Чем меньше человек знает, тем больше опасностей его подстерегает. Не знает животных и растения – и скромный цветочек или маленькая мушка могут отнять у него здоровье. Не знает правил дорожного движения – и простой поход за хлебом может закончиться в больничной палате. Бездумно доверяет посторонним – может вообще не вернуться домой.
Многие опасности пришли к нам с древних времён: например, пожар в лесу или выбор подходящего места для купания. Но есть и современные: незнание правил работы бытовых электроприборов, бесконтрольное применение лекарственных препаратов.
Опасностей много и все они постоянно вокруг нас. Так что же, спрятаться дома в тёмном шкафу и сидеть там, не высовывая носа? Конечно, нет. Опасностей много. Но их можно научиться видеть и избегать.
Научить ребят видеть опасность, а ещё лучше предвидеть её и суметь избежать - именно это и является одной из главных целей воспитания. Но как ее достичь? Если постоянно говорить: не делай то, не ходи туда, то очень скоро ребенок перестанет обращать на эти слова внимание. Другое дело, если он сам выступит в роли направляющего. Пусть даже и выдуманного героя.
В нашем классе собрались дети творчески одаренные, большие выдумщики и фантазеры. И именно эта их черта подсказала идею поработать над всем известной и всеми любимой сказкой.
Урок удался на славу и имел неожиданные последствия: ребятам так понравилось искать ошибки в чужих поступках и сочинять сказки, что они предложили продолжить работу. Теперь весь класс трудится над проектом по ОБЖ «Если хочешь быть …» – сборником рассказов про современных детей, живущих в современном городе.
Но…, это совсем другая история.
А мы предлагаем вашему вниманию сказку, с которой все начиналось.
Ход урока
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня я расскажу вам сказку. Сказку старую, известную, но всё равно любимую. Слушайте:
Жила-была на свете маленькая девочка. Мама ее очень любила, а бабушка еще больше. На день рождения подарила ей бабушка красную шапочку. (В дверь стучат.)
Кто там? Да это же Красная Шапочка! Здравствуй, Красная Шапочка.
Красная Шапочка: Здравствуйте. Опять про меня сказку рассказываете? Как же мне надоело её слушать. В ней я какая-то доверчивая, вообще не знаю правил безопасности, нарушаю их на каждом шагу!
Ведущий: Да, дети обращают внимание на твоё странное поведение. А, кстати, почему ты их нарушаешь?
Красная Шапочка: Это не я. Это Шарль Перро так написал. Думаю, он был знаком только с глупенькими маленькими девочками. А я теперь страдаю. Да я не такая! Эх, будь моя воля, я бы всю сказку переделала, совершала бы только правильные поступки.
Ведущий: Что же делать, жалко Красную Шапочку… А давайте сейчас все вместе попробуем переделать сказку.
Красная Шапочка: Но мы же не писатели. Я, например, даже не представляю с чего начать.
Ведущий: Ничего страшного, справимся. Давайте начнем с начала сказки: будем находить в ней нарушения безопасности и сразу их исправлять.
(Если нарушения дети пропускают, на них акцентирует внимание сама Красная Шапочка.)
Итак, слушаем продолжение сказки:
Как-то раз мама сказала Красной Шапочке: «Возьми, доченька, пирожок и горшочек маслица и сходи в соседнюю деревню проведай бабушку – она приболела».
Красная Шапочка: Стоп, стоп, стоп. Как же так! Маленькую девочку отправить одну через темный лес, полный диких зверей. А еще мама называется!
Ведущий: Действительно, непорядок. Как же надо было поступить маме?
(Выслушиваются различные варианты детей, выбирается самый интересный.)
Пошла Красная Шапочка по лесу и увидела Волка. Волк хотел съесть девочку, но неподалеку работали дровосеки, и он решил схитрить. Подошел он к Красной Шапочке и сказал: «Здравствуй, Красная Шапочка. Куда это ты идешь?» А Красная Шапочка и отвечает…
Красная Шапочка: Стойте! Вот опять! Ну, разве можно разговаривать с незнакомцами? Да еще рассказывать им все семейные секреты!
Ведущий: Что на ваш взгляд должна была сделать Красная Шапочка?
(Выслушиваются различные варианты детей, выбирается самый интересный.)
Красная Шапочка пошла самой длинной дорогой. Шла она не спеша, собирала цветы и пела песенки. А Серый Волк помчался по самой короткой дороге к домику бабушки. Прибежал и постучал в дверь. Бабушка была больна и лежала в кровати, поэтому она сказала: «Дерни за веревочку, дитя моё, дверь и откроется».
Красная Шапочка: Ну, вот. В нашей семье все такие доверчивые. Нет бы встать, посмотреть в глазок – столько неприятностей бы избежали.
Ведущий: Волк ворвался в дом, бросился на бабушку и проглотил ее целиком.
Красная Шапочка: Теперь Волк оплошал! Кто же ест пищу, не жуя ее? Конечно, для бабушки – это к лучшему, но какого желудку Волка?
Ведущий: Волк оделся в бабушкину одежду и лег в ее кровать. Тут пришла Красная Шапочка и постучала в дверь. Волк хриплым голосом пригласил ее войти. Красная Шапочка вошла, села у кровати и стала задавать вопросы.
Красная Шапочка: Что же это такое? Как можно Волка перепутать с бабушкой?
(Дети предлагают свои объяснения и варианты развития событий.)
Ведущий: Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец! Что же у нас за сказка получилась? Кто сможет повторить наш вариант?
(Дети повторяют получившуюся сказку.)
Красная Шапочка: Да, что-то не очень интересная получилась сказка. Может Перро не просто так заставил нас всех совершать неправильные поступки? А для чего?
(Дети делают вывод, что сказка интереснее, если в ней нарушаются правила.)
Ведущий: Говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». А какой урок преподал нам автор в этой сказке?
Дети: Показал, как делать не надо.
Ведущий: Скажите, а можем ли мы воспользоваться этими уроками в нашей жизни? Какие правила безопасности мы увидели в этой сказке?
Красная Шапочка: Я поняла, поняла. Шарль Перро не хотел, чтобы я казалась глупенькой. Он, наоборот, хотел, чтобы я научила всех детей, как увидеть опасность и избежать ее. Как же я люблю свою сказку!
Ведущий: Вот и хорошо. Мы с вами, ребята, сделали доброе дело – помогли Красной Шапочке поверить в себя, а заодно и сами научились видеть опасность даже под маской. Мы молодцы!