Цель: закрепить знание состава чисел от 1 до 8,
упражнять в решении
примеров, составлении выражений.
Оборудование: книги и портрет К.И. Чуковского, буквы, карточки с
примерами, карточки с самоваром,
таблицы с цифрами, иллюстрации со сказочными
героями, веры с цифрами,
учебник “Математика, 1-й класс” 2 часть (Л.Г. Петерсон)
Ход урока
1. Организационный момент.
Начнем урок с волшебных слов:
Рано утром я встаю,
Небо я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом, не стесняясь,
Слово “здравствуй” говорю,
С кем встречаюсь поутру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра!
Урок сегодня необычный. К нам в гости пришел замечательный детский поэт и сказочник Корней Иванович Чуковский. (Портрет писателя.)
Он принес с собой сказку. А вот какую, вы отгадаете сами.
2. Устная работа.
Название сказки узнаете, когда ребус разгадаете:
А М Х У
4 1 3 2
МУХА, а дальше? (Цокотуха.)
– Начинаем путешествие в сказку К.И. Чуковского “Муха-Цокотуха”.
Муха, Муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Какую денежку нашла Муха, сейчас узнаете.
3. Математический диктант.
(Выходит ученик. Учитель показывает ему карточку с числом. Ученик хлопает столько раз, какое число написано. Пишем в тетрадях и на доске.)
2 1 4 1
– Чтобы узнать, какую денежку нашла Муха, сложите все числа. Сколько получилось? (8)
– Итак, Муха нашла 8 рублей. Как получили число 8? Как еще можно получить 8?
– Пропишите цифру 8.
4.Закрепление изученного.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Какой самовар купила Муха, вы увидите, когда соедините на карточках в ваших тетрадях все точки по порядку. (Приложение 1)
Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
Поползли тараканы, но не простые. Из каких цифр состоят наши тараканы? (Приложение 2)
Давайте представим, что мы тоже букашки, которых пригласила Муха. Ползем к Мухе, решая примеры на карточках.
(У каждого на столе и на пустых местах есть карточки с примерами. Ученик решает свой пример и переходит на другое место, на котором решает следующий пример. По команде учителя все садятся на свои места.) (Приложение 3)
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
А букашки – по три чашки
С молоком и крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Сколько стаканов выпили тараканы? (учебник с. 14 № 2(1)
Сколько стаканов выпили букашки? (учебник с. 14 № 2(2)
(Ответы показываем веером.)
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки непростые –
В них застежки золотые.
В своих сапожках Муха будет бегать так же быстро, как быстро вы назовете и покажете числа: от 1 до 10; от 10 до 1; от 1 до 20. (На доске таблицы с числами.) (Приложение 4)
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла…
Перед тем, как есть мед, разомнемся.
5. Физкультминутка для глаз.
6. Работа над пройденным материалом.
Прохлопать: до 10 через 1; до 20 через 2.
Бабочка-красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?
(На доске бабочка). (Приложение 5)
Вот вам научный факт: бабочка пробует еду (сок, нектар) не хоботком, а средними лапками, а сосет уже хоботком.
Вдруг какой-то старичок – паучок
Нашу Муху поволок в уголок,
Хочет бедную убить, Цокотуху погубить!
“Дорогие гости, помогите!
Паука – злодея зарубите!
И кормила я вас, и поила я вас,
Не покиньте меня в мой последний час!”
Но жуки и червяки испугалися,
По углам, по щелям разбежалися:
Тараканы под диваны, а козявочки под лавочки,
А букашки под кровать – не желают воевать!
И никто даже с места не сдвинется:
Пропадай – погибай, именинница!
А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Даром время не терял
А примеры он решал.
(Учебник с. 15 № 6 – выражения “цепочкой” записываем на доске.)
А злодей-то не шутит,
Руки – ноги он Мухе веревками крутит…
Зубы острые в сердце вонзает
И кровь у нее выпивает.
Муха криком кричит, надрывается,
А злодей молчит, ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит маленький комарик,
И в руке его горит маленький фонарик.
(На доске “фонарик”). (Приложение 6)
– Из каких геометрических фигур составлен фонарик? Каких фигур больше? Сколько треугольников? (8)
Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!
– Чтобы распутать паутину и освободить Муху, выполним в учебнике № 5 на с.15.
Подлетает к пауку, саблю вынимает
И ему на всем скаку голову срубает!
Муху за руку берет и к окошечку ведет:
“Я злодея зарубил, я тебя освободил
И теперь, душа – девица, на тебе хочу жениться!”
Тут букашки и козявки выползают из-под лавки:
“Слава, слава комару – победителю!”
Прибегали светляки, зажигали огоньки –
То-то стало весело, то-то хорошо!
Эй, сороконожки, бегите по дорожке,
Зовите музыкантов, будем танцевать!А мы разомнемся перед танцами:
Из разных цифр сложили бусы.
А в тех кружках, где чисел нет,
Расставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.
(Учебник с. 15 № 7). (Выполняют самостоятельно, проверка – устно.)
Музыканты прибежали, в барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшет Муха с комаром!
Нынче Муха-Цокотуха именинница!
7. Итог урока.
– Вот такая сказка с хорошим концом.
– Кому понравился урок? Какие задания понравились?