Цели урока.
- Закрепить знания о способах проверки слов с согласными на конце;
- Развивать орфографическую зоркость;
- Воспитывать интерес к предмету русский язык.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Послушайте одну удивительную историю.
Однажды не поладили буквы – гласные и
согласные – и разошлись в разные стороны.
Сбились согласные в кучку, хотели поговорить и не
смогли. Заскучали согласные и вдруг.… Показалось
им, что кто-то рыдает.… Прислушались. А-а-а! О-о-о! – плакали гласные. И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но получилось лишь невнятное бормотание): “П-р-н”. И услышали радостное (но тоже непонятное): “А-ы-е”. И решили тогда буквы: надо заключить мир и жить в словах вместе. |
|
(Слайд 2 (См. презентацию))
Перед вами волшебная книга. Соедините гласные и
согласные с обеих страниц этой книги, и сможете
назвать тему нашего урока. - Что у вас получилось? (Слайд 3) |
Парные звонкие и глухие согласные – тема урока. |
Минутка чистописания. Запишите пары согласных по звонкости и глухости. Почему они так называются? (Слайд 4) | Звонкие – из шума и голоса, глухие – из шума. |
- Проверьте, правильно ли вы их
записали. (Слайд 5) - Почему мы обращаем внимание на правописание парных звонких и глухих согласных на конце слов? |
Парные звонкие и глухие согласные на конце слов пишутся не так, как произносятся. |
- Как проверить написание слов с парными согласными на конце? | Надо изменить слово так, чтобы после интересующей нас согласной стояла гласная буква. |
Благодаря волшебной книге сказок мы
вместе с Красной Шапочкой отправимся навестить
её бабушку. Идёт Красная Шапочка цветочки
собирает, с лесными жителями знакомится. Давайте
познакомимся с ними тоже. Словарная работа. (Слайд 6) |
|
-Кто изображён на картинке? Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение, разделите на слоги, подчеркните “опасные” места. | Медведь - медведи ло-шадь - лошади ле-бедь - лебеди |
-Что это за слова? - Что общего в этих словах? |
Слова из словаря. Обозначают названия животных, на правописание парных согласных. |
- Подберите и запишите проверочные
слова. Наконец добралась Красная Шапочка до бабушкиного домика. (Слайд 8) Зашла Красная Шапочка в домик, а на бабушкиной кровати волк лежит. Посмотрите внимательно на картинку, найдите и запишите слова, в которых есть парные звонкие и глухие согласные на конце слов. Рядом запишите проверочные слова. Докажите, что вы записали слова верно. (Слайд 9) Поверь себя! (Слайд 10) Физминутка. Дети выполняют движения под стихотворение.
|
Глаз - глаза, нос - носы зуб – зубы, лоб – лбы |
Ребята, волк получил записку и не
может в ней разобраться. Поможем волку? Как вы думаете, какие слова вызвали у волка недоумение? (Слайд 11) |
Текст записки. Дети его исправляют. Дорогой волк! Иди прямо через лук. Справа будет большой прут, на нём деревянный плод. Не пугайся кос – они не бодаются. Ждём тебя. |
- Как вы думаете, что надо сделать? | Исправить ошибки. |
- Запишите в тетрадь исправленный
текст. (проверка, устно называют проверочные слова). - Вы хорошо поработали, чему научились на уроке? |
Правильно писать слова с парными согласными на конце слов. |
- Что для этого надо знать? | Нужно знать, как проверить парную согласную – изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная. |
Волк тоже понял это правило и сочинил
для вас этот рассказ. (Слайд 12) Ребята пошли в похо_ . Они зашли в ле__. Мальчики собрали много яго__ . Вдру__ пошёл дож__ь. Дети спрятались под ду__. Ду__ был как наве__. Как вы думаете, что должны сделать? |
Списать, вставить пропущенные буквы, в скобках написать проверочные слова. |
Это стихотворение волк дарит вам,
чтобы правило о парных согласных вы помнили не
только в сказке, но и в жизни. Если слышишь
звук согласный, Итог урока. |