Тема: В гости к зиме. Неживая природа зимой.
Цели урока:
- расширить представления детей о признаках зимы и изменениях в неживой природе;
- развивать воображение и фантазию;
- создавать условия для проявления творческих способностей;
- воспитывать любовь к своей малой родине.
Тип урока: Пполучение новых знаний.
Оборудование: Цветная и белая бумага, фотографии города Кашина в разное время года, акварельные краски или гуашь, белый лист ватмана А3, магнитофон, СD с видеорядом.
Ход урока
1. Организационный момент
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно.
Работаем старательно.
2. Повторение пройденного материала
Игра «Подскажи профессию».
Из первых букв названий каждой профессии составь слово. 1 ученик составляет слово на магнитной доске, а остальные в тетрадях, демонстрируется видеоряд отгаданных профессий.
Груши, яблони, крыжовник
Посадил в саду … (садовник)Вот вам чертёж, где каждый размер
Новой детали дал …. (инженер)Чтоб амбар наш был с зерном,
Нужен в поле ….. (агроном)Лесов строительных он житель,
Возводит нам дома ….. (строитель)Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам …… (продавцы).Расчёт зарплаты – знать пора-
Проводят в срок ….. (бухгалтера).Вор, разбойник и карманник,
Берегитесь! Я - ……….(охранник).
с |
п |
а |
с |
и |
б |
о |
- Какое слово у вас получилось?
Мы всё припомнить не смогли бы,
Ведь это было столько раз …
За что мы говорим ……(спасибо)?
За всё, что делают для нас.
- Большое спасибо тем, кто хорошо потрудился, и у кого получилось нужное слово.
- Можно ли выделить самые главные профессии? Почему?
3. Сообщение темы урока
- Сегодня урок будет построен в основном на творчестве учеников, которые учились у меня в прошлом году. На следующий урок может быть кт-то из вас захочет тоже сочинить сказки, загадки или стихи по нашей теме. А какая тема нашего урока вы узнаете, прослушав отрывок из стихотворения Мурашовой Ани.
- О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Снег белый, чистый, самой высшей пробы,
Вполне пригоден вместо белых шуб.
В снегу деревья, меж домов сугробы,
Лишь строго вверх кудлатый дым из труб!
Леса, поля и прочее богатство
Покрыто мудрой выделки ковром.
Как будто неземное святотатство,
Что небеса сорят своим добром.
- Тема урока «Неживая природа зимой». Мы побываем в гостях у волшебницы Зимы.
4. Работа по теме урока
Работа в творческих группах.
Деление на группы происходит по выбору самих учащихся.
- Первая группа «Дизайнеры» из цветной бумага и белой без ножниц делают обрывную аппликацию «Зима».
- Вторая группа «Художники» рисуют картину»Зима».
- Ученики третьей группы «Фотографы» отбирают фотографии на выставку по теме «Зима».
(Во время выполнения задания звучит запись песни «Музыка зимы».)
«Музыка зимы»
Был рыжим лес ещё вчера,
От дождика рябило.
Сегодня в искрах серебра
Берёза и рябина.Припев:
Держат ветки на весу
Ноты песенки в лесу
Эту музыку зима
Сочинила нам сама.Мороз фонарики зажёг.
Вокруг светло и пусто.
И вкусно так хрустит снежок
Как свежая капуста.Притих осенних листьев шум
Сугробы как подушки.
И сколько ёлок- столько шуб
На утренней опушке.
Проверка выполнения творческого задания.
- Обратите внимание на то , какой цвет преобладает в каждой работе. Объясните почему? Какого цвета бумагу и краски вы взяли для того, чтобы изобразить небо?
Яркий цвет неба говорит нам о том, что день солнечный, морозный. Под ногами хрустит снежок.
Тёмные цвета создают впечатление тревожного ожидания: ожидания метели, вьюги или просто снегопада.
Как прекрасна зимняя природа города Кашина на фотографиях, сделанных вами и вашими родителями.
Какие явления природы запечатлены на этих фотографиях?
Давайте посмотрим фотографии в учебнике, которые сделал зимой Серёжа. Что из изображённого вам удалось наблюдать в этом году?
Упражнение на внимание.
Прослушайте сказку «Необычное путешествие Земли», которую написала Соколова Екатерина, и назовите, какие явления природы здесь прозвучали?
Наша Земля не любит сидеть на одном месте. Она постоянно путешествует по золотому кольцу вокруг Солнца. Этот путь она проделывает за 365 дней. За это время она успевает побывать в гостях в четырёх царствах «Белое», «Зелёное», «Красное», «Жёлтое». Каждое царство богато своими чудесами, от которых нельзя глаз отвести, поэтому в каждом государстве Земля остаётся на 3 месяца.
Хозяином первого царства был Дед Мороз.
Дед Мороз следил исправно
За порядком в царстве том.
Белый снег, ледок на лужи
Грозный царь сюда принёс
Настоящей жгучей стужи
Чтоб главенствовал мороз.
Для того чтобы угодить Земле-матушке Дед Мороз приказал своим слугам для гостьи каждый день шить новые наряды. И Земля радовала себя великолепными украшениями, шубами, шапками. Все наряды были белого цвета, усыпанные бриллиантами и жемчугами.
Дворец, в котором расположилась Земля, был сделан из снега, а стёкла в окнах изо льда, которые были разрисованы удивительно сказочными замысловатыми узорами. Во дворце было очень холодно и поэтому, Земля любила поспать под пушистым белым покрывалом. Дед Мороз для того, чтобы не нарушать её покой, удлинил ночь и укоротил день .Иногда царь разрешал своим слугам отдыхать и тогда становилось намного теплее. На крыше дворца появлялось множество сосулек. Одеяло пуховое становилось влажным, пористым. Пол во дворце в такие дни был очень скользким, словно лёд. В такие дни Земля уходила гулять в лес, где деревья были покрыты пушистой снежной бахромой, около деревьев лежали огромные сугробы. Но иногда ни с того ни с чего начинал дуть сильный ветер, начиналась пурга. Ветер крутил снег, а потом с силой бросал его на землю. Вот за эту красоту и неожиданность и полюбила Земля снежное царство под названием «Белое».
- С какими явлениями природы Земля встретилась в зимнем царстве?
Работа с учебником.
- Прочитайте в учебнике на странице 132-133 о зимних явлениях природы и назовите те, о которых мы ещё не говорили.
На доску прикрепляются карточки с названиями зимних явлений.
О т т е п е л ь |
Г о л о л е д и ц а |
С н е г о п а д |
М е т е л ь |
И з м о р о з ь |
П у р г а |
5. Физкультминутка
(Движения в соответствии с текстом.)
Мы снежинки зимние
В тучках мы сидим
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И снежинки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
6. Закрепление изученного материала
- Назовите явления природы, о которых пойдёт речь в стихах моих бывших учеников.
- Ветер дует, и, как в наказание,
Горсти снега бросает в лицо.
Потому - то и нет мне желания
Выходить на мороз на крыльцо. (Метель)- Снег серебряными блёстками
Отражает солнца свет.
И с красивыми причёсками,
Как на праздничный банкет.
Встали в ряд деревья в инее,
Воображая на миру.
Солнце, снег и небо синее
Утром в зимнюю пору. (Иней)- Снегопад – настоящее чудо
Сотворила природа зимой.
Когда, кажется, снег отовсюду
Белой падает вниз пеленой.
А когда его ветер подхватит,
С воем в вихре шальном закружит,
Он метелью холодной окатит,
Да позёмкой в полях запуржит. (Снегопад)
- Подготовленные учащиеся читают стихи Пономарёва Л.В. - учителя физкультуры МОУ СОШ №1 г. Кашина.
Белый снег проморожен и жёсток,
Ярким солнечным светом облит.
И искрит миллионами блёсток
Будто жемчуг, а может самшит.В этой сплошь белизне искромётной
Через поле проходит лыжня.
Вдаль уходит дорогой заметной,
И куда-то всё дальше маня.Небосвод чисто выметен, светел.
Да окрашен густой синевой.
Яркой зеленью лес столь заметен
Удивляет своей новизной.И кругом привлекают вниманье
Перелески, деревни, река.
Стайки крохотных птиц без названья
И на поле под снегом стога.
Зима в Кашине
Мне нравится. Что в инее деревья,
Что в расписании у зимы мороз.
Что холода с теплом пережемевья
Пока что ветер северный отнёс.Что солнце хоть и низко, но сияет.
Того же неба синь и чистота.
И рядом тихо, женственно гуляет
Волшебница из сказки – красота..С морозами дождались ледостав,
Эх на коньках широкий бы раскат!
Но никого на Кашинке, лишь лавы
Промёрзло, в такт шагающим скрипят.Мне нравится смотреть зимой на Кашин,
С учётом снежных и морозных шор.
Когда он инеем припудрен и прикрашен
И в гриме как пред выходом актёр!И вовсе не хотел бы я другого.
Быть может, даже краше увидать.
Мне нравится мой Кашин, право слово,
Другое – это значит прогадать.
Коллективная творческая работа «Проба пера».
- Попробуйте сочинить стихотворение о зиме, используя следующие рифмы.
……………………………………………снежок
……………………………………………пушок.
…………………………………………….бела
……………………………………………бахрома.
Возможный вариант:
Тихо и лениво падает снежок
На землю ложится беленький пушок.
Белые деревья и земля бела,
Лишь с берёз свисает снега бахрома.
Соревнование по рядам.
Подчеркнуть в списке только зимние явления природы. (У доски работают 3 ученика - по 1 ученику от каждого ряда.)
1 ряд |
2 ряд |
3 ряд |
мороз |
град |
листопад |
цветение вишни |
оттепель |
смерч |
гроза |
вьюга |
снегопад |
метель |
отлёт птиц |
гололедица |
иней |
снежная буря |
позёмка |
Самостоятельная работа в тетради «Проверь себя» А.А.Плешакова.
7. Итог урока
- Какие изменения в неживой природе происходят зимой? Какие зимние явления вам известны?
8. Задание на дом
Сочинить загадку или стихотворение об одном из зимних явлений природы, можно продолжить сказку о путешествии Зимы в «Белом» царстве, по желанию нарисовать рисунок.