителями и администрацией;
  • составить единую базу данных учащихся по классам;
  • организовать регулярное заполнение электронного журнала классным руководителем.

Основные результаты:

  • темы уроков, домашние задания, оценки вводятся непосредственно на уроке;
  • данные сохраняются в единой базе данных;
  • данные автоматически размещаются на сайте школы и становятся доступными для учеников, родителей;
  • автоматически вычисляется средний балл по всем предметам;
  • завуч школы, учителя имеют доступ к стандартным запросам к базе данных (список отстающих, успевающих, пропускающих уроки и т.д.).

Проект “Электронная библиотека лицея”

Цель: превратить школьную библиотеку лицея в привлекательную среду, побуждающую к образованию и самообразованию.

Задачи:

  • сокращение потерь информации, необходимой для процесса обучения;
  • объединение информационных полей на базе библиотеки;
  • улучшение качества полученной информации.

Основные результаты, предполагающиеся проектом:

  • пробуждение интереса к чтению;
  • контролируемый доступ к новой информации;
  • новые возможности обучения;
  • обучение ведения информационного поиска;
  • использование уникальных электронных изданий компании “Кирилл и Мефодий”;
  • самостоятельные презентации своего творчества;
  • создание web сайтов с информацией на трёх языках (русский, английский, немецкий).

Проект “Виртуальная учебная лаборатория”

Цель: развитие коллективов - участников создания школьного информационного пространства по использованию “КМ-школа”.

Задачи:

  • укомплектовать материально-техническую базу (локальная сеть, сервер, демонстрационные места в школьном кабинете);
  • провести обучение основам работы в “КМ-Школе” для основной части педагогического коллектива нашего лицея;
  • апробировать комплект медиатек “Кирилла и Мефодия” по предметам школьной программы;
  • провести обучение основам работы в “КМ-Школе” для учащихся и родителей лицея.

Основные результаты:

  • создание учебной среды, направленной на развитие творческих, познавательных способностей учащихся на основе внедрения продукта;
  • создать внедренческую группу для успешного внедрения продукта;
  • пересмотрели должностные инструкции некоторых административных работников;
  • реально познакомить с возможностями среды и вписали ее в свой учебно-воспитательный процесс.

Ожидаемые результаты:

Учителям - всесторонняя поддержка деятельности.

  • Создание уроков с помощью “КМ-школа”.
  • Значительно облегчается поиск необходимой информации, тем самым, сокращая время подготовки к уроку.
  • Возможность разрабатывать собственные электронные издания на основе обширного контента, в том числе: вводные лекции с заданиями для выполнения самостоятельных работ, инструкции для лабораторных и самостоятельных работ, наборы информационных объектов в заданной последовательности (презентации).
  • Автоматизированное рабочее место учителя позволяет создавать, систематизировать и хранить в электронном виде уроки, классный журнал и другие виды отчетности.
  • Повышение методического уровня, участвуя в конкурсах “КМ-Школа”.

Учащимся - индивидуальные образовательные программы.

  • Учиться по индивидуальному плану и в индивидуальном темпе.
  • Использовать электронный образовательный контент продукта “КМ-Школа” для самостоятельной работы и дополнительного образования.
  • Подготовиться к поступлению в ВУЗ с использованием репетиторов по ЕГЭ
  • Участвовать в Интернет-олимпиадах, конкурсах.
  • Сформировать и сопровождать свой электронный портфолио.

Администрации - современные технологии управления образовательным процессом.

  • Создать условия для повышения качества обучения и снижения перегрузок учащихся.
  • Повысить управляемость педагогическим процессом.
  • Оптимизировать рабочее время педагогического состава.
  • Полностью автоматизировать систему электронного документооборота и всех видов отчетности школы.
  • Проводить постоянный мониторинг посещаемости и успеваемости учащихся, легко контролировать учебно-воспитательный процесс.
  • Обеспечивать дистанционную поддержку образовательного процесса для детей, не имеющих возможности посещать учреждение образования.

Родителям – широкие информационные и коммуникационные возможности.

  • Получать полную и достоверную информацию о школьной жизни своего ребенка.
  • Расписание учебных занятий.
  • Информацию обо всех проводимых школьных мероприятиях.
  • Сведения об успеваемости, посещаемости и поведении ребенка.
  • Участвовать в интерактивном диалоге с администрацией школы, педагогами, родительским комитетом и членами Управляющего совета.

Презентация