Конституция РФ определяет понятие гражданства – это есть принадлежность к государству Российская Федерация, но она определяет и понятие гражданственности. Что значит быть гражданином своей страны? Означает ли это, что человек пользуется своими неотъемлемыми правами, старается не нарушать закона и по мере своих сил исполняет обязанности, определяемые государством? Или это, что-то большее? Быть гражданином – значит нести ответственность за судьбу страны, принимать активное участие в управлении делами государства. Сегодня же, при явном политическом «инфантилизме» большинства граждан (не для кого не секрет, что наиболее активные участники выборов – это пенсионеры и те, кто ради интереса приходят проголосовать в первый раз). Важно воспитывать думающих, активных, самостоятельных граждан. Готовых принимать решения и не боящихся ответственности. Необходимо создавать эффективную систему гражданско-правового воспитания школьников. Одна из таких форм воспитания будущих граждан и избирателей – открытый урок обществознания для учащихся 9-х классов, их родителей и учителей школы по теме: «Избирательные права граждан РФ».
Цели урока:
- Обеспечить усвоение учащимися того, что граждане Российской Федерации имеют широкий перечень избирательных прав.
- Добиться понимания того, что в период выборов, граждане, достигшие совершеннолетия могут реализовать свое право выбора.
- Продолжить отработку умений извлекать необходимую информацию из различных видов источников информации, анализировать полученную информацию, делать самостоятельные выводы.
- Формировать собственную позицию и учиться ее отстаивать.
- Воспитывать четкую гражданско-правовую позицию.
- Формировать правовую культуру будущих избирателей.
Тип урока: изучение нового материала с элементами повторения
Средства обучения:
- учебник «Обществознание» для 8-9 классов, А.Ф.Никитин;
- извлечения из законов о выборах РФ;
- текстовые документы;
- мультимедийная система.
Ход урока
I. Организационный момент.
Домашнее задание. Повторить п. 36, записи в тетради, творческое задание.
Творческое задание на дом. Сегодня в нашей стране большой популярностью пользуются политические рейтинги на основе массового опроса выясняющие политические симпатии и предпочтения граждан. Оказалось, что конкретные рейтинги зависят от места жительства. Так всероссийский опрос общественного мнения 16 апреля 1999 года показал, что Г.А.Зюганов пользуется поддержкой 10% респондентов в городах, 20% – в малых городах, 30% – в деревне. У Лужкова Ю.М. – наоборот: 40% – в крупных городах, 20% – в малых городах, 12% – в деревне.
Пользуясь информацией, представляемой средствами массовой информации, телевидением, Интернет, определите электорат и рейтинг политического лидера – кандидата на нынешних президентских выборах, которому вы отдаете предпочтение.
Задачи урока. Сегодняшний наш урок необычный, мы встречаемся в расширенном составе. Здесь присутствуют учителя нашей школы, ваши родители. Урок наш будет посвящен событию, которое произойдет совсем скоро – выборам Президента РФ. Поэтому говорить сегодня мы будем обо всем, что связано с выборами.
II. Актуализация знаний:
Фронтальная работа. Из предложенных определений составьте логические пары, раскройте определения.
|
|
III. Изучение нового материала.
Мы с вами живем сейчас накануне важнейшего события в истории нашей страны – выборов Главы государства. К тому же недавним указом Государственной Думы Российской Федерации утвержден новый государственный праздник – каждое третье воскресенье февраля – День молодого избирателя. В связи с двумя этими событиями была определена тема нашего урока: «Избирательные права граждан». (Приложение 1)
1. Избирательное право.
- Вспомним, что означает понятие «право»?
Право – система общеобязательных правил и норм поведения, которые устанавливаются и охраняются государством и выступают регулятором общественных отношений.
Избирательное право – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.
Работа с текстом документа. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан». (Приложение 2)
- Определите условия участия граждан в избирательном процессе.
2. Принципы участия граждан в выборах.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ».
Равное право – никто не получает преимуществ при голосовании, каждый имеет право только на один голос.
Прямое избирательное право – каждый избиратель голосует сам, без «посредников», говоря «за» или «против».
Тайное голосование – заполнение биллютеня происходит без свидетелей, избиратель имеет право сохранить в тайне свой выбор
3. Выборы.
Выборы – это способ выявления политических интересов населения и принятия коллективных решений на основе равноправного волеизъявления
Работа с текстом «Выборы в демократическом обществе» Б.Н.Чичерин. Проработайте текст. Ответьте на вопросы к нему. (Приложение 2)
Задание для работы в группах (опережающее задание для двух групп по 5 человек): попробуйте предложить аргументы «за» и «против» проведения выборов, основываясь на примерах из политической жизни России и зарубежных стран. Какие проблемы могут быть решены с помощью выборов?
4. Типы избирательных систем.
Избирательная система – это процедура выявления и согласования политических предпочтений населения, включающая определение весомости каждого голоса, порядок его подачи и способ подведения итогов
Короткие сообщения учащихся о типах избирательных систем.
Задание учащимся: взвесим «за» и «против» использования этих систем.
Определим «+» и «–» смешанной избирательной системы.
5. Правовая культура.
Прочитайте текст. Ответь на вопросы к нему:
- Согласны ли вы с мнением писателя о том, что равнодушие к политике является одной из форм политической деятельности?
- Как вы понимаете сравнение равнодушного к политике человека с «дохлой» собакой?
- Разделяете ли вы критический пафос писателя? Почему?
- Что понимается под правовой культурой?
6. Тест «Я – Избиратель». (Приложение 2)
Учащимся и гостям урока предлагалось к конце пройти небольшое тестирование. С целью выявления отношения к выборам.
IV. Закрепление изученного.
Список литературы:
- А.Ф. Никитин. Учебник «Обществознание». -М.: «Просвещение», 2006 год.
- Конституция РФ.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ».