1 класс. Тема урока: С.Я.Маршак «Апрель».
2 класс. Тема урока: А.Л.Барто «Апрель».
Тип урока: урок изучающего чтения.
Характеристика классов:
тип классов – образовательный;
уровень обученности по предмету: 1 класс –
средний, 2 класс – высокий;
уровень сформированности: 1 класс – средний, 2
класс – высокий;
уровень воспитанности: 1 класс – средний, 2 класс
– высокий;
темп обучения: 1 класс – средний, 2 класс –
высокий;
количество часов в неделю: 1 класс – литературное
слушание – 2 часа, 2 класс – литературное чтение
– 4 часа;
Цели урока:
- Обучающие:
- ознакомить учащихся с многообразием произведений о весне;
- отрабатывать навыки чтения и читательских умений;
- 1 класс – прививать интерес к книге;
- 2 класс – работать над развитием выразительной речи;
- продолжить формирование умений в работе с лирическим произведением.
- Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту через лирические произведения.
- Развивающие:
- развивать познавательный и эмоциональный интерес учащихся при работе с текстами стихотворений;
- развивать воображение, мыслительные операции сравнения и обобщения, умение слушать музыку.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- использование ПК; материалов электронной энциклопедии;
- создание проблемных ситуаций;
- создание ситуации взаимопомощи при совместной работе учащихся 1 и 2 классов;
- создание интереса во время работы через игровые ситуации, связь с окружающим миром.
Формы обучения:
- самостоятельная работа;
- групповая работа;
- беседа.
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
- фронтальная;
- общеклассная;
- индивидуальная;
- групповая.
Средства обучения: учебник «Чтение и письмо»1 класс, «Литературное чтение» 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение» для 2 класса, компьютер, словарь Ожегова, разрезная картинка весенней тематики, магнитные буквы (А, П, Р, Е, Л, Ь), магнитофон, репродукции картин художников с изображением весны, творческие работы учащихся на тему «Весна, весна, и все ей радо!», выставка книг о весне, предметные картинки (Интернет-ресурсы), карточки для индивидуальной работы, геометрические фигуры из цветного картона (для учащихся 1 класса), половина альбомного листа для моделирования обложки, цветные карандаши (для учащихся 2 класса).
Межпредметные связи:
- с уроками изобразительного искусства: творческие работы учащихся для оформления стенда рисунков по теме «Весна, весна, и все ей радо!», использование красок для словесного рисования, моделирование обложки учащимися 2 класса;
- с уроками музыки: слушание музыкального произведения (И.Глазунов «Весна»);
- с уроками технологии: составление модели обложки с помощью заранее вырезанных из цветного картона геометрических фигур (аппликация);
- с уроками окружающего мира: наблюдение за красками и звуками природы, сравнение личных наблюдений и литературных описаний картин природы.
План подготовки:
- Учащиеся 2 класса приносят из дома для книжной выставки книги с произведениями о весне (помощь библиотекаря в подборке книг).
- Учащиеся 2 класса готовят произведения для выразительного чтения наизусть.
- Учащиеся 2 класса готовят сообщения о весенних месяцах: марте, апреле, мае.
- Рисунки учащихся 1, 2 классов о весне (стенд «Весна, весна и все ей радо»).
Самоанализ урока.
1. Специфика данного урока в том, что осуществляются межпредметные связи с уроками изобразительного искусства, музыки, технологии, окружающего мира.
2. Характер учебной деятельности на разных этапах урока был различным:
- репродуктивный и частично-поисковый, проблемный на этапе актуализации знаний;
- исследовательский при анализе произведений учащимися 1,2 классов, организации книжной выставки с учащимися 2 класса;
- творческий при выполнении самостоятельной работы по моделированию обложки, выразительном чтении стихотворений.
3. Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, чередование индивидуальных, общеклассных и фронтальных форм организации учебной деятельности учащихся, применение словесных, визуальных, исследовательских методов работы, работа с учебником способствовали достижению целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся, формировали интерес к чтению.
4. Для активизации мышления учащихся использовала систему вопросов по изучаемым произведениям, создавала проблемные ситуации.
5. Использовала дифференцированную работу с учащимися:
- по уровню трудности во время работы в классах (дополнительное задание для хорошо читающих учащихся 1 класса). На данном уроке созданы три группы по уровню развития: дети высокого уровня (учащиеся 2 класса), дети среднего уровня (1 ученица 1 класса), дети низкого уровня развития (2 ученика 1 класса).
- на основе ситуации свободного выбора домашнего задания для учащихся 1 класса (прочитать выразительно или выучить наизусть по желанию)
7. Большую роль на уроке занимает формирование и развитие у учащихся специальных читательских умений:
- умение давать характеристику жанру;
- сравнение и нахождение отличия между жанрами художественной литературы;
- определение жанровых признаков;
- овладение просмотровым, аналитическим чтением;
- умение ориентироваться в тексте, вчитываться в произведение, находить информацию;
- умение отвечать на вопросы, подтверждать суждения текстом, доказывать свою точку зрения;
- развитие умения ориентироваться в тексте;
- совершенствование техники чтения;
- развитие осознанного выразительного чтения.
8. В словарной работе решаю следующие задачи: развитие лексики, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
9. Для включения каждого ребёнка в активный познавательный процесс, для формирования специальных читательских умений использую деятельность моделирования обложки, а затем создание книги – самоделки, в которую входит результат работы каждого ученика. При этом рекомендации для самостоятельной работы стараюсь давать без назиданий, предлагаю свободный выбор по силам и желанию ребёнка.
10. Возможности учебного кабинета использованы полностью. В кабинете имеется компьютер, магнитофон. Я активно применяю в своей работе различные Интернет-ресурсы (в данном уроке это предметные картинки для составления презентации).
11. Использование на уроке общеклассной формы работы способствует формированию умения правильного культурного общения в ходе совместной деятельности (совместная работа учащихся на этапах: актуализации опорных знаний, рефлексии урока, этапе подведения итогов).
12. В процессе работы развиваю действия самоконтроля.
13. Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления я оцениваю как хороший.
14. На уроке использовала здоровьесберегающие технологии: создание желания работать на данном уроке, снятие эмоционального напряжения, формирование уверенности в себе, формирование социального доверия. Учитывая быструю утомляемость, проводила частую смену видов деятельности, переключала детей с одной формы работы на другую.
15. Урок проведен в соответствии с гигиеническими требованиями к уроку.
16. Считаю, что цели, поставленные на урок, адекватны характеристике данного класса, содержанию, методам и формам организации обучения и были в целом достигнуты. Считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Выбранные виды творческой работы пробудили воображение, способствовали развитию речи, навыков общения, созданию ситуации успеха. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. С моей стороны соблюдены нормы педагогической этики и такта, культуры общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие новых произведений.
Принципы, необходимые для планирования урока в сдвоенном классе:
1. Интеграция и дифференциация задач, содержания, средств обучения учащихся разного возраста. У учащихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов, явлений, понятий.
2. Педагогизация учебной деятельности учащихся – делегирование старшим ученикам ряда педагогических функций (контроль, объяснение нового материала, помощь младшим в преодолении учебных трудностей). Подготовительная работа: подобрать консультантов, проконсультировать, подчеркнуть значимость их деятельности, распределить функции, задания в период подготовки к уроку и на самом уроке.
3. Взаимообучение. Это основа овладения ЗУН, способами деятельности и отношений в процессе взаимного влияния друг на друга. Выполняя роль учителя при обучении своего товарища, ученик не только передает информацию, но и в процессе коммуникации актуализирует имеющиеся знания.
4. Свобода взаимодействия. Организация совместной деятельности и общения учащихся способствует развитию их доброжелательного отношения ко всем.
5. Регулирование взаимодействия учащихся разного возраста. Отбираются содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста, а также способы и средства, стимулирующие их совместную работу. Помогает каждому присвоить общую цель и найти в ней личный смысл; раскрывает значимость действий каждого для достижения общего результата и развития его личности, личных успехов; использование различных форм и методов взаимодействия старших и младших, учитывая предыдущий опыт взаимодействия детей в учебной и внеучебной деятельности. Четко и конкретно определяет содержание деятельности, функции, роли старших и младших на каждом этапе занятия.
Способы организации и стимулирования совместной деятельности детей разного возраста:
- постановка общей проблемы и задачи, понятной, доступной и привлекательной для всех;
- использование исследовательских заданий, создание ситуации поиска;
- выполнение творческих заданий;
- совместное обсуждение результатов выполненных заданий, использование игровых элементов, проведение конкурсов.
6. Обеспечение психологической защищенности ребенка через:
- учет возрастных особенностей, психологической совместимости учащихся;
- включение школьников в совместную деятельность с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, обеспечивая реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;
- не допускать подавления личности младших старшими, ущемления личного достоинства детей;
- добиваться правильной позиции лидера группы;
- обучение культуре общения, навыкам совместной работы, организаторской деятельности; (Л.В.Байбородова, С.Г.Макеева «Литературное чтение и обучение грамоте в разновозрастных группах сельской щколы»
Учащиеся 1, 2 классов во время открытого урока.
Учащиеся 1, 2 классов во время открытого урока.
Оформление доски для проведения урока.
Анализ урока участниками районной творческой группы «Современный урок в малокомплектной школе».
Участники районной творческой группы «Современный урок в малокомплектной школе»
Рецензия урока участниками районной творческой группы «Современный урок в малокомплектной школе»
Ирина Дмитриевна использовала оптимальный темп урока для учеников обоих классов. Чередовались различные виды заданий, проводилась работа по обогащению словарного запаса учащихся. Оригинальное начало урока позволило учащимся обоих классов быстро определить тему урока и поставить учебные задачи.
Для учащихся обоих классов во время всего урока эффективно использовался наглядный материал, красочное оформление которого работало на поднятие эмоционального настроя детей и повышало уровень их активности.
На уроке наблюдалась комфортная обстановка сотрудничества.
Урок – просто класс!
Он порадовал всех нас!
Чудесное настроение
Вдохновило нас.
Сам учитель – молодец!
И спокойна, и добра.
Пожелаем ей добра.
Твори, дерзай,
Задором зажигай!