Томский лесотехнический техникум готовит специалистов лесной отрасли по нескольким специальностям: “Экономика и бухгалтерский учет”, “Технология деревообработки”, “Технология лесозаготовок”.
В техникуме большое место уделяется активным методам обучения, таким как деловые игры и производственные ситуации. Применение деловых игр позволяет студентам получить знания, умения и навыки, развить память, мышление, проявить творчество.
Данный метод способствует положительной мотивации изучения “скучного” теоретического материала, формированию познавательных интересов студентов и в целом интереса к своей будущей профессии.
Как отмечает Г.П.Щедровицкий “игра – это инструмент, который дает возможность вытащить из людей то, чего до игры в них не было. Игра – форма и метод запуска наших возможностей” [1].
Традиционными стали для преподавателей техникума комплексные, междисциплинарные занятия. Подобные занятия позволяют студентам соединить знания по различным дисциплинам, сделать обобщающие выводы. Проводятся бинарные занятия по дисциплинам “Анализ хозяйственной деятельности” и “Информационные технологии”, “Экономика организации” и “Информационные технологии” и др. Причем, начинали мы с занятий, объединяющих знания по экономическим предметам, а в дальнейшем разработали занятия, позволяющие соединить специальные и общие гуманитарные дисциплины.
В качестве такого примера приведем методическую разработку комплексного занятия в форме деловой игры по теме “Получение кредита в иностранном банке ”. Занятие, о котором идет речь, позволило соединить знания по следующим дисциплинам: “Основы банковского дела”, “Бухгалтерский учет” и “Английский язык”.
Ценность этого занятия не только в демонстрации возможностей комплексного подхода при подготовке специалистов в процессе изучения дисциплин “Основы банковского дела” и “Английский язык”, но и в большом воспитательном значении.
Проведением этой игры достигались следующие учебно-воспитательные цели:
- Обучающая - обобщение и систематизация знаний и умений студентов, полученных в процессе изучения соответствующей темы, ознакомление с особенностями кредитных взаимоотношений банка и клиентов, отработка навыков составления кредитной заявки предприятием-заемщиком и оформления бухгалтерской документации.
- Воспитательная - формирование умений работы в команде, выработка навыков делового общения и навыков целенаправленных действий в предложенной ситуации. Привитие интереса к будущей профессии, воспитание чувства ответственности за совершаемые операции.
- Развивающая - развитие логического мышления, познавательной активности в ходе закрепления изученного материала, развитие навыков подготовленной монологической и неподготовленной (диалогической) речи на профессиональную тему, развитие навыков синхронного перевода.
Внутрипредметные связи:
- “Основы банковского дела” - темы: “История банковского дела”, “Банковское кредитование”, “Расчетно-кассовые операции”;
- “Бухгалтерский учет” - темы: “Сальдо-оборотная ведомость”, “Бухгалтерский баланс”, “Бухгалтерская отчетность”;
- “Английский язык” - использование речевых клише из социально-бытовой сферы и профессионального лексического материала в деловом общении, употребление изученных грамматических структур в речи.
Межпредметные связи:
- “Основы банковского дела” - тема “Банковское кредитование”,
- “Бухгалтерский учет ” - тема “Бухгалтерская отчетность организации”,
- “Английский язык” - темы “Банковские услуги”, "Банковская система Великобритании", "Баланс”.
Оборудование занятия: калькуляторы, карточки с заданием, карточки с названиями банков и фирм, бланки документов.
Деловая игра подразумевает как аудиторное практическое занятие (2 часа), так и самостоятельную работу студентов по домашнему заданию.
Домашнее задание
- студентам - работникам банков: подготовить презентацию банков и перевести материалы презентации на английский язык.
- студентам - работникам предприятий- заемщиков: изучить порядок составления заявления на получение кредита в банке, повторить правила оформления документов по кредиту, подготовить рассказ о своем предприятии.
В ходе подготовки к проведению деловой игры преподаватели совместно со студентами проводят большую подготовительную работу: готовят бланки; используя учебник [2], составляют словарь основных бухгалтерских терминов на английском языке; оформляют эмблемы с названием фирм и банков.
План занятия:
- Организационный момент
- Объявление темы, плана занятия, целей игры и условий ее проведения.
- Распределение функций между участниками игры.
Участники игры
- Представители предприятий заемщиков - 21 человек (3 предприятия по 7 человек), в каждом предприятии: директор, главный бухгалтер, переводчик, работники.
- Работники кредитного отдела - 3 человека.
- Переводчики в банке -3 человека.
- Эксперты - аудиторы в банке -3 человека
- Выдача заданий.
Задания участникам игры
Работникам кредитного отдела банка.
- Рассмотреть и проанализировать документацию, представленную предприятиями: заявление на получение кредита, бухгалтерский баланс.
- Оформить кредитный договор.
Экспертам-аудиторам.
- Проверить правильность оформления бухгалтерской документации, представленной предприятием-заемщиком
- Оценить работу каждой команды.
Переводчикам банка.
- Переводить диалог работников банка с клиентами.
- Переводить рассказ - презентацию представителя банка.
Переводникам предприятий.
- Перевести бухгалтерский баланс на английский язык.
- Синхронно переводить диалог директора предприятия с кредитным инспектором.
Работникам предприятий-заемщиков.
- Ознакомиться с данными для выполнения задачи.
- Отразить на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции за месяц.
- Составить шахматную и сальдо-оборотную ведомости.
- Составить бухгалтерский баланс.
Директору и главному бухгалтеру предприятий.
- Организовать работу команды для решения предложенной практической задачи.
- Проверить и подписать бухгалтерский баланс.
- Заполнить заявление на получение кредита.
- Самостоятельная работа студентов - игровая деятельность
В процессе проведения деловой игры моделируются ситуации практической деятельности банка и предприятия, студенты осуществляют основные этапы получения кредита в банке:
Описание ситуации. В нашей стране работают филиалы трех английских банков “The National Westminster Discount House”, “The Barclays British Merchant Bank”, “The Midland Building Society”. В банки обратились три клиента с заявлением о предоставлении краткосрочного кредита: ООО “Кедр” (“Cedar”), производственная фирма “Строительные технологии” (“Building Technologies LTD”), фирма "Готический стиль" (“Gothic Style”).
Деловая встреча руководства банка и предприятий-заемщиков.
Презентация банков на английском языке, представленная кредитными инспекторами (домашнее задание). Выслушав презентацию банков, представители предприятий-заемщиков должны выбрать банк, в котором фирма будет брать кредит, и подготовить документы, необходимые для получения кредита в банке.
Подготовка документов:
- решение практической работы по бухгалтерскому учету, составление бухгалтерских проводок (приложение 1);
- заполнение шахматной и оборотной ведомости;
- составление баланса предприятия;
- перевод бухгалтерского баланса на английский язык;
- заполнение заявления на получение кредита (приложение 2).
Деловая встреча работников банка и предприятий-заемщиков:
- беседа директора предприятия с кредитным инспектором с переводом на английский язык;
- рассмотрение документации, представленной предприятиями, проверка баланса аудитором банка;
- решение кредитного инспектора о выдаче кредита предприятию.
- Рассмотрение документации, представленной предприятиями.
Работа кредитного отдела, анализ экспертов:
- заключение кредитного договора банка с заемщиками.
- После игровой анализ экспертами
- Оценка работы каждой подгруппы студентов.
- Анализ правильности составления документации.
- Заключительный этап:
1. Подведение итогов деловой игры преподавателями, корректировка оценок экспертов (в случае необходимости).
- Анализ работы экспертов.
- Опрос мнений участников игры.
Преподаватели выступают в роли консультантов и координаторов деловой игры. На протяжении всей игры преподаватели следят за работой игроков, направляют их действия, помогают увидеть и исправить ошибки.
В завершение преподаватели подводят итоги деловой игры и оценивают работу студентов. Достоинством игроков считается: умение работать с бухгалтерской документацией; выбор нужной информации, быстрое и качественное решение задачи; способность правильно заполнить бухгалтерский баланс, перевести статьи баланса на английский язык, сделать выводы; умение принимать решения, адекватные экономической ситуации; наличие навыков делового общения.
См. приложения.
Литература
- Щедровицкий Г.П. Игры для взрослых // Смена. 1989. 5 февр.
- Шевелева С.А. Деловой английский. Ускоренный курс: Учебник. - М.: “Культура и спорт”, ЮНИТИ, 1997. - 438 с.
- Бургонова Г.Н., Гульпенко К.В., Каморджанова Н.А. Деловые игры и ситуации по бухгалтерскому (финансовому) учету: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 384 с.
- Семибратова О.И. Банковское дело: учебник для нач. проф. образования.- М.: Изд. центр “Академия”, 2003г. - 224 с.
- Банки и банковское дело / Под ред. И.Т.Балабанова. - СПб.: Питер, 2003. - 304с.