Цель урока:
На основе психологической беседы «Моё настроение» расширить представление детей об эмоциональных переживаниях и закрепить полученные знания на музыкальном материале «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Задачи:
- Формирование умения распознавать изучаемое чувство на образном и вербальном материале.
- Изображение изучаемого чувства с помощью невербальных средств.
- Понимание многозначности проявления чувства.
- Формирование умения использовать различные приёмы управления чувствами: физический, словесный и творческий.
- Стимулировать познавательную деятельность.
Технические средства: магнитофон или CD-проигрыватель, аудиокассеты (диски) с записью музыки для слушания, фортепиано.
Методическое обеспечение:
1) Музыка для слушания:
- нотный материал для иллюстраций «настроения» «Детский альбом» П.И. Чайковского.
2) Наглядность:
- карточки с изображением различных настроений;
- иллюстрации к книге А.Мильна «Вини-Пух и все-все-все» «День рождения Иа-Иа».
Форма урока: Беседа.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изложение материала
III. Закрепление материала
Беседа «Моё настроение»
- Ребята, Вы любите животных? Есть ли у вас дома животные и какие?
- Можите ли Вы узнать, какое настроение у Вашего животного? Как Вы это определяете?
- Вот здесь у меня изображены две кошки. Опишите, какое настроение, самочувствие у каждой? (Дети: Одна кошка в добродушном настроении, а вторая перепуганная собаками.)
- Как Вы догадались? (Дети: по внешним признакам.)
- Сегодня мы с вами поговорим о настроении человека, о том, какое оно бывает, от чего зависит и как определить, какое у человека настроение.
- А как вы думаете, от чего зависит настроение человека? (Дети: от здоровья, погоды, какую отметку получил в школе, характера…)
- А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги А.Мильна «Винни-Пух и все-все-все» «День рождения Иа-Иа», а вы внимательно слушайте и подумайте, какое настроение у Иа-Иа, как оно менялось? (Чтение отрывка.)
«Иа-Иа – старый серый ослик – однажды стоял на берегу ручья и понуро смотрел в воду на своё отражение.
– Душераздирающее зрелище, - сказал он, наконец. – Вот как это называется: душераздирающее зрелище.
Он повернулся и побрёл вдоль берега вниз по течению. Пройдя метров двадцать, он перешёл ручей вброд и так же медленно побрёл обратно по другому берегу. Напротив того места, где он стоял сначала, Иа остановился и снова посмотрел в воду.
– Я так и думал, - вздохнул он. – С этой стороны ничуть не лучше. Но всем наплевать. Никому нет дела. Душераздирающее зрелище – вот как это называется!
Тут сзади него, в ольшанике, раздался треск. И появился «Винни-Пух».
– Доброе утро Иа! – сказал Пух.
– Доброе утро, медвежонок Пух, - уныло ответил Иа.
– Если это доброе утро. В чём я лично сомневаюсь.
– Почему? Что случилось?
– Ничего, медвежонок Пух, ничего особенного. Все же не могут. А некоторым инее приходится. Тут ничего не попишешь.
– Что все не могут? – переспросил Пух, потерев нос.
– Веселиться. Петь, плясать и так далее. Под ореховым кустом…
– Поздравляю тебя с днём рождения, - сказал Пятачок, подойдя тем временем поближе. Иа оторвался от своего занятия и уставился на Пятачка.
– Повтори-ка, повтори, - сказал он.
– Поздрав…
– Минуточку…
С трудом держась на трёх ногах, Иа стал осторожно поднимать четвёртую ногу к уху.
– Я вчера этому научился, - пояснил он, упав в третий раз. – Это очень просто, а главное, я так лучше слышу. Ну вот, всё в порядке. Так как ты сказал, повтори, - произнёс он, с помощью копыта наставив ухо вперёд.
– Поздравляю с днём рождения, - повторил Пятачок.
– Это ты меня?
– Конечно, Иа-Иа.
– С моим днём рождения?
– Да.
– Значит у меня настоящий день рождения?
– Конечно, Иа, и я принёс тебе подарок. Иа-Иа медленно опустил правую ногу и с немалым трудом поднял левую.
– Я хочу послушать ещё другим ухом, - пояснил он.
– Теперь говори.
– По-да-рок! Повторил Пятачок очень громко.
– Мне?
– Да.
– К дню рождения?
– Конечно!
– Значит, у меня получается настоящий день рождения?
– Конечно! И я принёс тебе воздушный шар».
Расскажите, какое настроение у ослика было в начале?
(Дети: он был грустный и скучный, ему было плохо, к нему не пришли гости, у него был день рождения и к нему никто не пришёл и не принёс подарки.)
- А что потом изменилось?
(Дети: к ослику пришли гости, принесли ему подарки – пустой горшок и лопнувший шарик, но он всё равно обрадовался.)
- И каким стал ослик, когда к нему пришли гости?
(Дети: весёлым, радостным, довольным.)
Скажите, дети, а каким одним словом можно назвать слова: радостный, грустный, довольный, счастливый, весёлый?
(Дети: настроение, хорошее настроение.)
Правильно, ребята. Мы называем то, что чувствует человек – настроением.
Интересно, а каким может быть настроение? Как вы думаете?
(Дети: Весёлое, грустное, хорошее, плохое.)
А у ваших друзей бывает хорошее настроение? А как вы узнаёте, что у вашего друга хорошее настроение?
(Дети: если человек грустный, то и настроение грустное; весёлый, то и настроение весёлое.)
- Да, ребята, вы правы. А как вы думаете, что такое настроение?
(Дети: Это то, как человек может себя чувствовать.)
- Правильно ребята.
- А как вы узнали, какое настроение у ослика Иа-Иа?
(Дети: с помощью речи, тех слов, которые он произносил.)
Правильно. А давайте попробуем ещё узнать, с помощью чего можно определить настроение человека.
- Мы с вами поиграем в игру «Угадай настроение».
За основу материала для слушания, мною был взят «Детский альбом» П.И. Чайковского». Пьесы № 6, 7, 8 и 9. Это пьесы не только о куклах, но и о девочке, которая переживает болезнь куклы, её похороны, а спустя некоторое время радуется новой кукле. Это короткие музыкальные рассказы о сложной и серьёзной душевной жизни ребёнка, который чувствует всё так же сильно и остро, как взрослый человек.
№ 6 «Болезнь куклы»
- Ребята, о каком настроении рассказывает нам эта музыка?
(Дети: о грустном, ведь у девочки заболела кукла.)
Правильно. Музыка как бы «разорвана», похожа на вздохи: «Ох…ах…»
№ 7 «Похороны куклы»
- А как мы назовём настроение в этом номере?
(Дети: печальным, траурным, музыка похожа на похоронный марш.)
- Совершенно верно. Музыка с абсолютной точностью передаёт настроение печали и скорби.
№ 8 «Вальс», № 9 « Новая кукла»
(Эти два номера проигрываются сразу).
В № 8 – композитор описывает именины девочки, а в № 9 – новую подаренную куклу.
- Ребята, а что бы вы сказали про настроение этой музыки?
(Дети: к девочке вновь вернулось радостное настроение, она рада и счастлива новой, красивой игрушке, о которой давно мечтала.)
- Молодцы! Вы всё правильно поняли.
Итак, сегодня мы с вами познакомились с понятием «настроение», и теперь вы знаете, какое может быть настроение, от чего оно зависит, на что надо обращать своё внимание, чтобы определить, какое у человека настроение.