На современном этапе развития общества
активизация человеческого фактора выступает как
одно из условий дальнейшего общественного
прогресса. В связи с этим, перед
общеобразовательной школой ставится задача
подготовки ответственного гражданина,
способного самостоятельно оценивать
происходящее, и строить свою деятельность в
соответствии с интересами окружающих его людей.
Начало обучения в школе – это новый и важный этап
в воспитании и развитии ребенка. Став школьником,
он впервые включается в систематическую,
общественно значимую деятельность. Многие
важные черты духовного мира ребенка
закладываются в начальных классах. Именно здесь
он получает основы систематических знаний, здесь
формируется его нравственный облик, развивается
характер, воля.
На сегодняшний день задачей учителей
современной школы является воспитание в детях
самостоятельности в принятии решений,
целенаправленности в действиях и поступках,
развитие в них способности к самовоспитанию и
саморегулированию отношений. В связи с этим, для
достижения указанных результатов в психическом
и личностном развитии младших школьников
необходимо изменить приоритеты целей начального
образования: на передний план поставить те цели,
которые заключаются не в вооружении учащихся
определенной суммой предметных знаний, умений и
навыков, а в воспитании его личности в процессе
учебной деятельности, то есть учебный процесс
должен максимально способствовать
самореализации школьника.
Самореализация составляет одну из сторон
жизнедеятельности человека и занимает значимое
место в развитии и становлении личности. Она
воплощается в деятельности и в отношениях с
предметной и социальной средой, в основе которой
лежат противоречия между возможностями личности
и степенью их востребованности в актуальной
деятельности. Самореализация личности не может
рассматриваться как автономное явление, оно
органически вплетено в общую ткань
жизнедеятельности человека и присутствует в
каждом ее проявлении.
В свою очередь, воспитание личности младшего
школьника являет собой создание условий для его
самореализации индивида как социального
субъекта. Ее воспитательная ценность
самореализации заключается в деятельностном
проявлении потенциальных возможностей личности
младшего школьника, их актуализации и
дальнейшего развития. Следовательно, важнейшим
условием самореализации личности в
педагогически организованном процессе является
многообразие деятельности и отношений, в которые
ребенок может включиться.
Возможность и эффективность педагогического
влияния на процесс самореализации личности
младшего школьника определяется стилем
педагогической деятельности, формой
взаимодействия с ним учителя. Здесь следует
отметить, что особенностью социальной ситуации
развития младших школьников является то, что в их
жизни появляется чрезвычайно важная фигура —
учитель, которая подчас затмевает еще недавно
таких близких людей, как родители. Его влияние на
самореализацию младшего школьника определяется
применяемыми способами организации
деятельности коллектива, инициируемой формой
общения с учащимися, методами оценки и
стимулирования активности личности.
На мой взгляд, высокая степень эффективности
педагогического влияния на ученика достигается
при демократическом стиле педагогической
деятельности, высшей формой проявления которого
является диалогическая форма общения,
характеризуемая как субъект-субъектные
отношения, сфокусированные на предмете
деятельности или проблеме обсуждения. В свою
очередь, авторитарная, манипулятивная форма
общения снижает эффект педагогического влияния,
проявляя себя в отношении к личности как к
объекту воспитательного воздействия.
Поэтому, изменение отношений учителя и ученика с
субъект-объектных на субъект-субъектные
позволяет говорить о личностно-ориентированной
модели образования.
Целью личностно ориентированного образования,
как отмечает Осипова С. И., не сформировать и даже
не воспитать, а найти, поддержать, развить
человека в человеке и заложить в нем механизмы
самореализации, саморазвития, адаптации,
саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и
другие, необходимые для становления самобытного
личностного образа и диалогичного и безопасного
взаимодействия с людьми, природой, культурой,
цивилизацией. (Осипова С.И. Педагогические
условия становления успешной личности в системе
непрерывного образования: Монография, ГАЦМиЗ.
Красноярск, 2000. – С. 20.)
Следовательно, в условиях
личностно-ориентированной модели образования
изменяются роль и функции учителя. Он теперь
выступает не только как носитель информации
(предметно-дисциплинарных знаний), хранитель
норм и традиций, но и как помощник в становлении и
развитии личности ученика.
Образовательная программа в рамках
личностно-ориентированной модели образования
должна быть строго индивидуализирована,
приспособлена к познавательным возможностям
ученика, динамике его развития в процессе
обучения. Для того чтобы в ней действительно
реализовывалась индивидуальная избирательность
школьника к содержанию, виду и форме учебного
материала, а также к характеру познавательной
мотивации, необходимо, во-первых, предъявить
ученику содержание образования в его
системно-структурном виде, во-вторых, что
особенно важно для достижения успеха в усвоении
учебного материала, обеспечить различные формы
представления содержания образования
(словесная, графическая, знаково-символическая,
смешанная) и, в-третьих, обеспечить ученику
возможность выбора той формы учебного материала,
с которой ему легче работать, а также возможность
применения разнообразных способов учебной
работы.
На мой взгляд, эффективными педагогическими
средствами в рамках личностно-ориентированной
модели образования выступают: организация
педагогом различных видов деятельности, в
которых ребенок может быть успешен, создание
возможностей для ребенка «пробы сил» в различных
ситуациях, организованных взрослым совместно с
ребенком, учет внешкольных интересов ребенка и
включение их в жизнь школьного класса,
коллективная творческая деятельность.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, стиль педагогической деятельности
учителя начальной школы: установление
субъект-субъектных отношений взрослого и
ребенка как равнозначных партнеров по отношению
к предмету коллективной деятельности является
условием процесса успешной самореализации
младшего школьника.
Во-вторых, организация образовательного
процесса, позволяющая каждому ребенку
реализовать свой потенциал, предъявляет
требования по подготовке педагога, который
должен владеть различными технологиями
организации педагогического процесса, кроме
того, личностно готового к организации такого
педагогического процесса.
В-третьих, гуманное отношение к ребенку создает
условия для актуализации стремления самой
личности младшего школьника к дальнейшему
развитию своих потенциальных возможностей.
Создание условий для самореализации личности младшего школьника
Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба