Цели:
- упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
- развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;
- учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- воспитывать чувство уважения к другим людям;
- коррегировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозора, обогащать словарный запас.
Оформление:
- портреты детей;
- рисунки детей;
- символы;
- клей;
- оформление статей Конвенции о правах детей;
- надпись темы «Ваши права и обязанности, дети»;
- презентация к занятию (см. Приложение 1);
- волшебный сундучок;
- музыка из к/ф «Бременские музыканты»;
- выставка законов, кодексов;
- буклеты.
Ход воспитательского часа
1. Организационный момент.
Звучит музыка из к/ф «Бременские музыканты». Входят дети.
Воспитатель:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим разговор о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их, так как сейчас о соблюдении ваших трав заботятся все работники детского дома, а вот когда вы выйдете из стен детского дома, вы должны будете сами правильно пользоваться своими травами и соблюдать права других людей.
- А что же такое право? (Высказывания детей.)
Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.
Стихотворение читает Коля (см. Приложение 2).
Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится.
Свидетельство о рождении.
- Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)
- О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)
- Что означает иметь право на имя? (Имя дается каждому человеку при рождении.)
- Как вы должны обращаться к взрослым людям? (По имени-отчеству, на вы, с уважением, почтением.)
- Что такое закон?
- Какой закон охраняет это право? (Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ демонстрируются на выставке.)
- А что такое Конституция?
Наклейте уменьшенные копии ваших свидетельств о рождении рядом со своим портретом.
Свидетельство прикрепляется к доске.
- Здесь ваше право соблюдается? (У каждого из вас есть это свидетельство, но ваша обязанность заключается в том, чтобы вы бережно относились ко всем своим документам и хранили их.)
Сердечко.
- Какое право может обозначать сердце? (Право на любовь и заботу.)
- Что значит забота? (Беспокойство, внимание, попечение, уход.)
- Что значит попечение?
- Кто заботится о вас? (Взрослые люди.)
- О ком вы заботитесь? (Братья, сестры, животные.)
- Какой закон охраняет право на заботу и любовь? (Обратить внимание на все законы, представленные на выставке.)
Наклейте символ рядом со своим портретом.
- Здесь соблюдается ваше право? (Ваша обязанность заботиться о своих братьях и сестрах.)
Стихотворение о заботе о детях прочитает Игорь (см. Приложение 2).
Семейное фото.
- Как вы думаете, почему я положила эту фотографию в сундучок?
- О каком праве она заставляет нас задуматься? (О праве ребенка быть вместе с мамой и папой, о праве на воспитание в семейном окружении, или быть на попечении тех, кто обеспечит лучший уход.)
- Какой закон охраняет это право? (Семейный Кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка.)
Прикрепить к доске статью «Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход».
Наклейте символ рядом со своим портретом.
- Здесь соблюдается ваше право? (Ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.)
Дом.
- Как вы думаете, почему в сундучке у меня лежал дом?
- О каком праве он напоминает? (О праве на жилище.)
- Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)
- Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.
Прикрепляется к доске статья «Дети имеют право на приемлемый уровень жизни».
Наклейте символ рядом со своим портретом.
Стихотворение о доме прочитает Инна (см. Приложение 2).
Букварь.
- Узнаете эту книгу?
- О каком праве детей она напоминает? (О праве на учебу, бесплатное образование.)
Право на бесплатное образование охраняется Законом об образовании. Обязательное образование ребенок должен получить до 9 класса, далее 10-11 класс – по желанию.
- Зачем нам необходимо образование? (Чтобы достичь успехов в жизни, иметь благосостояние, жилье, работу, средства к существованию, уверенность в себе.)
Прикрепить к доске статью «Дети имеют право на бесплатное образование».
Наклейте символ рядом со своим портретом.
- В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)
Право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды (демонстрация статьи).
Вопросы Насте:
- Посмотри, кто изображен на рисунке?
- Что делает мама-курица?
- Что она приготовила для своих детей?
- Как называются детки курицы?
- Что нужно всем детям, чтобы расти? (Еда, питье, вода.)
Прикрепить к доске статью «Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды».
Наклейте символ к своему портрету.
Право на медицинский уход (демонстрация статьи).
Вопросы Коле:
- Кто изображен на рисунке?
- Что он делает?
- О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)
Прикрепить к доске статью «Дети имеют право на медицинский уход».
Наклейте символ рядом со своим портретом.
Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.
Право на отдых (демонстрация статьи).
- Что для вас означает отдых?
- Дети имеют право на отдых?
- Как вы проводите летний отдых?
- Соблюдается ли ваше право?
Прикрепить к доске статью «Дети имеют право на отдых».
Наклейте символ рядом со своим портретом.
- Есть ли примеры, когда вы нарушаете это право? (Включаете музыку, свет, когда рядом с вами живущий уже отдыхает.)
Стихотворение об отдыхе читает Зина (см. Приложение 2).
Конверт.
- О чем напомнил вам этот конверт? (Никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать.)
- Как вы думаете, почему нельзя читать чужие письма? (Каждый имеет право на тайну.)
Прикрепить к доске конверт.
Наклейте символ этого права рядом со своим портретом.
Воспитатель: А сейчас давайте из получившихся работ сложим один большой круг.
- В чем вы видите здесь разницу? (В портретах.)
- А что замечаете общего? (Наши права.)
Посмотрите, какие вы разные на портретах, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.
Стихотворение читает воспитатель (см. Приложение 2).
Воспитатель: А сейчас давайте немного с вами отдохнем.
Физкультурная минутка.
Игра «Все будет хорошо».
Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.
В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).
- Конечно же, ребята, все будет хорошо.
3. Закрепление.
- Вы, ребята, запомнили свои права? Давайте проверим, как вы их запомнили. Для этого проведем сказочную викторину: я буду называть сказку, а вы постарайтесь вспомнить, какие права героев сказки нарушались или защищались.
Сейчас мне поможет Настя. Она прочитает отрывок из произведения К.И.Чуковского «Айболит» (см. Приложение 2).
- О каком праве прочитала нам Настя? (Медицинский уход, пища, чистая вода.)
- Нарушалось это право или защищалось? (Защищалось.)
Сейчас мне поможет Коля. Он прочитает отрывок из произведения Алексея Толстого «Золотой ключик» (см. Приложение 2).
- О каком праве нам прочитал Коля? (Дешевая рабочая сила. Жестокое обращение. Бесплатное образование.)
- Нарушалось это право или защищалось? (Нарушалось.)
Следующий отрывок прочитает Настя из рассказа «Цветик-семицветик» (см. Приложение 2).
- О каком праве идет речь в этом отрывке? (Дети-инвалиды имеют право на особую заботу, обучение и отдых и охраняется это право «Законом о защите инвалидов в Российской Федерации».)
Прикрепить статью «Дети-инвалиды имеют право на особую заботу, обучение и отдых».
Следующий отрывок прочитает Ксения из сказки «Золушка» (см. Приложение 2).
- О каком праве рассказывается в этом отрывке? (О праве на отдых.)
- Нарушалось это право или защищалось? (Нарушалось.)
- Какое право было нарушено в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь.)
Вопрос для Насти:
- Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (На неприкосновенность жилища.)
- Кто нарушил это право? (Лиса.)
- А кто помог восстановить право? (Петух.)
- Какое преступление совершили гуси-лебеди в сказке, украв братца? (Похищение детей.)
- Вспомните сказку Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». На какое право посягнула Царица, приказав Чернавке увести Царевну и бросить, связанной в лесу? (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.)
Обратите внимание на иллюстрацию к сказке Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница».
- Каким правом пользовалась лягушка в сказке? (Право на свободное передвижение.)
Обратите внимание на иллюстрацию к сказке Дмитрия Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».
- Какое право уточки было нарушено? (Право человека на жизнь и личную неприкосновенность.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с нашей викториной потому, что вы хорошо поработали на воспитательском часе и помогали вам ваши верные помощники – герои прочитанных вами сказок.
- Ребята, вы помните песенку, которая звучала вначале нашего воспитательского часа? Это песня «Бременских музыкантов». Скажите, о каких правах поется в этой песне? (Право на свободу передвижения.)
Звучит песня «Бременских музыкантов». Вручаются детям буклеты.