Тема урока: "Организация пространства. Архитектурное проектирование и дизайн интерьера" (11-й класс)

Разделы: Технология

Класс: 11


Цели:

  1. Обучающая – проконтролировать и закрепить степень усвоения З.У.Н, сформированных на предыдущих уроках: умение выразить себя речевыми, художественно-эстетическими средствами; анализ и синтез проектной деятельности, работа с проектно-технической документацией, использование различных материалов и технологий.
  2. Воспитательная – способствовать формированию нравственного и эстетического воспитания, через основы мировой культуры, традиционной культуры своего народа, края; формирование экологического мировоззрения, понятия культуры труда по предмету.
  3. Развивающая – создать условия для включения учащихся в коммуникацию, диалог друг с другом, учителем; расширить возможности социализации личности: знакомство учащихся с производственно-хозяйственной структурой и проектной деятельностью в городе – студия “Дизайн”; развитие творческих способностей, наглядно-образной памяти, пространственных представлений, мышления; развитие мелкой моторики пальцев рук.

Мотивационное обеспечение урока:

Стимулирование положительного отношения учащихся к учению через:

  • работу в зоне ближайшего развития;
  • обеспечение психического и физического здоровья в трудовом процессе, в окружающей среде;
  • создание ситуации успеха (индивидуальный подбор заданий, реализация творческих возможностей учащихся).

Оснащение и оформление урока:

  1. Проектно-техническая документация квартиры, комнаты, предназначенной для модернизации.
  2. Работы учащихся:
    а) рекламные плакаты творческих групп;
    б) проект “Моя комната”: планы реконструкции комнаты, развертка стен комнаты;
    в) планы квартиры после перепланировки, макет квартиры;
  3. Видео материал “Стилевые направления в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, одежде”.
  4. Литературные тексты: А.Блок, Н.Гоголь, Н.Лесков, А.Чехов, А.Пушкин.
  5. Природные и подсобные материалы, аксессуары для новогодней аранжировки.
  6. Инструменты и материалы: резаки, ножницы, проволока, иголки, бумага ф. А4 – цветная, белая, картон – ф. А2, карандаши, резинки, 2 мольберта.

План-конспект урока

I. Организационный момент

1. Сообщение темы, цели, содержания урока.

Сегодня вы представляете на конкурс свои творческие проекты – итог нашей с вами работы по разделу программы “История и основы дизайна”, тема урока “Организация пространства. Архитектурное проектирование и дизайн интерьера”. Цель урока: закрепление и проверка знаний, умений и навыков, сформированных на предыдущих уроках.

2. Условия и критерии оценки вашей деятельности:

Форма работы по группам в сотрудничестве с элементами деловой игры, где вы должны показать свое умение анализировать и обобщать, способность работать с проектно – технической документацией и выразить это с помощью речевых и художественных средств.

На занятии имитируется деятельность 2-х дизайнерских групп, которые в условиях действующих экономических отношений являются конкурентными. Роли: художник, дизайнер интерьера, фито дизайнер, архитектор.

  • Работа по ролям оценивается как личный успех, так и вклад в общий успех группы;
  • учитывается сплоченность, взаимопонимание и уважение внутри группы так и к оппонентам, активность в работе;
  • в творческом проекте оценивается оригинальность, простота и доступность решения проблемы, качество и время исполнения;
  • итоговая оценка вашей деятельности на уроке складывается из: результатов разминки, конкурсных заданий и названных выше условий;

В оценке ваших творческих работ и конкурсных заданий сегодня мне будет помогать художественный совет в составе:

председатель: _______________________
эксперты: __________________________

3. План работы.

Работа наша рассчитана на 2 академических часа с перерывом на 10 минут.

1-й час:

1.   Разминка.
2.   Презентация творческих проектов:
2.1 Реклама группы.
2.2 Конкурс дизайнеров-декораторов.

2-й час:

2.3 Конкурс фито дизайнеров.
2.4 Конкурс архитекторов.
2.5 Блицтурнир (в резервное время или при результате с равным количеством баллов в командах).
3.   Подведение итогов.

II. Формирование, закрепление и проверка З.У.Н. по разделу “История и основы дизайна”

Введение.

Музыкальный ряд: песня “Под крышей дома твоего” (Ю.Антонов).

Изобразительный ряд: работы детей дошкольного возраста тема: “Мой дом, моя семья”.

Звучит музыка: песня “Под крышей дома твоего”.

Короткое и емкое слово “дом”, на каком бы языке оно ни звучало, означает всегда одно и тоже: место, где кончаются все дороги, где человек может скрыться от непогоды и чужих взглядов, где живет его семья.

С домом связана вся жизнь человека: его деятельность, чувства, восприятие мира.

Так что же такое дом? Четыре стены, крыша, дверь, окно, дым над трубой? Таким мы рисуем его на первых в своей жизни рисунках в детском саду. Как, например, эти…(на доске композиция “Мой дом, моя семья” из рисунков детей дошкольного возраста, рисунков учащихся из домашнего архива).

А что за этими стенами и окнами? За ними живем мы и наши вещи.

1. Разминка.

Каждой эпохе присущи свои представления об окружающем мире, свое видение красоты и гармонии.

Вопрос: что мы понимаем под совокупностью устойчивых художественных форм (функциональных, конструктивных, художественных) в архитектуре, прикладном и изобразительном искусстве в течение длительного времени?

Предполагаемый ответ: стилевое направление в искусстве (стиль).

Задание: Определить стилевое направление в искусстве, назвать характерные черты стиля, временную принадлежность, где зародился.

Музыкальный ряд: музыка соответствует стилевому направлению по видео материалу: Вольфганг Амадей Моцарт; Фредерик Шопен.

Видео ряд: архитектура, декоративно-прикладное искусство, одежда исторических стилей – барокко, классицизм, модерн (просмотр 1–2 фрагментов 2–4 мин.).

Литературный ряд: описание интерьера, экстерьера дома, манера держаться, одеваться, говорить (А.Блок, А.Пушкин, Н.Гоголь, Н.Лесков, А.Чехов). Приложение 1.

Звучит музыка, показ видео материала – 1–2 фрагмента, раздаточный материал – литературный ряд.

Ответы обсуждаются в группах и фиксируются на листке – сдаются экспертам. Группы поддержки работают на доске (дополнительный бал).

2. Презентация творческих проектов.

Класс разделен на 2-4 группы, распределены роли (за 2–3 недели до конкурса):

художник, дизайнер интерьера, архитектор, фито дизайнер.

2.1 Реклама группы. Приложение 2.

Защита проекта “Рекламный плакат” одним из членов группы (роль художника).

“Рекламный плакат” – индивидуальная творческая работа каждого участника конкурса. На предшествующих занятиях группой принимается решение – выбор одного плаката, который соответствует содержанию, художественно-эстетическим требованиям: эмблема, название группы, композиция, графика шрифта, художественные приемы для передачи образа.

2.2 Конкурс дизайнеров интерьера. Приложение 3.

Представление творческих проектов.

Для дальнейшего знакомства с творческими группами предлагается на рассмотрение авторский проект “Моя комната”.

Цель: Проектирование интерьера комнаты для подростка.

Проблема: Организация пространства в малогабаритном помещении.

Задачи:

  1. Сделать пространство многофункциональным; выполнить зонирование комнаты, определив место для работы, отдыха, дневных занятий.
  2. Раскрыть содержание функциональных и эстетических требований, т.е. сделать комнату эргономичной, уютной и красивой с учетом психофизиологических особенностей заказчика, местом расположения дома.

“Моя комната” – индивидуальный творческий проект каждого участника конкурса. На предшествующих занятиях группой принимается решение – выбор одного проекта, который соответствует художественно-эстетическим требованиям и поставленным задачам. Автору проекта предлагается роль дизайнера интерьера.

2.3 Конкурс фито дизайнеров. Приложение 4.

Ваши группы предлагают услуги по фито дизайну для офисов, оформлению интерьеров к праздникам и знаменательным датам.

В связи с предстоящим Новым годом и Рождеством вам предлагается выполнить праздничное оформление интерьера в МОУ “МУК”.

  1. Защита проекта “Традиции и современность. Новогоднее дерево” (по 1участнику от группы). Проект выполнен в рабочем порядке на уроках.
  2. Проект-экспромт. Из предложенных материалов, аксессуаров выполнить композицию к Рождеству на журнальный столик, обеденный стол, на кухню, в холл и т.д. – по выбору (по 1–2 участника от групп поддержки – учащиеся, которые по каким-либо причинам не вошли в основной состав групп).

2.4 Конкурс архитекторов. Приложение 5.

К вам обратилась семья Ивановых с заказом – модернизация 3-х комнатной квартиры в панельном доме. Семья из трех человек, родители и ребенок 13 лет.

Защита эскизного проекта “Модернизация 3-х комнатной квартиры”.

По одному участнику от групп на роль архитектора.

Данный проект предполагает предварительную работу на уроках каждым участником конкурса, обсуждение в творческих группах и выбор оптимального варианта.

Постановка проблемы:

Малогабаритная 3-х комнатная квартира, со смежными ходами и большим количеством дверей, что занимает значительную часть полезной площади, неудобное их размещение.

Постановка задачи:

Изолировать комнаты, увеличить полезную площадь, сделать пространство более эргономичным, современным и уютным.

Работа групп поддержки (параллельно с защитой, письменно, ответы сдаются экспертам):

Вопрос: Ваши действия перед началом работы над проектом?

Предполагаемые ответы:

  1. Познакомиться с исходными данными жилища, сделать опрос жильцов дома ввиду предстоящих работ.
  2. Направить заказчика в местные органы государственного архитектурно-строительного контроля для получения плана квартиры (в нашем случае ЖКХ).
  3. Познакомиться с предписанием о правилах строительства и ГОСТом.
  4. Составить проект перепланировки интерьера.
  5. Утвердить проект на комиссии ЖКХ (подпись, печать, дата).

2.5 Блицтурнир. Приложение 6.

Вам предоставляется возможность задать вопросы команде-сопернице (раздаточный материал – приложение 6). Количество вопросов варьируется в зависимости от резервного времени и результатов конкурса.

Темы:

  • Русское крестьянское жилище;
  • Требования человека к современному жилищу;
  • Проектная документация;

III. Подведение итогов

1. Анализ работы групп и творческих проектов учащихся.

Подводя итоги работы за 1 полугодие и урока-конкурса можно сказать, что ваше знакомство с механизмом производственной деятельности проектных бюро, фирм, как например, студия “Дизайн” в нашем городе, успешно завершилось.

Вы прожили небольшой отрезок времени в соответствующей роли реального лица, познакомились с работой специалистов в области оформления и дизайна интерьера. Результатом работы в сотрудничестве стали творческие проекты по фито дизайну, вы закрепили и пополнили знания по строительному черчению, разработке проектной документации. В практической работе вами были использованы знания материала за 10 класс по темам “Основы композиции и цветоведения”, “Шрифты”. И, наконец, вы убедились, что собственными силами можно найти нестандартные решения для организации пространства вашего дома, сделать его еще более удобным, красивым в соответствии с требованиями к современному жилищу.

Говоря о вашей индивидуальной работе, в проектах были оригинальные творческие находки такие как: __________________________.

2. Оценка деятельности групп.

2.1 Работа по группам в сотрудничестве оценена следующими баллами…(слово председателю художественного совета_________). Приложение 7.

2.2 Обсуждение, обмен мнениями между группами, выступление экспертов художественного совета.

Использованная литература:

  1. Ватерман Г. Дизайн вашей квартиры.– М.: Кристина и К, 1996.
  2. Нестеров О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.: Молодая гвардия, 1994.
  3. Павлова А.А. и др. Графика и черчение (раб. Тетрадь № 1 и № 2). – М.: центр Владос, 2000.
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 1999.
  5. Прутченков А.С. Школа деловой игры // Школьные технологии. 1998, 1999.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  7. Стивенсон Н. Архитектура. – М.: Слово, 1997.
  8. Торопова Л. и др. Интерьер и дизайн современной квартиры. – М.: Эксмо, 2006.
  9. Хрусталева С. Стили в интерьере. – М.: Диля, 2006.