Разработка урока по ИЗО в 5-м классе с использованием ИКТ. Тема "Полхов-майданская роспись" (2 часа)

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: познакомить учащихся с разнообразием полхов-майданской росписи.

Задачи:

  • формировать навыки работы по мотивам полхов-майданской росписи;
  • воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре;
  • развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус;
  • развивать умение учащихся работать в парах.

Оборудование:

  • Зрительный ряд: презентации с изображением изделий мастеров Полхов-майдана, тестом; образец коллажа; изделия, расписанные полхов-майданской росписью.
  • Музыкальный ряд: русские народные песни.

ТСО: компьютер, экран, проектор, магнитофон.

Материалы и инструменты: половинки деревянных изделий (матрёшек, яичек, церквушек, птичек), фанера под основу коллажей; карандаши, кисти, гуашь, акварель.

Ход урока

Первый урок

Учитель. Наш урок посвящён полхов-майданской росписи.

Далее идет презентация “Полхов-майданская роспись” (Приложение 1) и показ изделий, расписанных полхов-майданской росписью, которые сопровождаются рассказом учителя.

Слайды.

img5.gif (72394 bytes)

Полхов-майданская роспись – один из самых молодых художественных промыслов России.

Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полхов-майданская игрушка или как ее называют сами мастера "тарарушка", появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан Основные мотивы узоров этой росписи – цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен. Одна группа – детские игрушки: птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий – традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, "поставки" – цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца. Но самое известное изделие Полховского Майдана – матрёшка.

Основные специфические приемы росписи получили устоявшиеся местные названия: "цветы с наводкой" – цветочная роспись очерчена четким черным контуром; "цветы без наводки" – рисунок выписывается по фону без линейного контура.

Учитель: Сегодня на уроке вы выполните коллаж. Послушайте внимательно задание.

Работать будете в парах. Коллаж состоит из фанеры разной формы и половинки деревянной матрёшки или птички, или яйца. Один ученик за партой расписывает дощечку, другой – половинку деревянного изделия. Перед росписью половинку игрушки располагают на дощечке и обводят, чтобы рисунок не заходил на поле, где будет располагаться выпуклая часть коллажа.

Этапы работы.

1. Нанесения рисунка карандашом.

 

2. Работа в цвете.

img8.gif (30075 bytes) img9.gif (34865 bytes)

3. Соединение деталей коллажа.

Учитель показывает образец коллажа. Ученики начинают практическую работу. Во время работы звучит русская народная музыка.

Второй урок

На втором уроке учащиеся завершают работу над коллажем. Проводится выставка работ, выбираются лучшие коллажи, которыми будет оформлена школьная выставка декоративно-прикладного искусства.

В конце урока проводиться небольшое тестирование с использованием ИКТ (Приложение 2).

Учащиеся записывают ответы на вопросы, которые даны на слайдах.

1 слайд.

Вариант 1

Какое самое знаменитое изделие полховских мастеров?

а) свистулька;
б) матрёшка;
в) грибок.

Вариант 2

Какой основной мотив полхов-майданской росписи?

а) цветы и ягоды;
б) цветы и люди;
в) не знаю.

2 слайд.

Какое изделие расписано полхов-майданской росписью?

Вариант 1

1 2 3

Вариант 2

1 2 3

После тестирования проверка ответов. Подведение итогов.