Исторический конкурс "По кровавым дорогам жестокой войны" (к 65-летию Победы советского народа в великой Отечественной Войне)

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • Повторить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны Советского Союза с фашистскими захватчиками.
  • Уяснить, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный характер, а германский “поход на Восток” не просто преследовал расширение “жизненного пространства”, а имел целью геноцид не только русского, но и других народов. Раскрыть роль советского народа в победе над фашизмом.

Задача:

  • Сформировать чувство гордости за свой народ, выстоявший в этой войне.
  • Уяснить важность исторической памяти об этих событиях воизбежания повторения подобных трагедий.
  • Воспитание патриотизма, чувства ответственности за свои поступки.

Опережающее задание:

  1. “Репортаж с места событий” (определить о каком событии ВОВ идет речь в данном репортаже). Каждая команда составляет свой репортаж для своих соперников.
  2. “Интересный факт в истории войны” (поиск – исследование).
  3. Обращение к будущему поколению: “Если мы забудем – это повторится!” (Творческое задание.)
  4. Конкурс плакатов, плакатов – карикатур по теме ВОВ.

Цель задания: учащиеся должны научиться проводить поиск необходимой информации при помощи исторических источников, дополнительной литературы, показать умение анализировать информацию, делать выводы.

В конкурсе оцениваются не только знания, но и творчество, фантазия, слаженность работы всей команды.

Ход проведения конкурса

(Баллы за каждый конкурс устанавливает жюри конкурса)

Вступительная речь ведущего. Объявление начала конкурса.

Быстро летит время. Стареют ветераны Великой Отечественной войны. И чем дальше уходят в историю события того грозного времени, тем отчетливее они предстают в нашей памяти, тем яснее становится их историческое значение.

Вероломное нападение фашистской Германии на СССР поставило нашу страну в тяжелое положение.

Но история войн не знала такой самоотверженности и массового героизма, которые проявляли советские люди на фронтах войны и в тылу врага.

Фашистские правители заранее освободили своих солдат и офицеров от какой-либо ответственности за совершенные злодеяния на советской земле. Истребляли подряд всех, кто попадался под руку этим головорезам: стариков, женщин, детей. В этой страшной войне наша страна потеряла более 27 млн. жизней.

Наш народ совершил величайший подвиг и героизм, отстоял независимость своего государства и внес решающий вклад в победу над фашизмом!

И сегодня своё мероприятие мы посвящаем тем трагическим событиям и великим людям, спасшим свою Родину и подарившим нам возможность жить в свободной стране.

1-й конкурс: “Репортаж с места событий” – определите, о каком событии ВОВ идет речь в репортаже команды соперников.

2-й конкурс: “Викторина: “Что мы знаем о войне?”.

Вопросы:

  1. Какую военную операцию немецко-фашистское командование называло операцией “Тайфун”? (Наступление на Москву в 1941 г.)
  2. Какие боевые ордена и медали, названные именами выдающихся полководцев и флотоводцев, были учреждены в период ВОВ? (Ордена Суворова, Ушакова, А.Невского, Нахимова, Богдана Хмельницкого.)
  3. Объясните происхождение поговорки: “Катюша с Тагила – фашисту могила”. (В годы войны фашисты несли огромные потери от реактивных минометов, которых наши солдаты любовно называли “Катюши”. В Нижнем Тагиле и др. уральских городах в годы войны находилось большое количество военных заводов.)
  4. В каком сражении впервые в истории второй мировой войны был развеян миф о “непобедимости” фашистской армии? (Под Москвой в декабре 1941.)
  5. Когда в 1941г. враг приближался к Москве, на улицах города появились плакаты со словами: “Ребята, не Москва ль за нами?” Откуда взяты эти слова, кто их автор? (Из стих. “Бородино” М.Ю.Лермонтова.)
  6. Почему День артиллерии отмечается в нашей стране 19 ноября? (В этот день началось наступление в районе Сталинграда, во время которого огромную роль сыграла артиллерия.)
  7. Кто такие “народные мстители” и почему их так называли? (Партизаны, мстили за террор, грабежи, насилие, творимые на оккупированной территории.)
  8. Какая победа Советской Армии была впервые отмечена салютом в Москве? Когда это произошло? (Освобождение Орла и Белгорода. 5 августа 1943 г.)
  9. Где и когда произошло самое крупное во второй мировой войне танковое сражение? (Под Прохоровкой , 1943 г.)
  10. В каком сражении впервые во второй мировой войне немецкие войска вынуждены были перейти к обороне, был сорван план блицкрига? (Смоленское сражение в июле 1941 г).
  11. По плану Гитлера море должно было возникнуть на месте этого советского города. Назовите город. (Москва).
  12. Строчки из личного письма фронтовика А.Суркова к жене стали текстом какой из песен: “Землянка”, “Темная ночь”, “В лесу прифронтовом”? (“Землянка”: “Бьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола как слеза, и поет мне в землянке гармонь про улыбку твою и глаза”.)
  13. Автор знаменитого стихотворения “Жди меня”? (К.Симонов.)
  14. Что такое “рельсовая война”? (Подрыв ж/дорог партизанами, развернувшаяся летом 1943 г.)
  15. В 1944г. Советская Армия, освобождая территорию страны восстанавливала государственную границу СССР. На какую границу впервые вышли наши войска? (Март 1944, на границу с Румынией.)

3-й конкурс: “Песня, поэзия, проза о Великой Отечественной войне”.

(Конкурс-соревнование: кто больше назовет песен, стихов, лит. произведений).

4-й конкурс: Анализ незнакомого текста: “Что за событие, что за герой?”

Задание № 1. Из документа немецкого генерального штаба от 21.09.41.

“Сначала мы блокируем город и разрушим его, если возможно, артиллерией и авиацией…Когда террор и голод в городе сделают свое дело, откроем отдельные ворота и выпустим безоружных людей… Весной мы проникнем в город, вывезем все, что осталось живое или возьмем в плен, сровняем город с землей и передадим его своим союзникам…”

– О каком городе идет речь? Какова судьба этого города? Какому союзнику собирались передать город? (Ленинград. Блокада. Финляндии).

Задание № 2.

Советские войска понесли здесь тяжелые потери, противник также заплатил дорогой ценой за овладение этим южным портом СССР. Изумительный пример стойкости и массового героизма проявили защитники города. 250 дней и ночей, не утихая, гремели здесь кровопролитные бои. Другой советский порт оказывал упорнейшее сопротивление фашистским захватчикам 73 дня.

– Об обороне каких советских портов идет речь?

Задание № 3.

“Если битва под Сталинградом, – подчеркивал И.В.Сталин, – предвещала закат немецко-фашистской армии, то битва под ………поставила ее перед катастрофой”. Английский публицист А.Верт выразился более определенно: “Выиграв ….битву, СССР фактически выиграл войну”.

– О какой битве идет речь?

Задание № 4.

В день 20-летия победы над Германией уже восьмой год находившийся в отставке он впервые вместе с другими занял свое место за столом президиума торжественного заседания. Когда было названо его имя, уже много лет не произносившееся с трибуны, в зале возникла стихийная овация. Ему аплодировали с такой силой и единодушием, что в этот день и час была наконец восстановлена историческая справедливость, которой в душе всегда жаждут люди, несмотря ни на какие обстоятельства.

– О ком идет речь в данном отрывке? С какими политическими процессами в СССР эти события связаны? (Г.К.Жуков, обстоятельства его отставки в 1957 г.)

5-й конкурс: “Сражение на поле боя истории”.

Каждой команде дается задание составить тест для своих соперников.

6-й конкурс: (может быть объявлен одновременно с конкурсом № 5).

“Конкурс капитанов”: составить речь – обращение командира отряда перед боем к своим солдатам.

7-й конкурс: Интересный факт в истории войны или связанный с событиями войны.

8-й конкурс: Текст с ошибками. “…3 декабря 1943 года. 6 часов 15 минут. Сейчас Штирлиц спит, но через полчаса он проснется и полетит в Тегеран, где вот уже вторую неделю тянется встреча “Большой тройки”. Чистый воздух южных предгорий Памира, звезда Героя Советского Союза и высокое звание Генералиссимуса делали главу советской делегации особенно упрямым и несговорчивым. Сталин превратился в державного горца, настойчиво требовавшего скорейшего открытия второго фронта. Союзники же пытались оттянуть вторжение в Европу, ссылаясь на то, что сопротивление немцев в Африке требует больших сил. К 1 декабря переговоры окончательно зашли в тупик; все ждали Штирлица, который обещал вылететь только 3 декабря.

6 часов 45 минут. Веки Штирлица дрогнули, и по привычке, еще не успев окончательно проснуться, он поднялся с кровати. Его мутный взгляд скользнул по полу, холодившему ступни, журнальному столику, где лежали недочитанные вчерашние номера “Дейли Мейл” и “Фелькишер Беобахтер”, и остановился на заснеженном парке, искрившемся в лучах восходящего солнца. После поражения армии Геринга под Курском, Штирлец особенно любил разглядывать этот парк, чем-то напоминавший любимый Ленинград. “Исаакий, Эрмитаж, Донской монастырь,-вздохнул Штирлец,- скорее бы домой!”. От нахлынувших воспоминаний его отвлекла Кет. Она не смыкала глаз всю ночь и только к утру закончила работу с шифровкой. Центр сообщал, что Рузвельт слишком настойчиво предлагал открыть второй фронт на Балканах, хотя и согласился признать довоенные приобретения СССР и даже обещал склонить к их признанию польское правительство, обосновавшееся в США.

“Мерседес” Штирлица, несший к Аэродрому, неожиданно вильнул вправо и зарылся в снегу. Гвоздь, брошенный каким-то мальчишкой , пробил покрышку, и одно из колес моментально превратилось в обод, обмотанный рваной резиной. Но об этом Штирлец узнает позже, а сейчас он безвольно уткнулся в руль своего автомобиля.

Спустя несколько минут тяжелый “Мессершмитт-262” оторвался от земли и взял курс на Тегеран, Впрочем, “Большая тройка” разъехалась, так и не повидав Штирлица…”

Ведущий: Трагизм событий никто не отрицает, но часто в тяжелой ситуации помогает и чувство юмора. Следующий конкурс посвящен именно огромному чувству юмора советских людей, которые даже в такие трагические годы продолжали жить, верить, смеяться.

9-й конкурс: Анекдоты военных лет.

10-й конкурс: Конкурс плакатов (представление идеи плаката – творческая защита своего проекта).

11-й конкурс: Обращение к современникам и потомкам на тему:

“Если мы забудем – это может повториться!” (Опережающее задание).

Подведение итогов конкурсов, заключительное слово ведущего.

Победа досталась нам огромной ценой.

В народном сознании День Победы стал самым светлым и радостным праздником, означавшим конец самой кровопролитной и разрушительной из войн. Этот великий праздник “Праздник со слезами на глазах”, и сегодня останется главным для граждан России. Победа многонационального советского народа в самой кровавой и жестокой войне в истории человечества стала звёздным часом для нашей страны в 20 веке.

Подвиг победителей НИКОГДА не будет забыт!

Используемая литература:

  1. Верт А. История Советского государства. “Весь мир”, 2002 г.
  2. Великая Отечественная 1941–1945. Фотоальбом посвященный великому подвигу советского народа. Авторы текста: Чуйков В.И., Рябов В.С. Художник: Белозерский О.И. М. “Планета”. 1985 г.
  3. Суворов Ю.М. “Знаете ли вы историю своей Родины?” Минск, “Народная асвета”, 1968 г.