Повторительно-обощающий урок по теме "Тепловые явления" (8-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели урока:

  • закрепление и обобщение знаний и умений по данной теме;
  • развитие памяти, мышления; воспитание интереса к предмету; умения анализировать, обобщать полученные знания.

Задачи:

  • повторить: основные характеристики тепловых явлений, основные формулы для решения задач;
  • решить качественные и расчетные задачи на данную тему.

Тип урока: нетрадиционный урок в форме игры.

Эпиграф к уроку:

“Человек родился быть господином, повелителем, царем природы. Но мудрость, с которой он должен править, не дана ему от рождения: она приобретается учением”.
Н.И.Лобачевский.

Ход урока

Накануне проведения этого урока, я даю учащимся задание написать стихи о тепловых явлениях и тепловых величинах, придумать кроссворд и сделать рекламу книг, прочитанных по теме. Начинаю занятие лучшими стихами, сочиненными ребятами. Затем обращаю их внимание на запись на доске:

Наши задачи

Повторить:

Основные характеристики тепловых явлений, основные формулы для решения задач.
Решить качественные и расчетные задачи на расчет тепловых величин.

После этого обращаю внимание учащихся на плакат: “Приглашаем на турнир знатоков тепловых явлений. В программе: аукцион, лотерея, состязание”.

1. Вступительное слово учителя.

Поясняю: в связи с наступлением осени (ведь именно в осенние дни проводится наш урок), вы, ребята, превращаетесь в знатоков тепловых явлений, принимаете мое приглашение и прибываете на турнир.

2. Конкурс – представление команд.

Командиры команд знатоков (их 5, они формируются заранее) берут с учительского стола карточки; на обратной стороне которых обозначены физические величины из темы (с, Q, q, , L) и ставят их на свои столы (карточка символизирует название команды).

Далее ученики дают краткую характеристику той физической величине, которая дала название их команде.

После выступления я подвожу итоги:

“5”– красная звездочка,
“4”–звездочка желтого цвета,
за дополнения – звездочка оранжевого цвета.

Учитель: “Вы хорошо рассказали о своих командах, переходим к следующему этапу”.

3. Ученик-соведущий.

А теперь, друзья мои.
Приглашу вас на торги.

(Показывает коробку, в которой находятся предметы, устройство или назначение которых связано с тепловыми явлениями: термос, термометр, термоскоп, лампочка с бумажной вертушкой, набор тел равного объема (металлический, деревянный и пластмассовые цилиндры), пробирка с водой, пробирка с воздухом, утюг и др.)

Наши торги проходят в виде аукциона. Для того, чтобы купить физический товар, необходимо рассказать о нем: вы будете называть по очереди физические свойства, особенности товара, а я после каждого ответа (он должен содержать одну информацию), буду считать до трех. Если до счета “3” нового ответа не поступит, то товар покупает (получает) тот, кто высказался последним. Учащиеся, купившие товар, получают звездочки оранжевого цвета.

(Проводятся торги – аукцион.)

Ученик-соведущий. Спасибо вам за покупки!

4. Учитель. Напомню о том, что с любыми тепловыми приборами (покупками) надо обращаться осторожно. Всегда следует соблюдать правила безопасной работы и указания, записанные в техническом паспорте.

А сейчас свой шанс не упустите:
Лотерейные билеты приобретите!

(Каждый ученик “приобретает” билет, а по сути берет карточку с задачей и решает ее. В правом углу карточки обозначен ее индекс: с1, с2 , ..., Q1, Q2 , …, q1, q2 ,… Время, даваемое на решение ограничено. Решив задачу, ученики вписывают ответ в таблицу, начерченную на доске; рядом с ней плакат.

Таблица ответов

 

Плакат

плакат с задачами урока

Символ задачи 1 2 3 4
  с        
  Q        
  q        
         
  L        
  m        

Плакат с задачами урока висит на доске, он закрывает таблицу с контрольными правильными ответами к расчетным задачам, которые решают учащиеся).

По истечении отведенного времени – розыгрыш лотереи: плакат убираем. Идет сверка ответов. Ученики, правильно решившие задачу, получают звездочки красного и желтого цвета, за дополнительно решенную задачу– звездочку оранжевого цвета.

Задачи к конкурсу “Лотерейные билеты” для каждого ученика.

  1. Нагретый камень массой 5 кг, охлаждаясь в воде на 1 градус, передает ей 2,1 кДж энергии. Чему равна удельная теплоемкость камня?
  2. Нагретый песок массой 10 кг, охлаждаясь в воде на 1 градус, передает, ей 8,8 кДж энергии. Чему равна удельная теплоемкость песка?
  3. Нагретый свинец массой 2 кг, охлаждаясь в воде на 1 градус, передает ей 0,28 кДж энергии. Чему равна удельная теплоемкость свинца?
  4. Нагретый чугун массой 8 кг, охлаждаясь в воде на 1 градус, передает ей 4,3 кДж энергии. Чему равна удельная теплоемкость чугуна?
  5. Какое количество теплоты потребуется для нагревания на 1 градус воды объемом 0,5 литра?
  6. Какое количество теплоты потребуется для нагревания на 1 градус олова массой 500 кг? Удельная теплоемкость олова 250 Дж/кг*градус.
  7. Какое количество теплоты потребуется для нагревания на 1 градус серебра массой 6 кг? Удельная теплоемкость серебра 250 Дж/кг*градус.
  8. Какое количество теплоты потребуется для нагревания на 1 градус латуни массой 3 кг? Удельная теплоемкость латуни 380 Дж/кг*градус.
  9. Вычислите, насколько градусов нужно повысить температуру куска свинца массой 100 грамм, чтобы внутренняя энергия его увеличилась на 280 Дж? Удельная теплоемкость свинца 140 Дж/кг*градус.
  10. Вычислите, насколько градусов нужно повысить температуру куска олова массой 100 грамм, чтобы внутренняя энергия его увеличилась на 50 кДж? Удельная теплоемкость свинца 250 Дж/кг*градус.
  11. Вычислите, на сколько градусов нужно повысить температуру куска серебра массой 100 грамм, чтобы внутренняя энергия его увеличилась на 100 кДж? Удельная теплоемкость серебра 250 Дж/кг*градус.
  12. Вычислите, насколько градусов нужно повысить температуру куска латуни массой 100 грамм, чтобы внутренняя энергия его увеличилась на 38 кДж? Удельная теплоемкость свинца 380 Дж/кг*градус.
  13. Сколько торфа необходимо сжечь в печи, если для его сгорания потребуется 140 Мдж энергии. Удельная теплота сгорания топлива14 Мдж/кг.
  14. Сколько дров необходимо сжечь в печи, если для их сгорания потребуется 340 Мдж энергии. Удельная теплота сгорания дров 34 Мдж/кг.
  15. Сколько нефти необходимо сжечь в печи, если для ее сгорания потребуется 440 Мдж энергии. Удельная теплота сгорания 44 Мдж/кг.
  16. Сколько каменного угля необходимо сжечь в печи, если для его сгорания потребуется 300 Мдж энергии Удельная теплота сгорания каменного 30 Мдж/кг.
  17. Для плавления 10 кг льда потребовалось 3400 Кдж теплоты. Какова его удельная теплота плавления?
  18. Для плавления 10 кг серебра потребовалось 1000 Кдж теплоты. Какова его удельная теплота плавления?
  19. Для плавления 10 кг меди потребовалось 2100 Кдж теплоты. Какова ее удельная теплота плавления?
  20. Для плавления 10 кг алюминия потребовалось 3900 Кдж теплоты. Какова его удельная теплота плавления?
  21. Для обращения в пар 2кг воды, было затрачено 4600 кДж энергии. Найти удельную теплоту парообразования воды.
  22. Для обращения в пар 2кг ртути, было затрачено 600 кДж энергии. Найти удельную теплоту парообразования ртути.
  23. Для обращения в пар 2кг спирта, было затрачено 1800 кДж энергии. Найти удельную теплоту парообразования спирта.
  24. Для обращения в пар10кг эфира, было затрачено 4000 кДж энергии. Найти удельную теплоту парообразования эфира.

5. Учитель (продолжает). Какой турнир без соревнований и состязаний?! Они ждут вас!

6. Соревнование № 1: кто быстрее проанализирует формулы (формулы из раздела “Теповые явления”) и отметит правильные, а также объяснит значение приставок (милли, санти, деци, кило, Мега), записанных на кодопленке (участвует по одному человеку от команды). Соревнование проходит, выявляются победители.

7. Соревнование №2 (проведение лабораторной работы): кто быстрее определит массу цилиндра с известной удельной теплоемкостью при нагревании его в сосуде с горячей водой и последующим охлаждением в стакане с водой комнатной температуры (масса воды известна). Необходимое оборудование прилагается: калориметр с водой комнатной температуры, сосуд с горячей водой, термометр, цилиндр металлический известной массы).

Соревнование проходит, выявляются победители.

8. Соревнование № 3: конкурс-соревнование по разделам: “Хозяюшка”, “Дачник”, “Любознательный ученик”, “Агроном”. По одному представителю от каждой команды вытягивают название наиболее понравившегося раздела и к нему получают карточку с вопросами: по 2 в каждой карточке. За правильные и полные ответы я раздаю звездочки.

Вопросы к соревнованию соревнованию.

Хозяюшка

  1. Овощи и фрукты, предназначенные для сушки, нарезают тонкими ломтиками. Почему?
  2. Мокрое белье, вывешенное зимой во дворе, замерзает. Но через некоторое время оно становится сухим даже при сильных морозах. Чем это можно объяснить?

Агроном

  1. Почему глубокий рыхлый снег предохраняет озимые хлеба от вымерзания?
  2. Какая почва прогревается солнцем быстрее: влажная или сухая?

Дачник

  1. Сырые дрова горят хуже, чем сухие. Почему?
  2. Зачем на морозе вспотевшую после езды лошадь покрывают попоной?

Любознательный ученик

  1. Почему лед не сразу тает если его внести с мороза в натопленную комнату?
  2. Почему самовар не распаивается от горячих углей, если он наполнен водой, и распаивается, если в него забудут налить воды?

9. Соревнование № 4: конкурс капитанов. Капитаны получают карточки с вопросами и тут же отвечают на них. За правильные и полные ответы я раздаю звездочки.

Вопросы к соревнованию.

  1. У вас есть выбор: купить дачный участок на возвышенности или в низине? Где вы купите участок? Почему?
  2. Почему в кастрюле – скороварке пища готовится быстрее?
  3. Из чайника налили чай в стакан с сахаром и в стакан без сахара. В каком стакане чай буде холоднее? Почему?
  4. Почему космические ракеты обивают такими металлами, как вольфрам, тантал?

10. Соревнование № 5: веселая викторина (проводится, если останется время). Учитель задает вопросы, отвечает ученик, первым поднявший руку. За правильный ответ ученик поучает звездочку.

Вопросы к соревнованию.

  1. Саня перед едой захотел пить. Взял кружку, налил холодной воды, и увидел. Что кружка “запотела”. Почему?
  2. Почему чайник, перед тем как закипеть, шумит?
  3. Как остудить горячий чай в кружке, не дуя на его поверхность?
  4. Какой ложкой , деревянной или металлической вы предпочли бы есть горячий суп?
  5. Почему хлеб черствеет?
  6. Почему яблочный пирог долго остается горячим?
  7. Зачем на зиму стволы деревьев заворачивают в рогожу или солому?

11. Соревнование № 6: (если осталось время) конкурс “Веселые старты”. По одному ученику от команды надувают шарик – по 5 выдохов каждый ученик; победитель – тот, у кого шар получился больших размеров (получает звездочку).

Подведение итогов: 1-е место у команды, набравшей общее число красных звездочек – самое большое.

Оценку “5” получают ученики, у которых красные звездочки и оранжевые. Оценку “4” ставлю тем, кто набрал красные и желтые звездочки.