Тип урока:
Защита творческого проекта-презентации <Приложение 1>
Цели урока:
- Проверка и закрепление знаний по пройденному материалу.
- Формирование тематического уровня знаний.
- Активизация творческих способностей учащихся, поддержание интереса к предмету.
- Совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе.
- Воспитание эстетического вкуса, правил хорошего тона, умения сопереживать.
Демонстрации:
Высказывания знаменитых людей, пословицы и
поговорки;
Иллюстрации блинов;
Выставка самоваров;
Выставка гжельской посуды.
Что нужно приготовить к уроку:
Посуда, фартуки, косынки
Предварительное задание детям:
Подготовить выполненный проект в соответствии
с требованиями;
Выполнить проект в печатном виде;
Придумать, как красочно украсить блины.
Подготовка кабинета:
Сдвигаем столы определенным образом, чтобы
дети сидели лицом друг к другу и видели, что
показывают на экране;
Организовать выставку самоваров;
Установить компьютер и проектор.
Технология:
Личностно-ориентированная
Межпредметные связи:
История, биология, химия, музыка, литература, экономика
Ход урока
I. Организационный момент
Проверить присутствующих на уроке.
Учитель. Уважаемые гости! Дорогие девочки! Я рада приветствовать Вас на нашем занятии под названием защита творческого проекта: “Русские народные традиции в приготовлении блинов”. (Слайд № 1) После напряженной работы вы имеете возможность блеснуть своими знаниями, продемонстрировать умения, которые Вы получили на уроках Технологии.
II. Беседа
(слайд № 2)- Почему Вы выбрали именно это название для своего творческого проекта?
- А что нового Вы узнали из истории о русских блинах?
- Какие существуют особенности приготовления блинов?
- Какие используют продукты для приготовления блинов?
- Какие знаете виды теста?
- Какова схема приготовления из дрожжевого теста?
- Сколько было затрачено средств?
На вопросы обучающиеся отвечают, используя схемы, слайды, рисунки. Когда готовят блины на экране слайды с изображением блинов.
В конце урока обучающиеся представляют готовое блюдо – блины.
Ответы на вопросы:
1. Введение. Выбор проекта.
Раздел в программе по технологии “Кулинария” вызывал у нас большой интерес. Поэтому мы охотно взялись за разработку данного проекта по теме – “Приготовление блинов”.
Наши мамы, а особенно бабушки пекут очень вкусные пахучие блины и нам захотелось таких же. На уроках Технологии наш учитель Анурова Наталья Ивановна научила нас печь блины “скороспелые”. Получились они очень вкусными. Наши мальчики их ели с большим аппетитом.
И вот заинтересовавшись этим вопросом, решили найти, что-то интересное в книгах, журналах о блинах. Полистав литературные издания, мы нашли очень много для себя нового и интересного. И поэтому решили написать о блинах коллективный творческий проект. Каждый из нас работал над своим вопросом. (Слайд № 3)
2. Из истории
.Если говорить о мировой славе русских кулинаров, ни в коем случае нельзя забывать о блинах. Блины с черной или красной икрой! Это чисто русское изобретение удивляет и восхищает гурманов всего земного шара. Блины, конечно, с давних времен известны многим народам. Но русские блины сильно отличаются от общепринятых.
Во-первых, это обязательно дрожжевые блины.
Во-вторых, они, как правило, небольшого размера – приблизительно с чайное блюдце.
В-третьих, они непременно обильно смазаны сливочным маслом.
В отличие от большинства стран, где блины считают десертом и едят только сладкими, в России блины чаще всего являются закуской. Поэтому и добавки к ним зачастую подают соленые: зернистую и паюсную икру, красную рыбу, мясо. Рядом с блинами на столе всегда присутствуют сметана и сливочное масло. Едят блины еще с медом или вареньем. (слайд №4)
Много разных видов блинов знают и делают на Руси. Современные хозяйки предпочитают, конечно, жарить “минутные блины” с кислым молоком и содой в качестве разрыхлителя. Традиции исконно русских дрожжевых блинной забываются, а ведь сколько их было: и постные, и заварные, и сдобные гречневые, и крестьянские, и боярские, и царские; блины сметанные, яичные, пшеничные, кукурузные, овсяные, рисовые, сборные; морковные и картофельные, а еще и особые Гурьевские блины!
Такая любовь к блинам имеет в России глубоки корни. Начиналось все еще в языческие времена. В начале марта недельным гуляньем славянские племена отмечали праздник проводов зимы. Вот тогда-то и пекли маленькие, круглые, румяные подобия солнцу – блины. Теперь мы называем эти празднества – Масленицей. Главным и любимым блюдом Масленицы были и остаются блины. “Без блина нет масляны” - гласит русская пословица. Блины со сливочным маслом и сметаной – лучшее заговенье на Великий пост и своеобразный символ Масленицы.
Блины на Масленицу пекут каждый день: 1 день – блинища, 2 день – блины, 3 день – блинцы, 4 день – блинчики, 5 день – блинки, 6 день – блиночки, 7 день – царские блины.
3. Особенности приготовления блинов (слайд № 5)
Чтобы научиться хорошо печь блины, нужно запомнить некоторые правила этого, в общем-то, нехитрого дела.
Обычно блины готовят из дрожжевого теста. Иногда в качестве разрыхлителя используют кислое молоко, соду и яичные белки. Это так называемые минутные блины. Вначале приготовляют опару. В теплом воде, молоке или смеси разводят дрожжи, а затем постепенно добавляя в жидкость просеянную муку (в соотношении 1:1), замешивают тесто. Для опары обычно берут половину всей муки, которая пойдет на блины. Учитывая это, опару лучше замешивать на смеси воды и молока. Консистенция опары должна быть нежная, как у сметаны.
Замешивать опару следует в деревянной или эмалированной посуде с учетом, что объем теста, увеличивается в 2 – 3 раза.
Кастрюлю с опарой ставят в теплое место и накрывают полотенцем. Ни в коем случае не следует накрывать посуду с опарой плотной крышкой. Тесто должно “дышать”. Если опара подходит быстро, ее следует размешать ложкой и переставить в более прохладное место. Когда она увеличится до нужного объема, в нее добавляют оставшуюся муку, соль прочие компоненты (яичные желтки, сметану, масло и др.) и снова ставят в теплое место. После того как тесто поднимется во второй раз, оно готово для выпечки блинов.
Яйца промывают, потом выливают по одному в чашку, чтобы проверить их свежесть. Можно использовать меланж (замороженные яйца) или сухой яичный порошок.
Сковороды лучше использовать чугунные. Очень важно, чтобы они были чистыми. Для этого их ставят на огонь, дно посыпают солью, прокаливают, а затем протирают, легче отстают от сковороды. Перед тем как вылить тесто на раскаленную сковороду, ее смазывают растительным маслом либо свиным несоленым салом. В качестве помазка можно использовать кусок ваты, обернутый марлей. Выливать тесто на сковороду лучше деревянным черпаком. Важно, чтобы в нем помещалась порция для одного блина.
Когда блин зарумянится с нижней стороны, а с верхней покроется дырочками, его следует лопаткой перевернуть. Готовые блины укладывают один на другой, смазывая сливочным маслом, и прикрывают чем-либо, чтобы они не остыли.
4. Продукты для приготовления блинов (слайд № 6)
Мука – основной продукт в приготовлении теста. Пекут обычно из пшеничной и ржаной муки, реже из ячневой, гречневой и кукурузной (маисовой).
Ржаная мука делится на несколько сортов:
- сеяная мука мелкая, серовато-белая, содержит мало отрубей;
- мука высшего сорта очень мелкая, белая, с чуть желтоватым оттенком, без отрубей;
- мука первого сорта белая, чуть желтоватая или сероватая, мягкая и мелкая, отрубей 2-3%;
- мука второго сорта значительно темнее, содержит 10-12% отрубей;
- обойная мука – более крупного помола, сероватая или серовато-желтая, содержит много отрубей.
Качество выпечки изделий – их подъем, вкус, внешний вид – зависит от качества муки.
Хорошая мука должна быть сухой, хорошо разбухать, не иметь привкуса и запаха, не должна быть горькой, кисловатой или сладкой, сжатая в горсти, она рассыпается при разжимании ладони.
Муку хранят в сухом, хорошо проветриваемом месте. Перед приготовлением теста муку просеивают, чтобы удалить инородные примеси и обогатить кислородом.
При приготовлении теста чаще всего используют свежее молоко, а также простоквашу, кефир, воду, сливки, сметану.
Яйца должны быть целые, без трещин на скорлупе. Перед употреблением их на 5 – 10 минут замачивают в теплой воде, обрабатывают раствором питьевой соды (1,5 чайной ложки на стакан воды), хорошо промывают болезнетворные микробы – сальмонеллы, вызывающие кишечные расстройства. Затем яйца разбивают в чашку по одному, проверяя доброкачественность, переливают в общую посуду и ставят в холодильник. Использование яиц повышает питательную ценность и вкус выпекаемых изделий, делает их нежными и рассыпчатыми. Желток придает тесту желтоватый оттенок. Благодаря взбитым белкам тесто становится воздушным.
Сливочное масло нужно тщательно проверить. При наличии плесени или загрязнений масло зачищают и используют только в тесто.
Сахар просеивают через сито. Сахарный песок добавляют в тесто при замесе. При изготовлении кондитерских изделий необходимо строго придерживаться указательных в рецептуре норм. Отклонение в ту или иную сторону ухудшает количество изделий, а иногда и совсем их портит.
Поваренная соль является важным вкусовым веществом, немного соли добавляют даже в сладкое тесто. Если тесто приготовляется без жидкости, то в него добавляют только чистую мелкую соль.
Пищевую соду как разрыхлитель всегда используют вместе с кислотой. От взаимодействия соды с кислотой под влиянием тепла выделяется углекислый газ, который разрыхляет тесто. Нельзя класть слишком много соды, так как тогда у теста будет неприятный привкус.
Дрожжи являются для дрожжевого теста разрыхлителем.
В муке содержатся практически все ценные питательные вещества. Она богата углеводами, белками, жирами, минеральными веществами.
Перед замешиванием теста муку обязательно просеивают через сито. При этом удаляются комочки и случайные примеси, а мука обогащается воздухом. Это значит, что тесто будет легче замешиваться и лучше подниматься.
Существует правило: не сыпать муку в жидкость, от этого она спекается в комки. Лучше понемногу подливать жидкость в углубление в лунке, замешивая до равномерной густоты получающуюся массу.
Мука, разведенная водой, образует клейкую массу, которая недостаточно хорошо пропекается и после выпечки становится очень грубой. Изделия из такого теста плохо усваиваются. Чтобы улучшить качество теста и придать ему соответствующую консистенцию, применяют разрыхлители, которые делают тесто пористым. В домашних условиях тесто разрыхляют, главным образом, с помощью дрожжей и пищевой соды. Иногда в качестве разрыхлителя используют кислое молоко и яичные белки.
5. Виды дрожжевого теста (слайд № 7)
Для блинов делают дрожжевое тесто.
Существует два способа приготовления дрожжевого теста: безопарный и опарный.
Без опары готовят изделия, на которые идет небольшое количество яиц и жира (блины, оладьи, пироги). При этом все компоненты замешивают в один прием. Для этого подогревают жидкость (воду, молоко, кефир, сыворотку т п.п.) примерно до 30 градусов, добавляют соль, сахар, разведенные теплой водой или теплым молоком дрожжи, взбитое или растопленное сливочное масло или другие жиры, кладут просеянную муку и замешивают тесто. Вымешивают его до тех пор, пока оно не станет легко отставать от рук и стенок посуды. Приготовленное тесто выравнивают, слегка посыпают мукой или смазывают растопленным сливочным маслом, накрывают чистой салфеткой и дают ему подойти в теплом месте в течении 3 – 4 часов. В процессе брожения тесто несколько раз обминают. Готовое тесто увеличивается в объеме в 2 раза, имеет выпуклую поверхность.
С применением опары готовят дрожжевое тесто с большим содержанием сахара, жира, яиц. Для этого сначала готовят опару, то есть жидкое тесто. Для приготовления опары в посуду засыпают примерно треть предусмотренного рецептурой количества муки, подливают подогретое до 30-35 градусов молоко или воду (примерно 69% от общего количества), кладут разведенные дрожжи и замешивают жидкое тесто. Для активизации дрожжей можно добавить в опару немного сахара. Поверхность опары посыпают мукой, посуду накрывают чистым полотенцем и ставят в теплое место для брожения на 1 час. К концу брожения опара увеличивается в объеме в 2 – 2,5 раза.
В готовую опару добавляют оставшуюся жидкость.
6. Технологическая карта приготовления дрожжевых блинов
Продукты:
1000 г муки,
1 л молока,
2 яйца,
1,5 чайной ложки соли,
2 столовые ложки сахара,
60 г дрожжей.
Инструменты и оборудование:
Миска, миксер, кастрюля, половник, лопатка.
Приготовление:
Дрожжи развести в 2-х стаканах теплой воды, всыпать 500 г муки, размешать и поставить в теплое место для подъема (опара). Затем 1,5 чайной ложки соли, 2 столовых ложки сахара и 2 яйца перемешать, всыпать остальную муку и, продолжая вымешивать, влить 4 стакана молока. Снова размешать, дать подняться и выпекать (сковороду смазывают смальцем или растительным маслом, иногда растительное масло добавляют в тесто).
7. Экономический расчет (слайд №8)
Наименование |
Цена (руб.) |
Количество |
Всего (руб.) |
Мука |
24 |
1000 грамм |
24 |
Молоко |
35 |
1 литр |
35 |
Яйца |
34 |
2 штуки |
6,80 |
Сахар |
31 |
2 ст. ложки |
5,20 |
Соль |
11 |
1,5 ч ложки |
3 |
Дрожжи |
80 |
60 грамм |
15 |
Растительное масло |
65 |
50 грамм |
14 |
Сливочное масло |
110 |
50 |
16 |
Всего |
119 |
В литературе о блинах
“Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках, с тарелку “черные” блины пекутся и гречневые, румяные, кладутся в стопки… пар идет от блинов винтами… кадушки с опарой дышат, льется-шипит по сковородкам, вспухает пузырями…”
И.С.Шмелев.
“Лето Господне”.
“Масленица!.. Мучные лавки, и из форток запах блинов… блины пекли, и тогда мостиками, от кухни в дом, накинув шаль, спешила горничная с горкой блинов, воздушно и маслено отлипавших на столе друг от друга. Мы считали, сколько мы съедим, кто больше. Растопленное сливочное масло в судке, сметана, селедка, икра…”
А.И.Цветаева.
“Воспоминания”.
“Но вот наконец показалась кухарка с блинами… Семен Петрович, рискуя обжечь пальцы, схватил два верхних, самых блина и аппетитно шлепнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки.
Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Затем, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой, обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной… оставалось теперь только есть, не правда ли? Но нет! Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж… свернул оба блина в трубку… раскрыл рот…”
А.П.Чехов.
“О бренности”.
“Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей”.
А.И.Куприн
О блинах в народе говорили:
“Блин не клин, брюха не расколет”
“Где блины, тут и мы”
“Тот же блин, да подмазан”
“Первый блин комом”
Используемая литература:
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Кухни народов мира. Автор-состав.: А.Гергова; - М.: 1999.
- Русский народ. Русская кухня/ О.В.Узун. – М.:2008.
- Диск: “Книга о вкусной и здоровой пище”.
- Диск “100 простых рецептов русской кухни”.
- Диск “Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006”.