Создание условий для самореализации личности младшего школьника

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее, и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Начало обучения в школе – это новый и важный этап в воспитании и развитии ребенка. Став школьником, он впервые включается в систематическую, общественно значимую деятельность. Многие важные черты духовного мира ребенка закладываются в начальных классах. Именно здесь он получает основы систематических знаний, здесь формируется его нравственный облик, развивается характер, воля.
На сегодняшний день задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. В связи с этим, для достижения указанных результатов в психическом и личностном развитии младших школьников необходимо изменить приоритеты целей начального образования: на передний план поставить те цели, которые заключаются не в вооружении учащихся определенной суммой предметных знаний, умений и навыков, а в воспитании его личности в процессе учебной деятельности, то есть учебный процесс должен максимально способствовать самореализации школьника.
Самореализация составляет одну из сторон жизнедеятельности человека и занимает значимое место в развитии и становлении личности. Она воплощается в деятельности и в отношениях с предметной и социальной средой, в основе которой лежат противоречия между возможностями личности и степенью их востребованности в актуальной деятельности. Самореализация личности не может рассматриваться как автономное явление, оно органически вплетено в общую ткань жизнедеятельности человека и присутствует в каждом ее проявлении.
В свою очередь, воспитание личности младшего школьника являет собой создание условий для его самореализации индивида как социального субъекта. Ее воспитательная ценность самореализации заключается в деятельностном проявлении потенциальных возможностей личности младшего школьника, их актуализации и дальнейшего развития. Следовательно, важнейшим условием самореализации личности в педагогически организованном процессе является многообразие деятельности и отношений, в которые ребенок может включиться.
Возможность и эффективность педагогического влияния на процесс самореализации личности младшего школьника определяется стилем педагогической деятельности, формой взаимодействия с ним учителя. Здесь следует отметить, что особенностью социальной ситуации развития младших школьников является то, что в их жизни появляется чрезвычайно важная фигура — учитель, которая подчас затмевает еще недавно таких близких людей, как родители. Его влияние на самореализацию младшего школьника определяется применяемыми способами организации деятельности коллектива, инициируемой формой общения с учащимися, методами оценки и стимулирования активности личности.
На мой взгляд, высокая степень эффективности педагогического влияния на ученика достигается при демократическом стиле педагогической деятельности, высшей формой проявления которого является диалогическая форма общения, характеризуемая как субъект-субъектные отношения, сфокусированные на предмете деятельности или проблеме обсуждения. В свою очередь, авторитарная, манипулятивная форма общения снижает эффект педагогического влияния, проявляя себя в отношении к личности как к объекту воспитательного воздействия.
Поэтому, изменение отношений учителя и ученика с субъект-объектных на субъект-субъектные позволяет говорить о личностно-ориентированной модели образования.
Целью личностно ориентированного образования, как отмечает Осипова С. И., не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией. (Осипова С.И. Педагогические условия становления успешной личности в системе непрерывного образования: Монография, ГАЦМиЗ. Красноярск, 2000. – С. 20.)
Следовательно, в условиях личностно-ориентированной модели образования изменяются роль и функции учителя. Он теперь выступает не только как носитель информации (предметно-дисциплинарных знаний), хранитель норм и традиций, но и как помощник в становлении и развитии личности ученика.
Образовательная программа в рамках личностно-ориентированной модели образования должна быть строго индивидуализирована, приспособлена к познавательным возможностям ученика, динамике его развития в процессе обучения. Для того чтобы в ней действительно реализовывалась индивидуальная избирательность школьника к содержанию, виду и форме учебного материала, а также к характеру познавательной мотивации, необходимо, во-первых, предъявить ученику содержание образования в его системно-структурном виде, во-вторых, что особенно важно для достижения успеха в усвоении учебного материала, обеспечить различные формы представления содержания образования (словесная, графическая, знаково-символическая, смешанная) и, в-третьих, обеспечить ученику возможность выбора той формы учебного материала, с которой ему легче работать, а также возможность применения разнообразных способов учебной работы.
На мой взгляд, эффективными педагогическими средствами в рамках личностно-ориентированной модели образования выступают: организация педагогом различных видов деятельности, в которых ребенок может быть успешен, создание возможностей для ребенка «пробы сил» в различных ситуациях, организованных взрослым совместно с ребенком, учет внешкольных интересов ребенка и включение их в жизнь школьного класса, коллективная творческая деятельность.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, стиль педагогической деятельности учителя начальной школы: установление субъект-субъектных отношений взрослого и ребенка как равнозначных партнеров по отношению к предмету коллективной деятельности является условием процесса успешной самореализации младшего школьника.
Во-вторых, организация образовательного процесса, позволяющая каждому ребенку реализовать свой потенциал, предъявляет требования по подготовке педагога, который должен владеть различными технологиями организации педагогического процесса, кроме того, личностно готового к организации такого педагогического процесса.
В-третьих, гуманное отношение к ребенку создает условия для актуализации стремления самой личности младшего школьника к дальнейшему развитию своих потенциальных возможностей.