ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа “Пальчиковая роспись” ориентирована на активное приобщение детей и подростков к художественному творчеству и носит образовательный характер. Она разработана в соответствие с программами министерства образования Российской Федерации “Методика обучения народному декоративно-прикладному творчеству” (автор Вакуленко Е.Г.), дополняет и углубляют школьные программы “Рисование” и др.
Направленность программы:
Настоящая программа представляет дополнительный образовательный курс художественно-эстетической направленности. Она является составной частью системы художественного воспитания детей в Центре развития творчества детей и юношества. В соответствии с концепцией центра в основу структуры и содержания программы положены народные традиции, построение учебного процесса координируется с народным календарем. Ремесло росписи по дереву рассматривается в программе как составная часть народного искусства, часть фольклора, в которой опыт поколений выражен в художественных формах на основе образного метафорического мышления. Роспись подчиняется общим законам декоративно-прикладного творчества, но имеет и свои специфические свойства.
Актуальность программы:
Ремесло росписи по дереву является частью народного искусства, частью фольклора. Не случайно термин “фольклор” трактуется и как народное творчество, и как народная мудрость, и как народные знания, опыт. Народное искусство, как уникальный мир духовных ценностей – это корневая система, питающая древо современной культуры. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству. Возрождение искусства росписи является неотъемлемой частью знаний по традиционной культуре. При этом развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид художественной деятельности, должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Опора на национальное, народное искусство, родное и близкое, позволяет сделать молодое поколение наследниками своей культуры, передать им традиции, мироотношение их предков, вписать в их сознание национальную культуру во всем многообразии и многоцветии.
Вид программы: экспериментальная.
Цели и задачи программы:
Цель – познакомить детей с видами народных художественных росписей и научить их основам народного художественного творчества. Так же способствовать формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, через вживание в национальную культуру; развитию творческих способностей и задатков через освоение народной живописи.
В связи с поставленной целью, ставятся следующие задачи:
Обучающие:
– научить основам художественной грамотности
– научить основам цветоведения
– научить элементарным композиционным приемам
– привить практические навыки росписи по дереву
и умение творчески их использовать
Воспитательно-развивающие:
– развить мелкую моторику рук, образное,
логическое и художественное мышление
– создать в объединении соответствующую
эстетическую среду
– приобщить детей к народным традициям
– приучить к самостоятельности, трудолюбию,
коллективизму, сотворчеству
– соединить обучение с воспитательным
процессом, способствовать становлению
нравственных приоритетов.
Отличительные особенности программы:
Ремесло росписи, как любой вид художественной деятельности, подчиняется общим законам декоративно-прикладного искусства, но также имеет и свои специфические свойства, требующие изучения. Данная образовательная программа представляет собой комплекс занятий, включающих в себя изучение истории промыслов, техники росписи и основных композиционных приемов. Данное направление не ограничивает творческую деятельность детей, ведь специфика данной программы и в достижении начальных профессиональных навыков в технике выполнения приемов росписи, и в проникновении в глубины народной культуры, в обогащении внутреннего мира учащегося.
Современный орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов. Характерными являются также изображение листвы, бутонов и перистой ажурной листвы. Виртуозность выполнения достигается письмом пальцем, а некоторые тонкие элементы с помощью тоненькой кисточки.
Пальчиковая роспись схожа с народными росписями РФ и соседних стран, бывших республик СССР, таких как Хохломская, Жостовская, Полхов-Майданская росписи, Петриковская роспись (Украина) и др. Поэтому программа построена на знакомстве учащихся с этими видами народных художественных промыслов. В изучении композиционных решений, характерных для каждого вида, соединении их в единую композицию, характерную для Кубани. Пальчиковая роспись вошла в культуру Кубани в конце ХIХ века. Наиболее часто распространялась она в прикавказских районах нашего края, таких как Абинский, Северский районы др. районы.
В объединении могут заниматься школьники с 1-го по 4-й класс. Программа рассчитана на три года обучения. Для обучения рекомендуются дети 6–9 лет, усидчивые, склонные к рукоделию и кропотливой работе. Уровень подготовки детей при приеме в объединение определяется путем собеседования. Желательно занятия проводить по подгруппам, и оптимальное количество в них – 7–8 человек, т.к. при большем количестве педагог не сможет индивидуально работать с каждым из учащихся.
Значительный объем содержания программы способен обеспечить многоуровневость и вариативность ее реализации в работе с детьми. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу повторения и расширения объема знаний.
Программа первого года обучения рассчитана на 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Количество детей в группе – 15 человек. Возраст учащихся 6-10 лет, младшего школьного детства. Теоретические занятия проходят в форме путешествий, проверка знаний в форме игры. Количество практического занятия может быть снижено до 25-30 мин, учитывая возрастной диапазон учащихся, оставшееся время педагог готовиться к занятиям, разрабатывает дидактический материал для учащихся. К концу года продолжительность занятия увеличивается до 2 часов.
Программа второго года обучения рассчитана на 216 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Количество детей в группе – 12 человек. Теоретические занятия проводятся в форме путешествий, проверка знаний в форме игры и тестирования.
Предполагаемый результат: в процессе работы учащиеся в увлекательной форме практически получают знания народных росписей Российской Федерации, учатся различать их между собой и давать им краткую характеристику, технологии росписи пальцем, составления композиций на разных видах поверхности. Приобретают умения работать с кистью, гуашью.
В современных условиях, когда почти утрачен естественный механизм освоения традиции от поколения к поколению, учреждения дополнительного образования детей, используя разнообразные формы обучения и образования, воспитания, призваны помочь в изучении и сохранении, развитии народного искусства. Это поможет осуществить духовное становление учащихся, развить их трудовые навыки и умения.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель: Обучение детей пальчиковой росписи, на примерах росписей РФ.
Задачи:
- познакомить с некоторыми видами росписей РФ.
- обучить технологии работе пальцем;
- обучить технологии выполнения цветов в круге акварельными и гуашевыми красками;
- обучить технологии выполнения листьев;
- обучить технологии составления композиции из цветов разного размера;
- обучить технологии смешивания цветов гуашевых красок;
- развить индивидуальные способности ребенка;
- воспитывать и развивать способность эстетического восприятия произведений из соломки.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы необходимо иметь:
- Рабочую тетрадь по росписи:
- Инструменты:
- канцелярские товары:
бумага бытовая;
картон;
клей “ПВА”;
карандаши простые;
палитра;
кисти для клея;
краски акварельные;
краски гуашевые;
доски деревянные, ложки, лопатки и др.
фарфоровые тарелки разного размера.
Кисти;
Стаканчики для воды;
Картонные кружки разного размера;
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ УЧАЩЕГОСЯ, ЗАКОНЧИВШЕГО ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся, закончившие первый год обучения должны знать некоторые виды росписей по дереву, отличительные особенности их, уметь отличать друг от друга, характеризуя их. Технологию пальчиковой росписи, особенности составления композиции на разных поверхностях и формах поверхности. Быстро и качественно составить композицию на эскизе, переносить его элементы на предполагаемое изделие. Составлять композицию в разной тематике.
Уметь аккуратно работать с красками, клеем. Расписывать деревянные и керамические (фарфоровые) поверхности, смешивать краски.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
наименование учебных дисциплин, курсов, разделов и тем |
всего часов |
количество часов |
||
теоретические занятия |
практические занятия |
Выездные (индивидуальные) учебные занятия |
|||
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
||
2 |
Гжельская майолика |
6 |
1 |
5 |
|
3 |
Хохломская роспись |
6 |
1 |
5 |
|
4 |
Городецкая роспись |
4 |
1 |
3 |
|
5 |
Пальчиковая роспись. Основные принципы работы |
14 |
1 |
13 |
|
6 |
Рисование различных композиций |
14 |
14 |
||
7 |
Гуашевые краски |
16 |
1 |
15 |
|
8 |
Роспись деревянных досточек |
20 |
20 |
||
9 |
Роспись деревянных рамочек |
12 |
12 |
||
10 |
Роспись фарфоровых поверхностей |
18 |
18 |
||
11 |
Повторение и закрепление знаний и умений |
20 |
20 |
||
12 |
Правила безопасности |
4 |
4 |
||
13 |
Выставочная деятельность |
8 |
8 |
||
Итого: |
144 |
11 |
125 |
8 |
Продолжительность занятий |
периодичность в неделю |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
2 часа |
2 раза |
4 |
144 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Введение в программу – 2 часа
Теория – 2 ч. Пальчиковая роспись как вид художественного промысла Кубани. Программа, содержание работы и задачи кружка. Демонстрация изделий, выполненных кружковцами в предыдущие годы. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с инструментами.
Тема 2. Гжельская майолика – 6 часов
Теория – 1 ч. Гжельская расписная керамика. История возникновения промысла и его современное состояние.
Практика – 5 ч. Раскрашивание сахарницы, кувшина, чайника в цветовой гамме гжели. Работа по рабочей тетради 1.
Тема 3. Хохломская роспись –6 часов
Теория – 1 ч. хохломская деревянная посуда. История возникновения промысла и его современное состояние.
Практика – 5 ч. Раскрашивание досточки, кружки, горшочка в цветовой гамме хохломы. Работа по рабочей тетради 1.
Тема 4. Городецкая роспись – 4 часа.
Теория – 1 ч. Городецкие деревянные изделия. История возникновения промысла и его современное состояние.
Практика – 3 ч. Раскрашивание досточки, панно в цветовой по мотивам городецкой росписи. Работа по рабочей тетради 1.
Тема 5. Пальчиковая роспись. Основные принципы работы. – 14 часов
Теория – 1 ч. Пальчиковая роспись. История возникновения промысла и его современное состояние.
Практика – 13ч. Рисование цветов большого размера. Рисование цветов среднего размера. Рисование цветов маленького размера. Соединение цветов разного размера в один. Повторение навыков рисования цветов разного размера. Рисование цветов в композиции. Рисование листьев и бутонов.
Тема 6. Рисование различных композиций – 14 часов
Практика – 14 ч. Рисование цветов в композиции. Рисование пальчиковой росписью композиции. Рисование пальчиковой росписью композиции в круге. Рисование пальчиковой росписью композиции в цветовой гамме гжели. Рисование пальчиковой росписью композиции досточки. Рисование поздравительной открытки для мамы.
Тема 7. Гуашевые краски – 16 часов
Теория – 1 ч. Гуашевые краски.
Практика – 15 ч. Технология смешивания гуашевых красок. Рисование цветов композиции, смешивая краски. Рисование цветов досточки. Рисование основных цветов досточки. Рисование основных цветов тарелки. Рисование поздравительных открыток, посвященных Новому году. Проверка знаний и умений, полученных за полугодие.
Тема 8. Роспись деревянных досточек – 20 часов
Практика – 20 ч. Составление эскиза досточки в форме яблока карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка. Составление эскиза досточки в форме прямоугольника карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка.
Тема 9. Роспись деревянных рамочек – 10 часов
Практика – 10 ч. Составление эскиза рамочки карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка.
Тема 10. Роспись фарфоровых поверхностей – 18 часов
Практика – 18 ч. Составление эскиза декоративной тарелки “Весеннее настроение” карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка. Составление эскиза декоративной тарелки “Гжель” карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка.
Тема 11. Повторение и закрепление знаний и умений – 20 часов
Практика – 20 ч. Составление эскиза тарелки “Цветочный круг” карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка. Составление эскиза тарелки “Цветы Кубани” карандашом. Разрисовка эскиза в красках. Покрытие поверхности клеем. Перенос эскиза на поверхность. Прорисовка основного рисунка.
Тема 6. Правила безопасности – 4 часа
Теория – 4 ч. Правила техники безопасности труда. Правила пожарной безопасности. Правила дорожного движения. Правила безопасности в зимний период. Правила безопасности на льду, с пиротехникой. Правила безопасности в летний период. Правила безопасности на воде, правила поведения на дорогах.
Тема 7. Выставочная деятельность – 4 часа
Практика – 4 ч. Правила техники безопасности труда. Правила пожарной безопасности. Правила дорожного движения. Правила безопасности по сезонам года. Правила безопасности при проведении экскурсий, походов, поездок.
Формы и виды контроля
Сроки |
Вид контроля |
Форма контроля |
Объект контроля или что контролируется |
Необходимый инструментарий |
Декабрь |
Текущий |
Тестирование, выставка, мастер-класс |
Знания, навыки, полученные за полгода обучения |
Тест, работы, выполненные за полгода, канц. Принадлежности |
Апрель |
Итоговый |
Выставка на отчетном концерте |
Умения и навыки, полученные в течение года |
Работы, выполненные за год |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель: Углубить знания росписей РФ, усвоение практических навыков пальчиковой росписи.
Задачи:
- познакомить с видами росписей РФ и бывших союзных республик;
- обучить технологии прорисовки мелких и окантовочных элементов композиции;
- обучить правилам работы с циркулем;
- с помощью циркуля составлять эскиз;
- практически освоить элементы росписей;
- развить мелкую моторику рук;
- развить индивидуальные способности ребенка;
- воспитывать и развивать способность эстетического восприятия произведений расписанных красками.
УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы необходимо:
- Инструменты:
- канцелярские товары:
бумага бытовая;
картон;
клей “ПВА”;
палитра;
карандаши простые;
кисти для клея;
краски акварельные;
краски гуашевые;
доски деревянные, ложки, лопатки и др.
фарфоровые тарелки, блюда;
пластиковые или др. разносы.
Кисти разного размера (колонок);
Стаканчики для воды;
Циркуль;
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ УЧАЩЕГОСЯ, ЗАКОНЧИВШЕГО ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся, закончившие второй год обучения должны знать историю возникновения промыслов и его современное состояние. Особенности составления композиции и технологий изготовления изделий разных видов росписей.
Уметь составлять композиции в разных видах плоскостей и по мотивам различных видов росписей. Аккуратно и качественно заканчивать эскизы и изделия, рисовать окантовку и маленькие детали.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов и тем |
всего часов |
количество часов |
||
Теоретические занятия |
практические занятия |
Выздные (индивидуальные) учебные занятия |
|||
1 |
вводное занятие | 2 |
2 |
||
2 |
Жостовская роспись. | 24 |
2 |
22 |
|
3 |
Хохломская роспись. | 26 |
2 |
24 |
|
4 |
Петриковская роспись. | 18 |
2 |
16 |
|
5 |
Гжель. | 26 |
2 |
24 |
|
6 |
Полхов – Майданская роспись. | 18 |
2 |
16 |
|
7 |
Городецкая роспись. | 26 |
2 |
27 |
|
8 |
Повторение пройденного материала. Практическое освоение. | 64 |
64 |
||
9 |
Выставочная деятельность. | 10 |
10 |
||
10 |
Правила безопасности | 2 |
2 |
||
Итого: |
216 |
16 |
190 |
10 |
Продолжительность занятий |
периодичность в неделю |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
2 год обучения |
|||
2 часа |
3 |
6 |
216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Вводное занятие – 2 часа
Теория – 2 ч. Пальчиковая роспись как вид народного декоративно-прикладного искусства Кубани. Программа, содержание работы и задачи кружка в учебном году. Демонстрация изделий, выполненных кружковцами в предыдущем году. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с инструментами, оборудованием, материалом.
Тема 2. Жостовская роспись – 24 часа
Теория – 2 ч. Жостовские расписные подносы. История возникновения промысла и его современное состояние. Особенности составления композиции и технология изготовления жостовских подносов.
Практика – 22 ч. Составление эскиза подноса в карандаше. Разрисовка эскиза в красках. Прорисовка основного рисунка блюда. Прорисовка основных цветов рисунка. Прорисовка мелких деталей эскиза. Перенос эскиза на блюдо карандашом. Прорисовка основного рисунка блюда. Прорисовка цветов. Прорисовка листьев, веточек. Прорисовка мелких деталей основного рисунка. Прорисовка основных деталей рисунка.
Тема 3. Хохломская роспись – 26 часов
Теория – 2 ч. Золотая хохлома. История возникновения промысла и его современное состояние.
Особенности составления композиции и технология изготовления изделий хохломской росписью.
Практика – 24 ч. Технология прорисовки элементов хохломской росписью. Элементы. Составление эскиза и роспись панно по мотивам хохломской росписи.
Тема 4. Петриковская роспись – 18 часов
Теория – 2 ч. История возникновения промысла и его современное состояние. Особенности составления композиции и технология изготовления изделий хохломской росписью.
Практика – 16 ч. Технология прорисовки элементов петриковской росписью. Элементы. Составление эскиза и роспись панно по мотивам петриковской росписи.
Тема 5. Гжель – 26 часов
Теория – 2 ч. История возникновения промысла и его современное состояние. Особенности составления композиции и технология изготовления изделий гжельской майолики.
Практика – 24ч. Технология прорисовки элементов гжельской майолики. Элементы. Составление эскиза и роспись блюда фарфорового по мотивам гжельской майолики.
Тема 6. Полхов-Майданская роспись– 18 часов
Теория – 2 ч. История возникновения промысла и его современное состояние. Особенности составления композиции и технология изготовления изделий полхов-майданской росписью.
Практика – 16 ч. Технология прорисовки элементов полхов-майданской росписью. Элементы. Составление эскиза и роспись панно по мотивам полхов-майданской росписи.
Тема 7. Городецкая роспись – 26 часов
Теория – 2 ч. История возникновения промысла и его современное состояние. Особенности составления композиции и технология изготовления изделий городецкой росписью.
Практика – 24 ч. Технология прорисовки элементов городецкой росписью. Элементы. Составление эскиза и роспись панно по мотивам городецкой росписи.
Тема 8. Повторение пройденного материала – 64 часа
Теория – 4 ч. Повторение знаний, навыков и умений, полученных за год.
Практика – 60 ч. Повторении навыков и умений полученных за пройденные темы. Изготовление выставочных панно и др. изделий пальчиковой росписью.
Тема 9. Выставочная деятельность – 10 часов
Участие в выставках, посвященных Дню учителя, Дню матери, 8 Марта, отчетному концерту и итоговой выставки в объединении.
Тема 6. Правила безопасности – 2 часа
Теория – 4 ч. Правила техники безопасности труда. Правила антитеррористической и пожарной безопасности. Правила дорожного движения. Правила безопасности по сезонам года. Правила безопасности при проведении экскурсий, походов, поездок.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
№ |
Наименование темы |
формы |
виды |
контроля |
|||
1 |
вводное занятие |
предварительный |
собеседование |
2 |
Жостовская роспись |
тематический |
тестирование минивыставка |
3 |
хохломская роспись |
тематический |
Дидактическая игра минивыставка |
4 |
Петриковская роспись |
тематический |
беседа минивыставка |
5 |
Гжель |
тематический |
беседа минивыставка |
6 |
Полхов-Майданская роспись |
тематический |
беседа минивыставка |
7 |
Городецкая роспись |
Тематический |
беседа минивыставка |
8 |
Повторение пройденного материала |
Итоговый |
Тестирование Отчетная выставка |
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Народное искусство имеет тысячелетнюю историю. Следовательно, необходимо выбрать такие методы обучения и воспитания в изучении народного декоративно-прикладного искусства, чтобы правильно донести до школьников понимание духовности, нравственности, традиции, культуры народа.
Изучение и освоение народного искусства требует глубокого понимания его сущности и специфики, знания основных его функций: обрядовой, бытовой, эстетической, воспитательной, образовательной. В связи с этим предлагаются следующие методические рекомендации:
- изучать и осуществлять систему преемственности в обучении;
- глубоко и системно изучать местные традиции, их связи с соседними регионами, а также традиции представителей других регионов страны;
- необходимо учитывать опыт семейного воспитания. Именно семья является основным хранителем народной традиции и основным элементом ее передачи;
Программа составлена от простого к сложному, учитывая многообразную тематику для работы пальчиковой росписи. Сложными темами программы могут быть темы по изготовлению изделий по мотивам росписей РФ, из-за возрастного диапазона в группах объединения. Поэтому на эти темы отведено как можно больше учебного времени, для того чтобы учащиеся младшего школьного возраста не торопясь, смогли усвоить эти темы. Для получения наилучшего результата необходимо проведение таких занятий как занятие-игра, сказка, путешествие, экскурсии и т.д.
преимущество данной программы в том, что в тематику тем включено изучение народных промыслов России, таких как росписи по дереву, жостовские подносы, гжель, хохломской, Городецкой и Петриковской росписи.
Для получения наивысшего результата в работе педагогом разрабатываются методические пособия, в виде технологических карт, которые способствуют ускоренному пониманию учащимися темы. Теоретические занятия разрабатываются с помощью ИКТ, превращая занятие в путешествие. По программе первого года обучения педагогом разработана рабочая тетрадь, с разными видами росписей РФ.
Использование на занятиях дидактического материала такого как: картинки промыслов РФ, игр по темам занятий и др. помогают педагогу наиболее четко передать теоретический материал, а учащимся освоить его.
Для реализации программы необходимо иметь: ноутбук, мультимедийную установку, экран, рабочие тетради для первого года обучения, краски, кисти бумагу и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
- Барадулин В.А. Подсобные художественные промыслы России. – М., 1983.
- Богославская И.Я. Русское народное искусство. – СПб.: Советсикй художник, 1968.
- Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство Кубани: традиции и современность. Монография. – Краснодар, 2002.
- Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: Теория, история, практика. – Ростов-на-Дону: Феникс, – 2007.
- Забытые умения и ремесла. Под ред. Михайкина. – М., 1983.
- Маркова В.А., Данилина Л.М., Прасолова З.Г. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине.Краснодар: Традиция. – 2007.
- основы художественного ремесла. Под ред. В.А. Барадулина. – М., 1978.
- Орлова О.В. Роспись пальцем.// Начальная школа. – № 4, 2008. – С. 47-49.
- Федотов Г. Волшебный мир дерева.– М.: Просвещение, 1987.