Реализация рефлексивно-творческой модели в обеспечении развития педагогического мастерства педагогов/воспитателей МДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Инклюзивное образование


Рефлексия облика современной модели дошкольного образования позволила нам выделить положение о ключевой роли педагога/воспитателя в реализации “Модели-2020” и разработать инновационный проект “Реализация рефлексивно-творческой модели в обеспечении развития педагогического мастерства педагогов/воспитателей МДОУ”. В рамках проекта нами ведется работа над внутренним профессиональным стандартом педагога/воспитателя, в котором выделены четыре области:

  • ценностные установки,
  • общая культура,
  • знание предмета,
  • профессиональные навыки.

Развитие базовых компетенций педагогов/воспитателей происходит по семи группам (Дюков В.М., Семенов И.Н., 2008 г.), в соответствии с основными качествами человека. В традиционных и современных научных описаниях принято выделять семь групп личностных качеств. О них можно говорить как о семи измерениях личной силы человека: восприятие, взаимосвязи, выбор, активность, воля, вера, мудрость.

Развитие специальных компетенций педагогов/воспитателей происходит также по семи группам (ISSA (International Step by step Association): индивидуализация; учебная среда; участие семьи; методы преподавания, обеспечивающие обучение, имеющее для детей смысл; планирование и оценивание; профессиональное развитие; социальная инклюзия (включение).

Модель рефлексивной организации развития педагогического мастерства педагогов/воспитателей, развития базовых и специальных компетенций реализована следующим образом (Степанов С.Ю., Семенов И.Н.):

  1. Создание рефлексивно-инновационной среды.
  2. Обеспечение процесса переосмысления педагогического опыта и порождение инноваций.
  3. Выработка индивидуальных способов реализации инноваций.
  4. Выявление конструктивного потенциала полученных инноваций в других областях профессиональной деятельности.

В рамках проекта предполагается как можно больше разнообразить способы работы:

  • интеллектуальная работа (мозговой штурм, позиционная и др. дискуссии, ролевые обсуждения и т. п.);
  • ролевые и имитационные игры; всевозможные театрализации (педагогический театр, театр абсурда и пр.);
  • различные варианты социально-психологического тренинга (тренинг сензитивности, ролевой, тренинг общения, видеотренинг, тренинг актерского мастерства и др.);
  • творческие мастерские;
  • лаборатория нерешенных проблем;
  • и многое другое.

Организация процесса развития педагогического мастерства педагогов/воспитателей в рамках проекта представлена в виде этапов, проходящих в форме игропрактик и занятий, организуемых между ними.

Для каждой такой игропрактики поставлен ряд задач перед участниками (игровые, продуктивные, обучающие, общения).

Целостная логика построения игропрактик носит следующий характер:

  • актуализация потребности в педагогическом творчестве;
  • актуализация основных педагогических стереотипов, не дающих реализовать творческий потенциал педагогов/воспитателей;
  • “проживание” различных моделей отношений в МДОУ № 2 и построение на этом опыте новой системы отношений;
  • овладение и присвоение способов построения новых педагогических систем;
  • определение сфер применения в реальной практике данного коллектива построенных моделей системы отношений и деятельности.

Параллельно с поставленными целями решаются задачи:

  • развитие рефлексивной способности педагогов/воспитателей через разнообразные формы, т. е. создание рефлексивной среды, которая является почвой для возникновения любых инноваций;
  • творческое раскрепощение личностей педагогов/воспитателей – формирование открытых межличностных отношений в коллективе, такого психологического климата, пусть даже пока искусственного, где невозможно существование вне творчества;
  • психотерапевтическая работа по снятию различных барьеров и др.

Ведущим критерием сформированности рефлексивной позиции у педагогов/воспитателей является их готовность:

  • к осуществлению рефлексии собственной профессиональной деятельности;
  • в знании приёмов и способов организации рефлексии;
  • в интеллектуальных и деятельностных умениях её осуществления в педагогической практике МДОУ.

Формирование рефлексивной позиции педагогов/воспитателей определяется нами как процесс развития их рефлексивных способностей, умений и навыков в условиях рефлексивной информационно - образовательной среды МДОУ на основе актуального уровня рефлексивности педагогов/воспитателей и их мотивации к освоению средств и способов осмысленной педагогической деятельности.

Процесс формирования рефлексивной позиции у педагогов/воспитателей проходит в рамках проекта через следующие стадии:

  • осознание необходимости осуществления рефлексии в профессиональной деятельности;
  • освоение теоретических основ осуществления рефлексии;
  • репродуктивное применение знаний о рефлексии и воспроизведение рефлексивных приёмов в педагогической практике МДОУ;
  • осмысленное применение рефлексии в профессиональной деятельности;
  • творческое применение рефлексии как средства профессионального развития;
  • опора на рефлексию как на способ методологического обоснования изменений в педагогической практике.

Актуальность и целесообразность проекта заключается в том, что реализация раздела “Облик современной модели образования к 2020 году: дошкольное образование” проекта “Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики” (“Модель-2020”) требует наличия в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе МДОУ № 2 ЗАТО п. Солнечный профессионалов, которые:

  • гордятся своей работой и стремятся к неизменному качеству;
  • берут на себя ответственность;
  • не ждут, когда им прикажут, и не любят этого – они берут инициативу в свои руки;
  • делают все возможное для выполнения своей работы;
  • вовлечены в дела МДОУ № 2, а не отбывают свою работу;
  • всегда ищут способы сделать жизнь легче тем, кому служат;
  • горят желанием узнать больше об инновационной деятельности МДОУ №2, инноватике в дошкольном образовании, педагогической инноватике ДОУ инновационного типа;
  • действительно прислушиваются к нуждам тех, кому служат – детям;
  • учатся понимать и думать в русле гуманистической педагогики и психологии, гуманно-личностного подхода как императива, ключевого звена, коммуникативной основы личностно-ориентированных педагогических технологий в ДОУ инновационного типа;
  • являются командными игроками;
  • им можно доверять конфиденциальную информацию;
  • честны, искренни и лояльны;
  • открыты для конструктивной критики и предложений по улучшению их работы.

Результативность проекта будет определяться тем, что педагогический коллектив МДОУ № 2 обеспечит реализацию основополагающих требований к инновационному развивающему и развивающемуся дошкольному образовательному учреждению:

  • это МДОУ, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями;
  • это МДОУ, в котором педагог развивает свои профессиональные и личные качества;
  • это МДОУ, в котором руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов;
  • это МДОУ, в котором коллектив работает в творческом поисковом режиме;
  • это МДОУ, в котором доминируют гуманные отношения партнерского сотрудничества;
  • это МДОУ, в котором уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива;
  • это МДОУ, в котором педагог: обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, организует разнообразную учебно-познавательную деятельность, создает условия для сохранения здоровья ребенка.

К ожидаемым результатам от реализации проекта мы также относим:

  1. МДОУ № 2 добьется эффективной реализации раздела “Облик современной модели образования к 2020 году: дошкольное образование” проекта “Современная модель образования ориентированная на решение задач инновационного развития экономики”.
  2. Будет разработан и реализован “Внутренний профессиональный стандарт педагогической деятельности МДОУ № 2”.
  3. Педагоги/воспитатели и административный персонал МДОУ № 2:
  • научатся эффективно управлять собой;
  • будут работать с полной отдачей и не только будут добиваться высоких результатов, но и будут поддерживать, защищать, любить свое МДОУ № 2, помогать ему, укреплять его имидж;
  • изменят свой образ жизни и постепенно станут счастливее, сознательнее, повысят свою способность к самообучению и саморазвитию, креативность в рабочее и свободное время;
  • получат гораздо больше удовольствие от работы, будут лучше проводить свое свободное время, и будут поддерживать нормальные отношения в семье;
  • повысят эффективность и качество своей работы, скорректируют свое поведение и добьются высоких результатов;
  • лучше узнают себя, осознают свои скрытые мотивы и ответственность за свою судьбу, будут успешнее справляться с внутренними конфликтами, генерировать положительную энергию и действовать более проактивно;
  • повысят значимость для МДОУ № 2 семи измерений личной силы человека: восприятие; взаимосвязи; выбор; активность; воля; вера; мудрость;
  • создадут условия для того, чтобы МДОУ № 2 использовало новые модели, методы, инструменты и стало действительно обучающим и воспитывающим учреждением, где каждый сотрудник может совершенствовать свои профессиональные навыки;
  • добьются личностной целостности; сформулировав свои личные устремления и перестроив в соответствии с ними свое поведение, обретут внутренний покой, повысят свой авторитет и будут всегда вести себя этично;
  • научатся эффективно использовать свое время;
  • добьются гармонии между интересами педагогов/воспитателей, административного персонала МДОУ № 2 и интересами МДОУ № 2 в целом;
  • добьются необходимого баланса между работой и частной жизнью, будут получать больше удовольствия от работы и будут лучше использовать свое свободное время;
  • существенно повысят свою квалификацию, используя цикл управления талантами;
  • повысят свою способность к гармоничному сотрудничеству и добьются такой работы в команде, которая будет качественной и продуктивной.

Пути реализации проекта мы определяем через реализацию целей проекта:

  • выявить и обосновать комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование у педагогов/воспитателей в условиях ретренинга рефлексивной позиции по отношению к собственной профессиональной деятельности;
  • обеспечить продуктивную реализацию ретренинга педагогов/воспитателей как системы повышения квалификации непосредственно в МДОУ;
  • разработать и реализовать рефлексивно-творческую модель развития педагогического мастерства педагогов/воспитателей МДОУ;

Мы определили рефлексивную позицию как систему ценностных, когнитивных, интеллектуальных и деятельностных отношений педагогов/воспитателей к образовательной действительности и субъектам системы дошкольного образования, основанную на педагогической рефлексии.

В рамках реализации проекта мы планируем проведение различных вариантов социально-психологического тренинга со следующими целями второго уровня и задачами.

Цель №1: создать личную сбалансированную систему показателей педагогов/воспитателей и административного персонала МДОУ № 2.

Задачи:

  • изучить и реализовать в деятельности педагогов/воспитателей и административного персонала:
    • концепцию Хьюберта К. Рамперсада “Индивидуальная система сбалансированных показателей”;
    • концепцию Поля Вайнцвайга “Десять заповедей Творческой Личности”;
    • концепцию Стивена Кови “Семь (восемь) навыков высокоэффективных людей”;
  • обеспечить увязку личных и общих устремлений.

В рамках реализации вышеуказанных задач:

1. С педагогами/воспитателями и административным персоналом провести тренингЛичная сбалансированная система показателей”; по результатам тренинга каждый участник тренинга должен описать: личную миссию (кто я?); личное видение (куда я иду?); личные ключевые роли (какого рода отношения я хотела бы иметь с другими людьми?); личные критические факторы успеха (какие факторы делают меня уникальной?); личные цели (каких результатов я хотела бы добиться?); личные показатели деятельности и личные задачи (как я могу оценить свои личные результаты?); личные меры по улучшению (как я хочу добиться этих результатов?).

2. Обеспечить функционирование Клуба Творческой Личности; провести заседания Клуба по направлениям: творческий поиск личности, как предельно увеличить жизненную энергию?, как высвободить свой творческий потенциал?, сила творческой мысли.

3. Провести сессии по использованию методов мышления де Боно: инструменты мышления, латеральное мышление, шесть шляп мышления, карты Ума.

4. Провести “Тренинг креативности педагогов/воспитателей и административного персонала МДОУ № 2”.

5. Провести занятия с педагогами/воспитателями и административным персоналом МДОУ № 2 “Техники креативности”.

6. Провести занятия “Восемь навыков высокоэффективных людей”:

  • Навык 1. Будьте проактивны: принципы персонального видения.
  • Навык 2. Начинайте, представляя конечную цель: принципы персонального лидерства.
  • Навык 3. Сначала делайте то, что необходимо делать сначала: принципы персонального управления.
  • Навык 4. Думайте в духе “выиграл/выиграл”:принципы межличностного лидерства.
  • Навык 5. Сначала стремитесь понять, потом быть понятным: принципы эмпатического общения.
  • Навык 6. Достигайте синергии: принципы творческого сотрудничества.
  • Навык 7. “Затачивайте пилу”: принципы сбалансированного самообновления.
  • Навык 8. От эффективности к величию.

7. Провести занятия “Развитие четырех видов интеллекта/способностей педагогов/воспитателей и административного персонала МДОУ № 2”: развитие физического интеллекта (PQ); развитие ментального интеллекта (IQ); развитие эмоционального интеллекта (EQ); развитие духовного интеллекта (SQ).

8. Разработать и реализовать модель увязки личных и общих устремлений в МДОУ № 2, обеспечивающую: чувство общего курса, внутреннею причастность, энтузиазм, мотивацию, реализацию полномочий, проактивность, ответственность, самоотдачу, доверие.

9. В рамках личной сбалансированной системы показателей разработать и реализовать модель и инструменты эффективного управления талантами.

10. Обеспечить увязку личных и общих устремлений педагогов/воспитателей и административного персонала МДОУ № 2 с этикой работника системы дошкольного образования.

11. Апробировать для МДОУ № 2 “Модель 360-градусная обратная связь”.

Цель №2: создать организационную систему сбалансированных показателей педагогов/воспитателей и административного персонала МДОУ № 2.

Задачи:

  • изучить и реализовать в деятельности персонала концепцию Хьюберта К. Рамперсада “Организационная система сбалансированных показателей”;
  • обеспечить развитие элементов командной работы;
  • организовать систему непрерывного совершенствования;
  • внедрить элементы новой организационной культуры МДОУ № 2, направленной на эффективную реализацию “Модели-2020”.

В рамках реализации вышеуказанных задач:

1. Разработать концепцию и модель организационной системы сбалансированных показателей МДОУ № 2.

2. С педагогами/воспитателями и административным персоналом МДОУ № 2 провести тренинг “Организационная система сбалансированных показателей”; по результатам тренинга должны быть описаны: миссия МДОУ № 2 (почему мы существуем?); видение МДОУ № 2 (к чему мы стремимся?); ключевые факторы успеха МДОУ № 2 (какие особенности делают нас уникальными?); организационные цели МДОУ № 2 (каких результатов мы хотим достичь?); организационные показатели результативности и целевые значения (как измерить результаты?); действия по организационному совершенствованию (каким образом мы хотим достичь этих результатов?).

3. Обеспечить соответствие между системами показателей, профилями компетенций и циклом развития МДОУ № 2.

4. Обеспечить анализ систем показателей, обновление их с учетом изменившихся обстоятельств.

5. Обеспечить идентификацию проблем, формулирование командных целей, выдвижение идей и разработку решений.

6. Обеспечить формирование команды, развитие и обучения в команде.

7. Обеспечить распределение задач, времени и ресурсов.

8. Обеспечить взаимодействие в команде через межличностные коммуникации и групповой коучинг.

9. Обеспечить выбор и определение самых важных вопросов, которые стоит усовершенствовать.

10. Обеспечить оценку и стандартизацию выбранных процессов.

11. Обеспечить совершенствование прошедших оценку процессов.

12. Разработать и реализовать модель “Дом Качества” МДОУ № 2.

13. Обеспечить эффективное управление переменами.

14. Обеспечить развитие организационного климата для перемен.

15. Обеспечить ориентацию на задачу и результат.

Цель №3: реализовать компетентностный подход в деятельности педагогов/воспитателей и административного персонала МДОУ № 2.

Задачи:

  • разработать и реализовать в деятельности педагогов/воспитателей и административного персонала МДОУ № 2 “Внутренний профессиональный стандарт педагогической деятельности МДОУ № 2”;
  • разработать и реализовать форматы компетенций педагогов/воспитателей и административного персонала МДОУ № 2;
  • отладить систему использования компетенций в целях развития педагогов/воспитателей и административного персонала МДОУ № 2;
  • отладить систему использования компетенций в целях развития МДОУ № 2.

Цель №4: наладить в МДОУ № 2 успешную работу системы всеобщего менеджмента на основе качества

Задачи:

  • изучить и реализовать на практике систему всеобщего менеджмента на основе качества;
  • отладить систему “Дом качества МДОУ № 2”;
  • отладить систему управления результативностью деятельности МДОУ № 2;
  • обеспечить рациональное использование цикла Деминга для эффективной реализации повышения квалификации педагогов/воспитателей в рамках “Модели-2020”.

Цель №5: создать систему управления знаниями МДОУ № 2

Задачи:

  • создать и апробировать “Руководство по внедрению системы управления знаниями”;
  • разработать и реализовать справочное пособие для педагогов/воспитателей “Отличительные черты МДОУ № 2 как обучающейся организации”;
  • отладить процесс управления знаниями;
  • внедрить инструменты и методы управления знаниями для эффективной реализации повышения квалификации педагогов/воспитателей в рамках “Модели-2020”.

Цель №6: создать систему эффективного коучинга МДОУ № 2

Задачи:

  • изучить и апробировать технологии развития МДОУ № 2 через повышение квалификации и развитие педагогов/воспитателей и административного персонала в рамках реализации “Модели-2020”;
  • отладить процесс коучинга в контексте развития МДОУ № 2;
  • отладить процесс группового коучинга;
  • отладить процесс индивидуального коучинга.

В рамках реализации вышеперечисленных сотворческих процессов нами будет сформирована система образовательно-ценностных эталонов развития педагогов/воспитателей МДОУ, которые будут оформлены в рамках “Внутреннего профессионального стандарта педагогов/воспитателей МДОУ”.