В 2006 году автор статьи набрала 1-й класс по системе 1–4. Всем известно, что при обучении по 1–4 между 2 и 3 уроками проводится динамическая пауза, во время которой учащиеся должны выходить на прогулку: гулять, активно играть на свежем воздухе. Сразу стало ясно, что если это прогулка, то она должна преследовать какие-то цели, если игра, то должна быть организованная.
По счастью школа расположена рядом с парком. Даже дорогу переходить не нужно. Шагнул за калитку – и ты уже в парке. Поэтому на динамической паузе мы отправляемся в парк дышать озоном. Бродим по аллеям парка, рассматривая опавшие листья, а в парке множество различных деревьев: и березки, и клены, и ели, и каштаны, и акация. Любуемся, как кружатся в полете легкие бабочки – листья, и вот уже ребята воображают себя листочком, оторвавшимся от ветки. В этот момент я предлагаю им поиграть в игру “Дует, дует ветер”. (Эта и следующие игры направлены на развитие восприятия ритмов окружающей жизни, навыков общения и взаимодействия между детьми, развития речи и т.д.)
Дует, дует ветер, Дует, задувает. |
Дети сидят на корточках в кругу. Дуют, вытягивают губы трубочкой. |
Желтые листочки С дерева срывает |
Встают. Поднимают руки вверх. Выполняют с поднятыми руками наклоны влево – вправо. |
И летят листочки Над лесной дорожкой |
Бег по кругу. |
Падают листочки Прямо нам под ножки. |
Останавливаются. Садятся на корточки. |
Также можно поиграть в игру “Листочки”.
Мы листики осенние, На ветках мы сидим. |
Дети сидят на корточках в кругу. |
Дунул ветер – полетели. | Дуют. Встают и, кружась, машут руками. |
Мы летели, мы летели И на землю сели. |
Кружатся и при соответствующих словах опять садятся на корточки. |
Ветер снова набежал И листочки все поднял. |
Дуют. Встают. |
Закружились, полетели. | Начитают кружиться и махать руками. |
И на землю тихо сели. | Садятся на корточки. |
На прогулке обязательно есть место детскому творчеству. Вот рождается первое стихотворение.
Корюкина Анастасия:
Птицы улетают,
Дождик моросит,
Листья опадают,Солнце не блестит.
Травы пожелтели.
Не галдят грачи.
Попрощались с летом.
Осень впереди.
Продолжаем прогулку по аллеям парка. Замечаем лохматого пса. Рассматриваем его, строим предположения: куда и зачем он идет, какой он породы, есть ли у него хозяин и т.д. Приглашаю детей вернуться на школьный двор и поиграть в игру “Лохматый пес”.
Пса изображает один из детей, остальные ходят вокруг него и приговаривают:
Вот лежит лохматый пес.
В лапы он уткнул свой нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет…
Пес просыпается. Ловит разбегающихся детей.
Такая прогулка всем принесет радость и пользу. Дети дышат свежим воздухом, учатся наблюдать и высказывать свои предположения (развитие речи), кроме развития двигательных навыков происходит развитие навыков общения и взаимодействия между детьми, сплочение детского коллектива.
Дорогие учителя! Готовьтесь к каждой динамической паузе. В вашей памяти должно храниться множество игр, которые в определенный момент должны быть предложены детям. И это сыграет на пользу и им и вам.