Урок по окружающему миру во 2-м классе на тему "Первоцветы наших лесов" с использованием мультимедийных технологий

Разделы: Начальная школа


Программа урока рассчитана на учащихся начальной школы.

1-2 классов.

Цель урока: формирование у учащихся знаний о раннецветущих растениях, занесенных в Красную Книгу и отношения к проблеме истребления этих редких и исчезающих видов цветов.

Задачи:

1. Образовательные:

  1. Ознакомить учащихся с разнообразными видами первоцветов.
  2. Показать детям, что в природе всё взаимосвязано.
  3. Познакомить с Красной книгой.
  4. Заинтересовать учащихся в решении проблемы первоцветов.

2. Развивающие:

  1. Развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.
  2. Развивать умения анализировать.

3. Воспитательные:

  1. Воспитывать гуманное отношение к природе.
  2. Экологическое и нравственное воспитание.

Оборудование:

  1. Иллюстративный материал: плакаты, набор фотографий (по группам), картинки раннецветущих растений.
  2. Красная Книга.
  3. Экран, мультимедийный проектор, компьютер.
  4. Презентация к уроку “Первые цветы” (работа Берюховой Е.К.).
  5. Костюмы к сказке “Весеннее приключение пчёлки Жужжи”.

Методы:

  1. Словесный (рассказ, беседа).
  2. Наглядный (показ фотографий и презентации).

Раздаточный материал:

  1. Фотографии времён года.
  2. Лист путешествия.

Тип урока:

Комбинированный, с повторением ранее изученного материала.

Литература:

  1. Берюхова Е.К., Груздева Н.В. Окружающий мир. Природоведение. Экология. Санкт – Петербург, 2001 год.
  2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Издательство “Просвещение”, 1981 год.
  3. Смирнов Ю.И. Популярная энциклопедия растений. Изд. дом “Бахрах”, Самара, 1996 год.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение имеющихся знаний о первых признаках весны (7-10 мин.)

Учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает фотографии.

– Посмотрите на них, найдите лишние. Что их объединяет?

Дети должны отделить фотографии осени и зимы. Почему вы так решили? Докажите. Каждая группа высказывает своё мнение.

Приложение 1.

Изменение в неживой природе:

– солнце выше, чем зимой;

– потепление;

-таяние снега;

– оттаивание почвы;

– половодье.

3. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы узнаем на кого и как повлияли эти весенние изменения в природе.

Сейчас мы с группой детей покажем вам сказку “Весеннее приключение пчёлки Жужжи”.

Сказка

Автор: Тёплый лучик солнца разбудил пчёлку Жужжу. Она вылезла, расправила свои крылышки и полетела в лес. В лесу было ещё холодно.

Деревья стояли голые. Местами уже растаял снег. Пчелка спустилась ниже и увидела прогретые солнцем проталины. Жужже захотелось попить ароматного нектару, но кругом ничего не было видно.

Пчёлка загрустила. Но вдруг на глиняном откосе, освещённым солнцем она заметила цветок. У него не было листьев и из земли поднимались бурые чешуйчатые стебли с жёлтыми корзиночками на верхушке.

Жужжа:

– Здравствуй цветок, ты моё спасение. Разреши мне попить твоего нектара!

Автор:

– А вы догадались, ребята, какой это цветок? (мать-и-мачеха)

Мать-и-мачеха:

– Пей, пожалуйста!

Жужжа:

– А почему у тебя такое странное название? И почему ты так рано расцвела?

Мать-и-мачеха:

– Меня так в народе называют из-за листьев, которые появляются после цветения. Сверху мои листья плотные, холодные, как мачеха.

А снизу – тёплые, пушистые, как мать. А морозов я не боюсь. Ведь мои стебли покрыты пушком, они защищают меня от обмерзания при весенних заморозках и от перегревания солнечных лучей в тёплые дни.

Жужжа:

– Спасибо тебе, храбрый цветок! Полечу, посмотрю, кто ещё проснулся.

Найдите, ребята на своих листочках мать-и-мачеху и раскрасьте его, глядя на картинку. Запомните его!

Автор:

– Поднялась Жужжа повыше и полетела к деревьям. В лесу было светло. Листвы ещё не было и ей свысока было всё хорошо видно.

Покружила она над деревьями и присела на одно из них. Это было дерево с чёрными шишечками и красными колосками. Глядь, а рядом стоит такое же дерево, только с рыжевато-золотистыми серёжками.

Подлетела Жужжа поближе и спрашивает:

– Скажите, пожалуйста, почему рядом два дерева почти одинаковые, а серёжки у них разные?

Ольха:

– У нас, у ольхи, деревья разнополые. На мужских деревьях рыжевато-золотистые колбаски, а на женских красные колоски. И цветём мы раньше всех деревьев. Хотим, пока бежит вода, отправить свои семена-орешки из шишечек по воде в плавание. Они хорошо держаться на воде и плывут, как корабли, пока не сядут на мель. А где сядут, там и прорастут.

Автор:

– Попила Жужжа нектара ольхи и полетела дальше.

Найдите серёжки ольхи, посмотрите на картинку и раскрасьте их так же.

Автор:

– Так проходили дни. Пчёлка летала по весеннему лесу и смотрела, как пробуждается природа весной. Однажды, спустя несколько дней, на солнечной полянке она увидела растение с красивыми разноцветными цветами.

Жужжа:

– Какое красивое растение! Никогда такого не видела! Как тебя зовут?

Медуница:

– Я Медуница! А разноцветная я потому, что у меня в лепестках есть особое красящее вещество. Оно и меняет мне окраску. Я очень рада Жужжа, что ты навестила меня. Ведь в лесу ещё мало растительности.

Только мы, раннецветущие появляемся так рано. У нас есть толстенькие клубеньки, в которых мы запасли питательные вещества. Они то нам и помогают расти в лесу. Да и в лесу сейчас много света и воды. Нам это очень нравится! Запомни меня, Жужжа, и прилетай следующей весной.

Запомните и вы ребята это растение, нарисуйте его в ваших листочках.

Автор:

– Стало Жужже интересно, кто проснулся ещё так рано. И вот в один из солнечных дней, когда всё больше чувствовался приход весны, когда проклюнулись первые листочки на деревьях, пчёлка увидела ещё один белый цветок.

Жужжа:

– Как тебя зовут, прекрасный цветок? И почему ты дрожишь?

Ветреница:

– У меня красивое название, связанное с ветром – ветреница.

А дрожу я от любого прикосновения ветра, поэтому люди и назвали меня ветреницей. Я стараюсь цвести на открытом месте, где много света. В моём корневище хранятся запасы питательных веществ, которые мне нужны для быстрого роста. Садись, Жужжа, попей моего нектара.

Жужжа:

– А я сочинила про тебя загадку:

Только снег сошел в лесу,
Лопаются почки,
А на поляночке в лесу,
Белые цветочки.
Прямой стебель из земли,
А на нём листочка – три.

Ветреница:

– Спасибо тебе, Жужжа, за такую замечательную загадку!

Жужжа:

– Это вам спасибо, раннецветущим растениям, за то, что вы помогли мне дожить до теплых весенних дней. Спасибо вам за вкусный нектар и красоту, которую вы дарите лесу в первые дни весны.

Найди ветреницу. Посмотри на картинку, запомни и раскрась её.

4. Физкультминутка “Весенний цветок”.

Наши нежные цветки Наши алые цветки
Распускают лепестки. Закрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит, Тихо засыпают,
Лепестки колышет. Головой качают.

5. Вопросы по содержанию сказки:

– Когда проснулась пчёлка Жужжа?

– Какие растения встретила она ранней весной?

– Что нужно растениям, чтобы зацвести?

– Где они хранят запас питательных веществ?

– Жизнь – каких животных зависит от раннецветущих растений?

6. Работа с презентацией.

Сейчас, ребята мы с вами продолжим путешествие в весенний лес и встретим там нашу знакомую пчёлку Жужжу.

2-й слайд – весенний лес (текст на слайдах читает учитель).

3-4-й слайд – знакомство с подснежниками.

5-й слайд – питание раннецветущих растений.

6-й слайд – подснежник горный (загадка).

7-й слайд – стихи о первоцветах.

8-9-й слайды – мать-и-мачеха (загадка).

10– 11-й слайды – знакомство с медуницей (загадка).

12-13-й слайды – знакомство с хохлаткой (загадка).

14-15-й слайды – ветреница (загадка).

16– й слайд – чистяк (загадка).

17-18-й слайды – пролеска (загадка).

19-20-й слайды – гусиный лук (загадка).

21-22 –й слайды – сон-трава.

23-24-й слайды – печёночница благородная.

25-26-й слайды – звездчатка.

27-28-й слайды – калужница.

29-й слайд – копытень европейский.

30-31-й слайд – купальница.

32-34 –й слайды – ландыш майский.

35-36 – слайды – купальница.

37-й слайд – примула.

38-39-й слайды – сочевичник.

40-й слайды – лютик.

41-й слайд – ольха.

42– й слайд – ива.

43-й слайд – верба.

44-й слайд – волчье лыко.

45-й слайд – орешник.

4-6 й слайд – весенняя полянка.

47-48-й слайд – охрана раннецветущих растений. Красная книга.

– Как вы думаете, почему нужно сохранить первоцветы в природе?

– Кто может помочь в этом? Что мы должны делать для этого?

Какие цветы вы запомнили? Почему они просыпаются так рано?

Как они приспособились к окружающей среде?

7. Физкульминутка.

8.

Видели ли вы когда-нибудь, как танцуют цветы весной, когда появляются из земли, как они радуются. Я вам предлагаю посмотреть клип “Вальс цветов” П.И.Чайковского, знаменитого русского композитора.

Задание:

– Понаблюдайте, как постепенно изменяется природа, и как танцуют цветы.

Показ видеоклипа.

9. Итог урока.

– Что мы узнали нового сегодня на уроке? Что больше всего понравилось?

10. Домашнее задание.

Нарисовать экологический знак об охране раннецветущих растений.

Приложение 2

Презентация