Проведение нестандарных уроков математики в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепить знание состава чисел от 1 до 8,
упражнять в решении примеров, составлении выражений.

Оборудование: книги и портрет К.И. Чуковского, буквы, карточки с примерами, карточки с самоваром,
таблицы с цифрами, иллюстрации со сказочными героями, веры с цифрами,
учебник “Математика, 1-й класс” 2 часть (Л.Г. Петерсон)

Ход урока

1. Организационный момент.

Начнем урок с волшебных слов:

Рано утром я встаю,
Небо я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом, не стесняясь,
Слово “здравствуй” говорю,
С кем встречаюсь поутру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра!

Урок сегодня необычный. К нам в гости пришел замечательный детский поэт и сказочник Корней Иванович Чуковский. (Портрет писателя.)

Он принес с собой сказку. А вот какую, вы отгадаете сами.

2. Устная работа.

Название сказки узнаете, когда ребус разгадаете:

А М Х У
4 1 3 2

МУХА, а дальше? (Цокотуха.)

– Начинаем путешествие в сказку К.И. Чуковского “Муха-Цокотуха”.

Муха, Муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Какую денежку нашла Муха, сейчас узнаете.

3. Математический диктант.

(Выходит ученик. Учитель показывает ему карточку с числом. Ученик хлопает столько раз, какое число написано. Пишем в тетрадях и на доске.)

2 1 4 1

– Чтобы узнать, какую денежку нашла Муха, сложите все числа. Сколько получилось? (8)

– Итак, Муха нашла 8 рублей. Как получили число 8? Как еще можно получить 8?

– Пропишите цифру 8.

4.Закрепление изученного.

Пошла Муха на базар
И купила самовар.

Какой самовар купила Муха, вы увидите, когда соедините на карточках в ваших тетрадях все точки по порядку. (Приложение 1)

Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!

Поползли тараканы, но не простые. Из каких цифр состоят наши тараканы? (Приложение 2)

Давайте представим, что мы тоже букашки, которых пригласила Муха. Ползем к Мухе, решая примеры на карточках.

(У каждого на столе и на пустых местах есть карточки с примерами. Ученик решает свой пример и переходит на другое место, на котором решает следующий пример. По команде учителя все садятся на свои места.) (Приложение 3)

Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
А букашки – по три чашки
С молоком и крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Сколько стаканов выпили тараканы? (учебник с. 14 № 2(1)

Сколько стаканов выпили букашки? (учебник с. 14 № 2(2)

(Ответы показываем веером.)

Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки непростые –
В них застежки золотые.

В своих сапожках Муха будет бегать так же быстро, как быстро вы назовете и покажете числа: от 1 до 10; от 10 до 1; от 1 до 20. (На доске таблицы с числами.) (Приложение 4)

Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла…

Перед тем, как есть мед, разомнемся.

5. Физкультминутка для глаз.

6. Работа над пройденным материалом.

Прохлопать: до 10 через 1; до 20 через 2.

Бабочка-красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?

(На доске бабочка). (Приложение 5)

Вот вам научный факт: бабочка пробует еду (сок, нектар) не хоботком, а средними лапками, а сосет уже хоботком.

Вдруг какой-то старичок – паучок
Нашу Муху поволок в уголок,
Хочет бедную убить, Цокотуху погубить!
“Дорогие гости, помогите!
Паука – злодея зарубите!
И кормила я вас, и поила я вас,
Не покиньте меня в мой последний час!”
Но жуки и червяки испугалися,
По углам, по щелям разбежалися:
Тараканы под диваны, а козявочки под лавочки,
А букашки под кровать – не желают воевать!
И никто даже с места не сдвинется:
Пропадай – погибай, именинница!
А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Даром время не терял
А примеры он решал.

(Учебник с. 15 № 6 – выражения “цепочкой” записываем на доске.)

А злодей-то не шутит,
Руки – ноги он Мухе веревками крутит…
Зубы острые в сердце вонзает
И кровь у нее выпивает.
Муха криком кричит, надрывается,
А злодей молчит, ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит маленький комарик,
И в руке его горит маленький фонарик.

(На доске “фонарик”). (Приложение 6)

– Из каких геометрических фигур составлен фонарик? Каких фигур больше? Сколько треугольников? (8)

Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!

– Чтобы распутать паутину и освободить Муху, выполним в учебнике № 5 на с.15.

Подлетает к пауку, саблю вынимает
И ему на всем скаку голову срубает!
Муху за руку берет и к окошечку ведет:
“Я злодея зарубил, я тебя освободил
И теперь, душа – девица, на тебе хочу жениться!”
Тут букашки и козявки выползают из-под лавки:
“Слава, слава комару – победителю!”
Прибегали светляки, зажигали огоньки –
То-то стало весело, то-то хорошо!
Эй, сороконожки, бегите по дорожке,
Зовите музыкантов, будем танцевать!

А мы разомнемся перед танцами:
Из разных цифр сложили бусы.
А в тех кружках, где чисел нет,
Расставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.

(Учебник с. 15 № 7). (Выполняют самостоятельно, проверка – устно.)

Музыканты прибежали, в барабаны застучали.

Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшет Муха с комаром!
Нынче Муха-Цокотуха именинница!

7. Итог урока.

– Вот такая сказка с хорошим концом.

– Кому понравился урок? Какие задания понравились?