В современной системе обучения и воспитания в центре внимания проблемы гармонического развития личности. Главная цель образовательной области “Технология” подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Для достижения этой цели очень важно подготовить учащихся к осознанному самоопределению, сформировать творческое отношение к качественному осуществлению трудовой деятельности, развить разносторонние качества личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Основная цель курса обучения – формирование первичных профессиональных знаний, умений, навыков в области дизайна и оформления интерьера, воспитания художественного вкуса школьников, повышение уровня их художественного развития, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям художественной культуры.
Задачи:
- Формирование представления о технико-технологической среде и художественной культуре.
- Воспитание личностных и трудовых качеств.
- Создание условий для самоопределения подростка, направленных на знакомство с профессиями в области дизайна, а также ориентацию учащихся на смежные профессии художественного профиля, с учетом региональных и местных особенностей.
- Воспитание эстетического чувства школьников, приобщение их к самостоятельной деятельности по художественной организации среды.
Принимая во внимание важность привития молодежи технологической культуры, данная программа составлена на основе программы образовательных учреждений “Технология. Трудовое обучение” 5–11-е классы (Москва, издательство “Просвещение” 2007 год). Ее структурная модель обучения включает в себя базовое (ОТК – общий технологический компонент, СТК – специальный технологический компонент) содержание и углубленное (ДПП– допрофессиональная подготовка) изучение раздела “Декоративно – оформительское искусство и основы дизайна” ОО “Технология”.
Базовое содержание – это объем знаний и умений, которые должны быть сформированы у учащихся в пределах времени, отводимого на изучение ОО “Технология” в инвариантной части Базисного учебного плана (34 часа).
Углубленное изучение раздела “Декоративно-оформительское искусство и основы дизайна” ОО “Технология” осуществляется в рамках часов вариативной части учебного
плана (34 часа) по договорам со школами.
Программа предполагает обучение старших школьников 10–11-х классов в течение 2-х лет.
10 классы – 2 часа: 1час – теория, 1час – практика. Общая годовая нагрузка 68 часов.
11 классы – 2 часа: 1час – теория, 1час – практика. Общая годовая нагрузка 68 часов.
Итого: 136 часов.
Расширение социальных контактов подростка и освоение им поведенческих форм взрослого мира, активное вхождение в культурное пространство и поиск своих ценностно-смысловых жизненных оснований, позволяет выявить их наклонности и профориентировать учащихся с последующей реализацией полученных знаний, умений, навыков в дальнейшей производственной деятельности любого профиля.
Программа включает теоретическую и практическую части курса обучения, содержание которых соответствует требованиям развивающего обучения с учетом физиологических и возрастных особенностей детей.
Теоретическая часть программы – это уроки, на которых учащиеся знакомятся с основными понятиями, закономерностями и принципами организации пространства.
Знакомство с разделами: “Природные материалы”, “История и основы дизайна”, “Графический дизайн”, “Преобразовательная и проектная деятельность” и другие – дают сведения из мировой культуры, традиционной культуры России, Урала, что позволяет детям ощутить себя во времени, дает представление о творческой деятельности человека, направленной на преобразование природной и предметной среды. Подача теоретического материала сопровождается видеоматериалом, демонстрацией плакатов, авторских работ.
Практическая часть программы строится на воплощение каждой темы в материале и освоении соответствующей ему технике обработки, приемов работы, пользование инструментами. Разнообразие форм предметно-практической деятельности предполагает дальнейшее обогащение сенсорного опыта старшеклассников как основного источника знаний об окружающей действительности, повышение их творческой активности.
При изучении основных разделов программы легко осуществляются межпредметные связи с историей, географией, экологией, литературой, русским языком, основанные на историческом материале.
Программа предусматривает изучение материала по следующим образовательным линиям: культура и эстетика труда; основы графики, дизайна; проектная деятельность; знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; перспективы и социальные последствия развития технологии и техники; элементы домашней и прикладной экономики и предпринимательства.
Практическая направленность занятий позволяет учащимся участвовать в оформлении интерьера своих школ, пополнять методический фонд учителя наглядными пособиями, творческими работами, которые принимают участие в городских, областных выставках детского творчества.
Программа получила развитие на профиле “Декоративно-оформительское искусство и основы дизайна” в МОУ “МУК” г. Лесной.
Тематический план по общетехнологическому компоненту (ОТК)
10-й класс
№ | Название темы | всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Материальное производство, сфера услуг и сервиса, коммерция. Пути и средства снижения негативных влияний производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека. | 1 | 1 | – |
2 | Основные подразделения и профессиональный состав специалистов производственных, коммерческих и сервисных предприятий. | 1 | 1 | – |
3 | Обеспечение безопасности труда. Нормирование труда. | 1 | – | 1 |
4 | Требования к квалификации специалистов различных профессий. | 1 | – | 1 |
ИТОГО | 4 | 2 | 2 |
11-йкласс
№ | Название темы | всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Маркетинг как составляющая деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. | 1 | – | 1 |
2 | Инновационная деятельность предприятия в условиях конкуренции. | 1 | 1 | – |
3 | Региональный рынок труда и его коньюктура. Региональные центры трудоустройства. | 1 | 1 | – |
4 | Виды и формы получения
профессионального образования. Планирование путей получения образования. |
1 | – |
1 |
ИТОГО: | 4 | 2 | 2 |
Тематический план ОО “Технология”
10-й класс
Компоненты базисного плана | сигнатура | компонент | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | ||||
Федеральный компонент | ОТК | Общетехнологический компонент | 4 | 2 | 2 |
СТК | Специальный технологический компонент | 30 | 6 | 24 | |
Школьный компонент | ДПП | Допрофессиональная и профессиональная подготовка | 34 | 15 | 19 |
ИТОГО | 68 | 23 | 45 |
11-й класс
Компоненты базисного плана | сигнатура | компонент | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | ||||
Федеральный компонент | ОТК | Общетехнологический компонент | 4 | 2 | 2 |
СТК | Специальный технологический компонент | 30 | 6 | 24 | |
Школьный компонент | ДПП | Допрофессиональная и профессиональная подготовка | 34 | 13 | 21 |
ИТОГО | 68 | 21 | 47 |
Тематический план по специальному технологическому компоненту (СТК)
10-й класс
№ | Название | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 2 3 |
Основные технологические понятия и виды
деятельности. Материаловедение, инструменты, приспособления. Технология обработки материалов. Народные промыслы: гончарное и игрушечное ремесла. |
1 16 13 |
– 3 3 |
1 13 10 |
ИТОГО: | 30 | 6 | 24 |
11-й класс
№ | Название | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 2 3 |
Социальное обслуживание. Основы дизайна. Технология обработки материалов. |
6 15 9 |
1 4 1 |
5 11 8 |
ИТОГО: | 30 | 6 | 24 |
Учебно-тематический план
№ | Темы | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. 1) II. III.
IV.
V |
10-й класс Введение в
курс обучения. Основные технологические понятия и виды деятельности. (СТК) Основы технологической и потребительской культуры (ОТК). История и основы дизайна. Графический дизайн. Преобразовательная и проектная деятельность. (СТК) Подведение итогов. Выставка творческих работ. |
2
4 30 16 13 28
4 |
1
2 6 3 3 12
2 |
1
2 24 13 10 16
2 |
Годовая нагрузка | 68 | 23 | 45 | |
1 1) 2) 3) II III.
1V V V1 |
11-й класс Введение в курс обучения. (ДПП) Организация обучения по предмету. Культура труда. Правила ТБ, ПБ. Профессиональная ориентация. Основы технологической и потребительской культуры (ОТК). Дизайн и оформление интерьера. 1) Основы дизайна. (СТК) Декоративно-оформительская работа. (ДПП) Графический дизайн. Реклама. Конкурс мастерства. Экзамен. (ДПП) Подведение итогов. Выставка конкурсных и экзаменационных работ. (ДПП) |
2
4 30
6 9
|
1
4 6
1 1
|
1
– 24
5 8
|
Годовая нагрузка | 68 | 21 | 47 | |
Общая нагрузка за весь курс обучения | 136 | 44 | 92 |
Требования к уровню подготовки учащихся
10-й класс
Знать:
- Свойства материалов, применяемых в оформлении интерьера (гипс, глина, ткань, бумага), технологические операции по видам работ.
- Исторические и современные стили.
- Основы графического дизайна, его направления.
- Этапы работы над проектом, требования к проектной документации.
- Защита человека от негативных последствий применения технологий.
Уметь:
- Компоновать изобразительные элементы на плоскости (работа над эскизами, технической документацией).
- Работать с материалами: гипс, глина, ткань, бумага.
- Выполнять с учетом требований безопасности труда необходимые приемы работ, используя по назначению инструменты и оборудование в соответствии с техпроцессом.
- Давать экологическую оценку технологии и результатов практической деятельности.
11-й класс
Знать:
- Законы формообразования и проектирования предметной среды.
- Основы графического дизайна, его направления. Основы проектной деятельности.
- Виды шрифтов, основные сведения о шрифтах, распределение элементов на плоскости.
- Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека.
- Знать основы маркетинга как составляющей деятельности предприятия.
Уметь:
- 1.Проводить анализ достоинств и недостатков изделий, в соответствии с требованиями композиции и эргономики.
- 2.Владеть техникой начертания 3 – 4 – х видов шрифта.
- 3. Оценивать свои личностные, физические и психологические качества при выборе профессии, ориентироваться в мире профессий художественного профиля,
- 4.Владеть навыками культуры и эстетики труда.
Содержание курса обучения 10–11-х классов (теория, практика)
Первый год обучения (10-й класс)
Цели и задачи:
- Изучение способов и технологий работы с различными материалами, которые служат основой для создания различных объектов деятельности человека.
- Активизация творческой деятельности подростка, развитие образного мышления и пространственного представления, имеющих важное значение в художественно-конструкторском творчестве, связанного с изучением курса “Основы дизайна”.
- Развитие и совершенствование навыков в работе с материалами.
- Воспитание технологической и потребительской культуры.
На первом году обучения учащиеся изучают свойства материалов, применяемых в декоративно-оформительской практике, оформлении интерьера дома, виды работ и технологию работы с этими материалами (растительные формы, гипс, ткань, глина и др.), знакомятся с направлениями дизайна среды и графическим дизайном.
На практических занятиях учащиеся занимаются составлением композиций из живых и сухих растительных форм (панно, коллажи, трехмерные композиции), разрабатывают проекты сувениров из керамики, исполняют проекты в материале.
Раздел 1. Введение в курс обучения по “Декоративно-оформительскому искусству и основам дизайна”.
1.1. Цели, задачи и порядок изучения курса. Требования к уровню подготовки учащихся, требования к учебным заданиям.
1.2. Организация обучения на профиле. Культура труда. Правила техники безопасности и пожарной безопасности при работе с материалами и инструментами в декоративно-оформительской работе и проектной деятельности по основам дизайна.
1.3. Основные технологические понятия и виды деятельности по специальностям художественного профиля. Тестирование.
Раздел 2. Основы технологической и потребительской культуры.
Материальное производство, сфера услуг и сервиса, коммерция. Пути и средства снижения негативного влияния производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека. Основные отрасли производства и ведущие предприятия региона. Основные подразделения и профессиональный состав специалистов производственных, коммерческих и сервисных предприятий. Назначение менеджмента на предприятии. Основные направления менеджмента. Эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования к организации рабочего места. Обеспечение безопасности труда. Нормирование труда. Интенсификация труда. Требования к квалификации специалистов различных профессий.
Раздел 3. Дизайн и оформление интерьера. Материалы. Новые технологии.
Теория: Дизайн среды, его направления. Декоративные элементы в интерьере. Материалы, используемые в интерьере: общие сведения. Растительные формы: аранжировочная композиция, выразительные средства, виды работ. Глина: основы гончарного ремесла. Народные гончарные и игрушечные промыслы в России. Тавологская глиняная игрушка (г. Невьянск Свердловской обл.). Классификация и виды художественных керамических изделий.
Керамическое сырье, свойства глины, способы формования и декорирования, инструменты. Технологический процесс изготовления изделий. Текстиль в интерьере: виды работ, технология, инструменты и материалы.
Практика: Работа с растительными формами. Темы по выбору: бутоньерка, коллаж, новогоднее дерево. Работа с глиной: подготовка глины, организация рабочего места, инструменты; техпроцесс изготовления керамических изделий. Творческая работа с использованием изученных способов формования, приемов лепки и декорирования – тема “Новогодний сувенир”. Роспись по ткани (батик) – трафаретная и акварельная техники, аэрография. Выполнение тематической композиции в технике монотипии. Выставки творческих работ учащихся. Оформление праздников в школах города, в МОУ МУК, мастер-классы.
Раздел 4. История и основы дизайна. Графический дизайн. Преобразовательная и проектная
деятельность.
Теория: Художественные направления в искусстве. Стили в интерьере: исторические (древнеегипетский, античный, романский, готический, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, модерн); стили ХХ, ХХ1в.в.(ар-деко, конструктивизм, минимализм, хай-тек, техно, этностиль, кантри, эклектизм(китч), традиционный, бионика, экологический. Композиция в дизайне: общие признаки предмета, категории композиции(целостность, пропорциональность, ритм, масштабность, фактура, цвет (значение цвета, его психофизиологическое воздействие на человека; структура цветового круга, гармоничные сочетания цветов; характеристика цвета: тон, насыщенность, контраст, нюанс, явление иррадиации). Графический дизайн: проект, требования к проекту, оформление технической документации. Производство и экология.
Практика: Сравнительный анализ по стилям (использование информационного и иллюстративного материала). Орнаментальные композиции с использованием стилевых особенностей предметной среды (линия, форма, цвет). Общие признаки предмета: решение равновесия композиции линией, формой, цветом. Графический дизайн: творческий проект “Мой дом” (“Моя комната”) – планы комнаты “до” и “после” перепланировки, развертка стен комнаты, изометрическая проекция комнаты, защита и оформление проекта.
Раздел 5. Подведение итогов.
Подведение итогов за 1-е и 2-е полугодие, анализ и разбор работ, отбор работ в выставочный фонд. Оформление работ (паспарту, рамки, этикетки). Выставка работ в МОУ МУК, городская выставка детского творчества – “День защиты детей” (графика, керамика), мастер-класс на ярмарке ко “Дню города” Профессиональная ориентация. Производство и экология: опасности технологической среды и защита от нее.
Второй год обучения (11-й класс)
Цели и задачи:
- Совершенствование ЗУН в работе с материалами.
- Использование базовых ЗУН школьников за курс обучения в творческой художественной и проектировочной деятельности, реализующее и развивающее их образное и проектное мышление.
В процессе изучения раздела “Основы дизайна” учащиеся закрепляют знания по истории дизайна, по вопросам эстетизации мира вещей, организации предметной среды, изучают принципы, закономерности и средства формообразования.
Основной акцент на 2-ом году обучения делается на практическую деятельность учащихся: планирование, разработка и защита проекта (эскизные разработки, воплощение проектируемого изделия в материале); декоративно-оформительская работа – декорирование интерьера; реклама предприятия (графический дизайн). В конце курса обучения проводится конкурс мастерства по предмету, экзамен.
Раздел 1. Введение в курс обучения по “Декоративно-оформительскому искусству и основам дизайна”.
1.1. Цели, задачи, содержание курса обучения. Требования к уровню подготовки учащихся, требования к учебным заданиям.
1.2. Организация обучения на профиле. Культура труда. Правила техники безопасности и пожарной безопасности при работе с материалами и инструментами в декоративно-оформительской работе.
1.3. Профессиональная ориентация: Формирование профессиональных планов, пути получения профессионального образования. Психофизиологические ресурсы личности и их учет при выборе профессии. Трудоустройство.
Раздел 2. Основы технологической и потребительской культуры.
Маркетинг как составляющая деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Инновационная деятельность предприятия в условиях конкуренции. Алгоритм проектирования продукта труда. Экспертиза разработок. Интеллектуальная собственность и способы ее защиты. Региональный рынок труда, центры трудоустройства. Виды и формы получения профессионального образования. Планирование путей получения образования, профессионального и служебного роста. Подготовка резюме для получения трудоустройства.
Раздел 3. Дизайн и оформление интерьера. Преобразовательная и проектная деятельность.
Новые художественные направления и специальности в дизайне.
Теория: Художественные направления и специальности в дизайне, роль дизайна в создании товаров и услуг. Дизайн и оформление интерьера. Композиция в дизайне, категории композиции (повторение –10-й класс) Преобразовательная и проектная деятельность. Домашняя и прикладная экономика, предпринимательство. Декоративные элементы в интерьере. Проектная документация, графическое моделирование – изометрическая проекция изделии, построение перспективы по одной точке схода; макетирование – виды макетов, материалы и инструменты. Технология обработки материалов.
Практика: Композиция в дизайне, декоративные элементы в интерьере. Творческий проект “Мой дом” (продолжение работы: графическое моделирование предметной среды, декоративные элементы в интерьере – исполнение изделия, макетирование). Темы проектов по выбору: рамка для фотографий, светильник (витраж, батик), ширма, рабочее место школьника. Работа с литературой, стандарты на технические условия, размеры. Выполнение эскизных зарисовок, чертежа, технического рисунка или изометрической проекции в цвете. Предлагается рассмотреть предметы в соответствии с требованиями стилевого единства и эргономики. Работа на формате А4, карандаш, акварель. В изготовлении макета или конкретного изделия используются материалы: бумага, картон, ткань, клейкая пленка, пенопласт, стекло, проволока и другие. Технология обработки материалов (приемы, способы, инструменты).
Раздел 4. Декоративно-оформительская работа. Графический дизайн. Реклама.
Социальное обслуживание.
Теория: Графический дизайн, его направления. Виды графики (книжная, станковая, прикладная, компьютерная, плакатная), материалы и инструменты. История письменности, классификация шрифта, виды шрифта, основные сведения о шрифтах, композиция плоскости, выразительные средства. Трафареты: понятие, назначение, виды трафаретов, изготовление трафаретов, материалы и инструменты. Реклама предприятия, требования к рекламе. Рекламный плакат, требования к плакату.
Практика: Графический дизайн. Реклама проекта. Трафареты, их использование в оформительской практике, подготовка шрифта под трафарет. Вырезание трафарета для рекламного плаката. Работа по трафаретам. Выполнение творческой работы – рекламный плакат (сфера предпринимательской деятельности): работа над эскизами , исполнение работы на ф.А2, гуашь.
Реклама предприятия, социальное обслуживание: выполнение заказов МОУ “МУК”, школ города: методические плакаты, газеты и другие работы. Подбор иллюстративного и информационного материала; работа над эскизами; расчет, разметка и размещение текста; выбор материала и техники исполнения; подготовка планшета к работе; исполнение и оформление творческих работ.
Раздел 5. Конкурс мастерства. Экзамен.
Тестирование по основным темам программы курса обучения. Задания на технику исполнения различных видов шрифта, использование материала и инструмента. Оценка качества исполнения и композиционного решения творческой работы. Защита проектов по дизайну интерьера, творческих работ (плакат, керамическое изделие).
Раздел 6. Подведение итогов.
Подведение итогов за 1-е, 2-е полугодие. Разбор и анализ учебных, конкурсных и экзаменационных работ учащихся.
Оформление творческих работ и выставки работ учащихся, мастер-классы с участием учащихся: экспозиция работ в кабинете, в МОУ “МУК” (День открытых дверей), городские выставки (День защиты детей, День города, к знаменательным датам и др.).
Перечень учебно-методического обеспечения на профиле.
Для образовательного процесса по данной программе необходимо иметь:
I. Помещение:
- учебный класс (площадь 45–50 м2 из расчета 2,0 м2 на 1 учащегося при фронтальных формах работы – 15 человек, пол – линолеум на утепленной основе);
- практический класс (площадь не менее 57 м2 из расчета 3,5 м2 на 1 учащегося при индивидуальной и групповой форм работы – 15 человек, пол – линолеум на утепленной основе);
- лаборантская (площадь ≈18 м2, пол – керамическая или мозаичная плитка);
- наличие раковин в классах и лаборантской.
II. Оборудование.
1. Для работы с глиной:
- муфельная печь;
- стол с покрытием керамической плиткой, заземление;
- гончарные круги (настольные);
- стеки.
2. Для работы с гипсом:
- гипсовые формы;
- формы из пасты “виксинт”;
- опалубка для изготовления форм;
- доски из оргстекла или другого пластика (для индивидуальной работы).
3. Для оформительских работ:
- Столы для черчения и рисования, регулируемые (15 штук);
- мольберты (3 штуки);
- вытяжной шкаф или электровытяжка (в лаборантской);
4. Телевизор, видеомагнитофон, кодоскоп, компьютер.
III. Материалы: ватман, краски (тушь, гуашь, масляные), глина, оргстекло, клей ПВА, резиновый клей, калька, клейкая пленка, картон и др.
IV. Инструменты: ручки перьевые, перья плоские и остроконечные, линейки, карандаши, резинка, резаки, ножницы, мастихины, палитры, емкости для воды (встроены в столы).
V. Наглядные и раздаточные пособия:
- таблицы и плакаты по композиции и цветоведению;
- схемы, плакаты на построение орнаментальной композиции;
- плакаты, подборки по шрифтовому материалу, гарнитуры шрифтов;
- карточки – задания по конструкторско-проектной деятельности;
- плакаты, модели объектов проектной деятельности;
- образцы изделий для изучения технологического процесса изготовления керамических изделий, по оргстеклу (шрифтовые, роспись оргстекла);
- технологические карты по изготовлению и декорированию керамических изделий.
Литература
- Алексеев Н.А. Личностно– ориентированное обучение в школе.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
- Булатова О.С. Искусство современного урока.– Москва: Центр Академия,2008.
- Браиловская Л.В. Дизайн интерьера в восточном стиле.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
- Бессмертнова А.П. и др. Школа домашнего ремонта.– С-Петербург: Весь, 2007.
- Бугумбаев М. Гончарное ремесло. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
- Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. Екатеринбург: Дом учителя, 1999.
- Кочережко О. И. Ландшафтный дизайн.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция (учебное пособие).– Москва: Владос, 2008.
- МирошниченкоТ.А. Семья и школа: грани сотрудничества.– Волгоград: Учитель, 2009.
- Миллз Т. Искусство мозаики.– Москва: АРТ-РОДНИК, 2005.
- Малова Р.З. Дизайн квартиры за 5 копеек.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
- Маслых С.А. Русское изразцовое искусство 15-19 веков. – Москва: Изобразительное искусство, 1976.
- Павленко Л.Г. Ландшафтное проектирование. Дизайн сада.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе, колледже.– Москва: ВАКО, 2006.
- Павлова М.Б. и др. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников.– Москва: Вентана-Граф, 2003.
- Резько И.В. Гармония цвета. Цвет в интерьере.– Минск: Харвест, 2006.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий т.1,2. – Москва: НИИ школьных технологий, 2006.
- Селевко Г.К. Технологии развивающего образования.– Москва: НИИ школьных технологий, 2005.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП.– Москва: НИИ школьных технологий, 2005.
- Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
- Ситаров В.А., Маралов В.Г Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе.– Москва: Центр Академия,2000.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – Москва: АрКТИ, 2004.
- Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе.– Москва: Новая школа, 2001.
- Торопова Л., Марина З. Интерьер и дизайн современной квартиры.– Москва: Эксмо,2006. Учебные стандарты школ России (кн.2).– Москва: Прометей, 1998.
- Федотов Г. Послушная глина (основы художественного ремесла). – Москва: АСТ-ПРЕСС, 1997.
- Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения.– Москва: Питер, 2004.
- Хрусталева С. Стили в интерьере. – Москва – С-Петербург: Диля, 2006.
- Черил Оуэн. Роспись по стеклу. Современный дизайн.– Москва: Арт-РОДНИК, 2005.