Программа урока рассчитана на учащихся начальной школы.
1-2 классов.
Цель урока: формирование у учащихся знаний о раннецветущих растениях, занесенных в Красную Книгу и отношения к проблеме истребления этих редких и исчезающих видов цветов.
Задачи:
1. Образовательные:
2. Развивающие:
- Развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.
- Развивать умения анализировать.
3. Воспитательные:
- Воспитывать гуманное отношение к природе.
- Экологическое и нравственное воспитание.
Оборудование:
- Иллюстративный материал: плакаты, набор фотографий (по группам), картинки раннецветущих растений.
- Красная Книга.
- Экран, мультимедийный проектор, компьютер.
- Презентация к уроку “Первые цветы” (работа Берюховой Е.К.).
- Костюмы к сказке “Весеннее приключение пчёлки Жужжи”.
Методы:
- Словесный (рассказ, беседа).
- Наглядный (показ фотографий и презентации).
Раздаточный материал:
- Фотографии времён года.
- Лист путешествия.
Тип урока:
Комбинированный, с повторением ранее изученного материала.
Литература:
- Берюхова Е.К., Груздева Н.В. Окружающий мир. Природоведение. Экология. Санкт – Петербург, 2001 год.
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Издательство “Просвещение”, 1981 год.
- Смирнов Ю.И. Популярная энциклопедия растений. Изд. дом “Бахрах”, Самара, 1996 год.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение имеющихся знаний о первых признаках весны (7-10 мин.)
Учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает фотографии.
– Посмотрите на них, найдите лишние. Что их объединяет?
Дети должны отделить фотографии осени и зимы. Почему вы так решили? Докажите. Каждая группа высказывает своё мнение.
Изменение в неживой природе:
– солнце выше, чем зимой;
– потепление;
-таяние снега;
– оттаивание почвы;
– половодье.
3. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы узнаем на кого и как повлияли эти весенние изменения в природе.
Сейчас мы с группой детей покажем вам сказку “Весеннее приключение пчёлки Жужжи”.
Сказка
Автор: Тёплый лучик солнца разбудил пчёлку Жужжу. Она вылезла, расправила свои крылышки и полетела в лес. В лесу было ещё холодно.
Деревья стояли голые. Местами уже растаял снег. Пчелка спустилась ниже и увидела прогретые солнцем проталины. Жужже захотелось попить ароматного нектару, но кругом ничего не было видно.
Пчёлка загрустила. Но вдруг на глиняном откосе, освещённым солнцем она заметила цветок. У него не было листьев и из земли поднимались бурые чешуйчатые стебли с жёлтыми корзиночками на верхушке.
Жужжа:
– Здравствуй цветок, ты моё спасение. Разреши мне попить твоего нектара!
Автор:
– А вы догадались, ребята, какой это цветок? (мать-и-мачеха)
Мать-и-мачеха:
– Пей, пожалуйста!
Жужжа:
– А почему у тебя такое странное название? И почему ты так рано расцвела?
Мать-и-мачеха:
– Меня так в народе называют из-за листьев, которые появляются после цветения. Сверху мои листья плотные, холодные, как мачеха.
А снизу – тёплые, пушистые, как мать. А морозов я не боюсь. Ведь мои стебли покрыты пушком, они защищают меня от обмерзания при весенних заморозках и от перегревания солнечных лучей в тёплые дни.
Жужжа:
– Спасибо тебе, храбрый цветок! Полечу, посмотрю, кто ещё проснулся.
Найдите, ребята на своих листочках мать-и-мачеху и раскрасьте его, глядя на картинку. Запомните его!
Автор:
– Поднялась Жужжа повыше и полетела к деревьям. В лесу было светло. Листвы ещё не было и ей свысока было всё хорошо видно.
Покружила она над деревьями и присела на одно из них. Это было дерево с чёрными шишечками и красными колосками. Глядь, а рядом стоит такое же дерево, только с рыжевато-золотистыми серёжками.
Подлетела Жужжа поближе и спрашивает:
– Скажите, пожалуйста, почему рядом два дерева почти одинаковые, а серёжки у них разные?
Ольха:
– У нас, у ольхи, деревья разнополые. На мужских деревьях рыжевато-золотистые колбаски, а на женских красные колоски. И цветём мы раньше всех деревьев. Хотим, пока бежит вода, отправить свои семена-орешки из шишечек по воде в плавание. Они хорошо держаться на воде и плывут, как корабли, пока не сядут на мель. А где сядут, там и прорастут.
Автор:
– Попила Жужжа нектара ольхи и полетела дальше.
Найдите серёжки ольхи, посмотрите на картинку и раскрасьте их так же.
Автор:
– Так проходили дни. Пчёлка летала по весеннему лесу и смотрела, как пробуждается природа весной. Однажды, спустя несколько дней, на солнечной полянке она увидела растение с красивыми разноцветными цветами.
Жужжа:
– Какое красивое растение! Никогда такого не видела! Как тебя зовут?
Медуница:
– Я Медуница! А разноцветная я потому, что у меня в лепестках есть особое красящее вещество. Оно и меняет мне окраску. Я очень рада Жужжа, что ты навестила меня. Ведь в лесу ещё мало растительности.
Только мы, раннецветущие появляемся так рано. У нас есть толстенькие клубеньки, в которых мы запасли питательные вещества. Они то нам и помогают расти в лесу. Да и в лесу сейчас много света и воды. Нам это очень нравится! Запомни меня, Жужжа, и прилетай следующей весной.
Запомните и вы ребята это растение, нарисуйте его в ваших листочках.
Автор:
– Стало Жужже интересно, кто проснулся ещё так рано. И вот в один из солнечных дней, когда всё больше чувствовался приход весны, когда проклюнулись первые листочки на деревьях, пчёлка увидела ещё один белый цветок.
Жужжа:
– Как тебя зовут, прекрасный цветок? И почему ты дрожишь?
Ветреница:
– У меня красивое название, связанное с ветром – ветреница.
А дрожу я от любого прикосновения ветра, поэтому люди и назвали меня ветреницей. Я стараюсь цвести на открытом месте, где много света. В моём корневище хранятся запасы питательных веществ, которые мне нужны для быстрого роста. Садись, Жужжа, попей моего нектара.
Жужжа:
– А я сочинила про тебя загадку:
Только снег сошел в лесу,
Лопаются почки,
А на поляночке в лесу,
Белые цветочки.
Прямой стебель из земли,
А на нём листочка – три.
Ветреница:
– Спасибо тебе, Жужжа, за такую замечательную загадку!
Жужжа:
– Это вам спасибо, раннецветущим растениям, за то, что вы помогли мне дожить до теплых весенних дней. Спасибо вам за вкусный нектар и красоту, которую вы дарите лесу в первые дни весны.
Найди ветреницу. Посмотри на картинку, запомни и раскрась её.
4. Физкультминутка “Весенний цветок”.
Наши нежные цветки | Наши алые цветки |
Распускают лепестки. | Закрывают лепестки. |
Ветерок чуть дышит, | Тихо засыпают, |
Лепестки колышет. | Головой качают. |
5. Вопросы по содержанию сказки:
– Когда проснулась пчёлка Жужжа?
– Какие растения встретила она ранней весной?
– Что нужно растениям, чтобы зацвести?
– Где они хранят запас питательных веществ?
– Жизнь – каких животных зависит от раннецветущих растений?
6. Работа с презентацией.
Сейчас, ребята мы с вами продолжим путешествие в весенний лес и встретим там нашу знакомую пчёлку Жужжу.
2-й слайд – весенний лес (текст на слайдах читает учитель).
3-4-й слайд – знакомство с подснежниками.
5-й слайд – питание раннецветущих растений.
6-й слайд – подснежник горный (загадка).
7-й слайд – стихи о первоцветах.
8-9-й слайды – мать-и-мачеха (загадка).
10– 11-й слайды – знакомство с медуницей (загадка).
12-13-й слайды – знакомство с хохлаткой (загадка).
14-15-й слайды – ветреница (загадка).
16– й слайд – чистяк (загадка).
17-18-й слайды – пролеска (загадка).
19-20-й слайды – гусиный лук (загадка).
21-22 –й слайды – сон-трава.
23-24-й слайды – печёночница благородная.
25-26-й слайды – звездчатка.
27-28-й слайды – калужница.
29-й слайд – копытень европейский.
30-31-й слайд – купальница.
32-34 –й слайды – ландыш майский.
35-36 – слайды – купальница.
37-й слайд – примула.
38-39-й слайды – сочевичник.
40-й слайды – лютик.
41-й слайд – ольха.
42– й слайд – ива.
43-й слайд – верба.
44-й слайд – волчье лыко.
45-й слайд – орешник.
4-6 й слайд – весенняя полянка.
47-48-й слайд – охрана раннецветущих растений. Красная книга.
– Как вы думаете, почему нужно сохранить первоцветы в природе?
– Кто может помочь в этом? Что мы должны делать для этого?
Какие цветы вы запомнили? Почему они просыпаются так рано?
Как они приспособились к окружающей среде?
7. Физкульминутка.
8.
Видели ли вы когда-нибудь, как танцуют цветы весной, когда появляются из земли, как они радуются. Я вам предлагаю посмотреть клип “Вальс цветов” П.И.Чайковского, знаменитого русского композитора.
Задание:
– Понаблюдайте, как постепенно изменяется природа, и как танцуют цветы.
Показ видеоклипа.
9. Итог урока.
– Что мы узнали нового сегодня на уроке? Что больше всего понравилось?
10. Домашнее задание.
Нарисовать экологический знак об охране раннецветущих растений.