Методическая разработка комплексного занятия в форме деловой игры "Получение кредита в иностранном банке"

Разделы: Экономика

Классы: 10, 11

Ключевые слова: английский язык, деловая игра, бинарный урок, банковское дело, бухгалтерский учет, термины


Томский лесотехнический техникум готовит специалистов лесной отрасли по нескольким специальностям: “Экономика и бухгалтерский учет”, “Технология деревообработки”, “Технология лесозаготовок”.

В техникуме большое место уделяется активным методам обучения, таким как деловые игры и производственные ситуации. Применение деловых игр позволяет студентам получить знания, умения и навыки, развить память, мышление, проявить творчество.

Данный метод способствует положительной мотивации изучения “скучного” теоретического материала, формированию познавательных интересов студентов и в целом интереса к своей будущей профессии.

Как отмечает Г.П.Щедровицкий “игра – это инструмент, который дает возможность вытащить из людей то, чего до игры в них не было. Игра – форма и метод запуска наших возможностей” [1].

Традиционными стали для преподавателей техникума комплексные, междисциплинарные занятия. Подобные занятия позволяют студентам соединить знания по различным дисциплинам, сделать обобщающие выводы. Проводятся бинарные занятия по дисциплинам “Анализ хозяйственной деятельности” и “Информационные технологии”, “Экономика организации” и “Информационные технологии” и др. Причем, начинали мы с занятий, объединяющих знания по экономическим предметам, а в дальнейшем разработали занятия, позволяющие соединить специальные и общие гуманитарные дисциплины.

В качестве такого примера приведем методическую разработку комплексного занятия в форме деловой игры по теме “Получение кредита в иностранном банке ”. Занятие, о котором идет речь, позволило соединить знания по следующим дисциплинам: “Основы банковского дела”, “Бухгалтерский учет” и “Английский язык”.

Ценность этого занятия не только в демонстрации возможностей комплексного подхода при подготовке специалистов в процессе изучения дисциплин “Основы банковского дела” и “Английский язык”, но и в большом воспитательном значении.

Проведением этой игры достигались следующие учебно-воспитательные цели:

  • Обучающая - обобщение и систематизация знаний и умений студентов, полученных в процессе изучения соответствующей темы, ознакомление с особенностями кредитных взаимоотношений банка и клиентов, отработка навыков составления кредитной заявки предприятием-заемщиком и оформления бухгалтерской документации.
  • Воспитательная - формирование умений работы в команде, выработка навыков делового общения и навыков целенаправленных действий в предложенной ситуации. Привитие интереса к будущей профессии, воспитание чувства ответственности за совершаемые операции.
  • Развивающая - развитие логического мышления, познавательной активности в ходе закрепления изученного материала, развитие навыков подготовленной монологической и неподготовленной (диалогической) речи на профессиональную тему, развитие навыков синхронного перевода.

Внутрипредметные связи:

  • “Основы банковского дела” - темы: “История банковского дела”, “Банковское кредитование”, “Расчетно-кассовые операции”;
  • “Бухгалтерский учет” - темы: “Сальдо-оборотная ведомость”, “Бухгалтерский баланс”, “Бухгалтерская отчетность”;
  • “Английский язык” - использование речевых клише из социально-бытовой сферы и профессионального лексического материала в деловом общении, употребление изученных грамматических структур в речи.

Межпредметные связи:

  • “Основы банковского дела” - тема “Банковское кредитование”,
  • “Бухгалтерский учет ” - тема “Бухгалтерская отчетность организации”,
  • “Английский язык” - темы “Банковские услуги”, "Банковская система Великобритании", "Баланс”.

Оборудование занятия: калькуляторы, карточки с заданием, карточки с названиями банков и фирм, бланки документов.

Деловая игра подразумевает как аудиторное практическое занятие (2 часа), так и самостоятельную работу студентов по домашнему заданию.

Домашнее задание

  • студентам - работникам банков: подготовить презентацию банков и перевести материалы презентации на английский язык.
  • студентам - работникам предприятий- заемщиков: изучить порядок составления заявления на получение кредита в банке, повторить правила оформления документов по кредиту, подготовить рассказ о своем предприятии.

В ходе подготовки к проведению деловой игры преподаватели совместно со студентами проводят большую подготовительную работу: готовят бланки; используя учебник [2], составляют словарь основных бухгалтерских терминов на английском языке; оформляют эмблемы с названием фирм и банков.

План занятия:

  1. Организационный момент
  1. Объявление темы, плана занятия, целей игры и условий ее проведения.
  2. Распределение функций между участниками игры.

Участники игры

  • Представители предприятий заемщиков - 21 человек (3 предприятия по 7 человек), в каждом предприятии: директор, главный бухгалтер, переводчик, работники.
  • Работники кредитного отдела - 3 человека.
  • Переводчики в банке -3 человека.
  • Эксперты - аудиторы в банке -3 человека
  1. Выдача заданий.

Задания участникам игры

Работникам кредитного отдела банка.

  • Рассмотреть и проанализировать документацию, представленную предприятиями: заявление на получение кредита, бухгалтерский баланс.
  • Оформить кредитный договор.

Экспертам-аудиторам.

  • Проверить правильность оформления бухгалтерской документации, представленной предприятием-заемщиком
  • Оценить работу каждой команды.

Переводчикам банка.

  • Переводить диалог работников банка с клиентами.
  • Переводить рассказ - презентацию представителя банка.

Переводникам предприятий.

  • Перевести бухгалтерский баланс на английский язык.
  • Синхронно переводить диалог директора предприятия с кредитным инспектором.

Работникам предприятий-заемщиков.

  • Ознакомиться с данными для выполнения задачи.
  • Отразить на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции за месяц.
  • Составить шахматную и сальдо-оборотную ведомости.
  • Составить бухгалтерский баланс.

Директору и главному бухгалтеру предприятий.

  • Организовать работу команды для решения предложенной практической задачи.
  • Проверить и подписать бухгалтерский баланс.
  • Заполнить заявление на получение кредита.
  1. Самостоятельная работа студентов - игровая деятельность

В процессе проведения деловой игры моделируются ситуации практической деятельности банка и предприятия, студенты осуществляют основные этапы получения кредита в банке:

Описание ситуации. В нашей стране работают филиалы трех английских банков “The National Westminster Discount House”, “The Barclays British Merchant Bank”, “The Midland Building Society”. В банки обратились три клиента с заявлением о предоставлении краткосрочного кредита: ООО “Кедр” (“Cedar”), производственная фирма “Строительные технологии” (“Building Technologies LTD”), фирма "Готический стиль" (“Gothic Style”).

Деловая встреча руководства банка и предприятий-заемщиков.

Презентация банков на английском языке, представленная кредитными инспекторами (домашнее задание). Выслушав презентацию банков, представители предприятий-заемщиков должны выбрать банк, в котором фирма будет брать кредит, и подготовить документы, необходимые для получения кредита в банке.

Подготовка документов:

  • решение практической работы по бухгалтерскому учету, составление бухгалтерских проводок (приложение 1);
  • заполнение шахматной и оборотной ведомости;
  • составление баланса предприятия;
  • перевод бухгалтерского баланса на английский язык;
  • заполнение заявления на получение кредита (приложение 2).

Деловая встреча работников банка и предприятий-заемщиков:

  • беседа директора предприятия с кредитным инспектором с переводом на английский язык;
  • рассмотрение документации, представленной предприятиями, проверка баланса аудитором банка;
  • решение кредитного инспектора о выдаче кредита предприятию.
  • Рассмотрение документации, представленной предприятиями.

Работа кредитного отдела, анализ экспертов:

  • заключение кредитного договора банка с заемщиками.
  1. После игровой анализ экспертами
  1. Оценка работы каждой подгруппы студентов.
  2. Анализ правильности составления документации.
  1. Заключительный этап:

1. Подведение итогов деловой игры преподавателями, корректировка оценок экспертов (в случае необходимости).

  1. Анализ работы экспертов.
  2. Опрос мнений участников игры.

Преподаватели выступают в роли консультантов и координаторов деловой игры. На протяжении всей игры преподаватели следят за работой игроков, направляют их действия, помогают увидеть и исправить ошибки.

В завершение преподаватели подводят итоги деловой игры и оценивают работу студентов. Достоинством игроков считается: умение работать с бухгалтерской документацией; выбор нужной информации, быстрое и качественное решение задачи; способность правильно заполнить бухгалтерский баланс, перевести статьи баланса на английский язык, сделать выводы; умение принимать решения, адекватные экономической ситуации; наличие навыков делового общения.

См. приложения.

Литература

  1. Щедровицкий Г.П. Игры для взрослых // Смена. 1989. 5 февр.
  2. Шевелева С.А. Деловой английский. Ускоренный курс: Учебник. - М.: “Культура и спорт”, ЮНИТИ, 1997. - 438 с.
  3. Бургонова Г.Н., Гульпенко К.В., Каморджанова Н.А. Деловые игры и ситуации по бухгалтерскому (финансовому) учету: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 384 с.
  4. Семибратова О.И. Банковское дело: учебник для нач. проф. образования.- М.: Изд. центр “Академия”, 2003г. - 224 с.
  5. Банки и банковское дело / Под ред. И.Т.Балабанова. - СПб.: Питер, 2003. - 304с.