Урок по математике по теме "Среднее арифметическое"

Разделы: Математика


Цели:

  • закрепить навыки нахождения среднего арифметического нескольких чисел или величин;
  • расширить представление учащихся о числах;
  • совершенствовать вычислительные навыки и умение мыслить логически.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Устный счёт.
  4. Решение задачи.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Анализ заданий самостоятельной работы.
  7. Домашнее задание.
  8. Подведение итогов урока.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Ход урока

Этапы урока Действия учителя Действия ученика
1. Организационный момент. Учитель приветствует детей, отмечает отсутствующих, сообщает тему и цели урока (слайды № 1, 2 из приложения № 3, см. Приложение 3). Ученики приветствуют учителя, слушают, записывают в проверенной тетради число и тему урока.
2. Проверка домашнего задания. Учитель по каждому номеру из домашней работы (условие №1 – в приложении 1, (см. Приложение 1), остальные – по учебнику: №1489(г), 1526) слушает ученика, своё решение воспроизводит на интерактивной доске (слайды № 3, 4, 5 из приложения №3). После задаёт ученикам дополнительные вопросы:
  • как выполнить сложение или вычитание десятичных дробей?
  • какое число называют средним арифметическим нескольких чисел?
  • как выполнить умножение десятичных дробей?
  • как найти среднее арифметическое нескольких чисел?
  • сформулируй правило деления десятичных дробей
  • как найти среднюю скорость движения?
Ученики поправляют свои работы, сверяя с предлагаемыми решениями.
3. Устный счёт:

– теоретическая разминка

Учитель задаёт вопросы на смекалку.
  • Какой знак нужно поставить между числами 7 и 8, чтобы получившееся число было больше семи, но меньше восьми?

Ответ: запятую.

  • Если в Краснодаре в три часа дня идёт дождь, то можно ли в нём ожидать через 33 часа солнечную погоду?

Ответ: нет, будет полночь.

  • В среднем щука может прожить до 80 лет, что составляет предельного возраста жизни белуги. Сколько лет может прожить белуга?

Ответ: 100 лет.

  • Двое пошли – пять гвоздей нашли. Пятеро пойдут, много ли найдут?

Ответ: ничего.

Ученики отвечают на вопросы.
– практическая разминка Учитель предлагает на интерактивной доске слайды № 6, 7, 8, 9, 10 из приложения №3 с заданиями и новой информацией. После этого доска на время выключается. Ученики устно решают задачи, знакомятся с новым материалом о числах.
4.Решение задачи. Учитель предлагает решить задачу № 1530 по учебнику с совместным обсуждением идеи решения, составлением схемы и уравнения.

Решение.

1) Пусть х – третье число, тогда второе – 1,5х, а первое – 2,5х..

(2,5х + 1,5х + х) : 3 = 6

5х = 18

х = 3,6

Значит, 3,6 – третье число.

2) 1,5 * 3,6 = 5,4 – второе число.

3) 2,5 * 3,6 = 9 – первое число.

Ответ: 9; 5,4; 3,6.

Один ученик записывает на доске схему, другой – уравнение и его решение, третий – завершает решение. Остальные в это время работают в своих тетрадях.
5.Самостоятельная работа. Для проверки уровня знаний по теме учитель предлагает детям самостоятельную работу (текст – в приложении №2, см. Приложение 2). Учащиеся работают в домашних тетрадях, условия лежат в напечатанном виде у них на столах. По мере выполнения работы учащиеся сдают тетради.
6.Анализ заданий самостоятельной работы. Учитель открывает слайд №11 из приложения №3, на котором решения заданий самостоятельной работы. Ученики анализируют работу, сравнивают со своим решением.
7.Домашнее задание. Учитель открывает слайд №12 из приложения №3 с заданиями для домашней работы. Ученики записывают задание в дневник.
8.Подведение итогов урока. Учитель подводит итоги, задавая вопросы детям:
  • чем запомнился урок?
  • что не удалось? После этого озвучивает оценки за урок, благодарит детей (на экране – слайд №13 из приложения №3).
Отвечавшие подносят дневник для выставления оценки.