В Приложении представлена презентация к проекту.
1 слайд, 2 слайд
Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное – что делать?
Мысль о том, что интерес ребёнка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли подлежит сомнению и обсуждению.
Педагогический коллектив нашей школы работает над проблемой повышения качества знаний обучающихся, развития их творческих способностей, формирования ключевых компетентностей. Анализ опыта работы показал, что наибольший эффект достигается за счет целостной организации образовательного процесса, использования инновационных образовательных технологий и методов, которые позволяют развивать самостоятельность учащихся, гибко организовывать процесс обучения, учитывать индивидуальные интересы и способности, осваивать не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских задач.
Однако остаётся вопрос: почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжёлую повинность, трудную, малопривлекательную работу?
3 слайд
И именно в этом я увидела противоречия.
А проблема, над которой я начала работать – это низкий уровень активности учащихся на уроках.
Пути решения проблемы я вижу во внедрении ИКТ и метода проектов в процесс обучения.
4 слайд
Необходимость прогрессивных образовательных технологий – это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:
1) создать собственную технологию;
2)
перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих учеников.
Оптимальным для меня представился второй путь и в результате я начала работу над проектом.
Участниками проекта являются коллеги, учащиеся, родители.
Основная цель проекта заключается в повышении математической грамотности, т.е. способности ученика определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие гражданину. А также обеспечение целостности педагогического процесса, осуществление в единстве разностороннего развития, обучения, воспитания учащегося.
5 слайд
Над этим проектом я работаю уже четвертый год.
Первый этап – был направлен на изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме:
- я прошла курсы по теме «Проектная деятельность в естественнонаучном образовании» под руководством Семёнова Юрия;
- работала в творческой лаборатории по теме «Теория и практика реализации личностно-ориентированного подхода в преподавании математики в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения» под руководством доктора педагогических наук Ходыревой Елены Анатольевны;
- участвовала в экспериментальной работе школы под руководством кандидата педагогических наук Селивановой О.Г.;
- окончила курсы «Информационные технологии в образовании»;
- участвовала в семинаре-тренинге «Использование интерактивных досок в учебном процессе».
Второй этап – позволил спланировать работу по экспериментальному обучению: были разработаны конкретные уроки и внеклассные мероприятия, которые использовались и используются на протяжении всего проекта.
На третьем этапе – а именно на нём я сейчас нахожусь, идёт пополнение методической копилки уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ и проектных работ учащихся, распространение опыта в работе с учащимися нового набора, включение проекта в программу развития образовательного учреждения.
6 слайд
Сегодня новые информационные технологии прочно вошли во все сферы жизнедеятельности нашего общества. Информатизация образования является одним их приоритетных направлений программы развития образования. Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности.
На сегодняшний день я имею ряд апробированных моделей их использования:
- создание и демонстрация компьютерных презентаций подготовленных учителем или учениками
- выход в интернет
- проведение контроля знаний (одновременно позволяет использовать различные виды контроля и проверки знаний – тесты, задания на соотнесения, найти ошибку в тексте, продолжить фразу)
- отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера
В связи с тем, что в прошлом учебном году в моём кабинете появился набор интерактивного оборудования, то все модели использования информационных технологий я рассматриваю во взаимосвязи с интерактивной доской.
7 слайд
Опыт работы, диагностики, анкетирования показали, что ИКТ – это технология не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, это хороший выбор для преподавателей.
Пессимистам, которые скажут, что всё это будет слишком весело, хочу напомнить слова из известной песни: «…учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» (муз. С. Соснина, слова К. Ибряева).
8 слайд
Одним из ведущих средств формирования ключевых компетентностей школьников является метод проектов, базирующийся на компетентностно- и личностно-ориентированных образовательных технологиях, который в настоящее время вновь приобретает довольно широкую популярность. Это обуславливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образования. Не случайно в базисный учебный план включён новый предмет основы проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать.
Начиная работу с использованием метода проектов, первое, что я сделала, – это выявила те положения теории, которые необходимо знать для правильной организации работы. Необходимые теоретические сведения, которые помогли мне структурировать проектную деятельность.
В своей работе я использую групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты.
Так же применяю модель учебного занятия в режиме проектного обучения, используя технологию исследовательского проекта.
Метод проектов разрушает школьную рутину. Если содержание первых проектов учащиеся готовили на бумажных носителях, то сейчас они представляют их в электронном виде с помощью презентаций. (Вашему вниманию предложен буклет проекта «Теорема Пифагора».)
9 слайд
Предлагаю посмотреть на мнения детей: что же даёт детям применение проектной технологии на уроках математики?
В этом учебном году мои учащиеся работают над проектами: «Легко ли быть учеником», «Математические расчёты капитального ремонта школьной теплицы», «Благоустройство территории стадиона в п. Кумёны», «Проектирование детского городка в п. Кумёны», «Симметрия в окружающем мире», «Статистика в жизни моего класса».
10 слайд
ИКТ и метод проектов я применяю и во внеклассной работе, например, при проведении недели математики, / во время занятий кружка, во время летнего математического лагеря.
Хочется отметить, что, являясь классным руководителем, я применяю ИКТ и метод проектов в работе с классом и родителями. (Буклет проекта «Мир моих интересов и увлечений» представлен вашему вниманию.)
Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их решать, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску, а значит, войдя в жизнь, ребёнок будет более защищён от стрессов.
11 слайд
Считаю, что новизна моего опыта в следующем:
- Сочетание ИКТ и метода проектов и применение их в своей деятельности на уроках математики и во внеклассной работе.
- Создание методических копилок: уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ. (Пример уроков и внеклассных мероприятий разработанных мною и апробированных.)
- Создание банка данных по проектной деятельности школьников на основе информационных карт проекта
- Мною разработано и издано внутри школы учебно-методическое пособие для учителей работающих с интерактивной доской; (показать!)
Всё это необходимо для того, чтобы учитель математики, пользуясь моими наработками, смог спроектировать инновационный урок не когда-нибудь, а уже сегодня. Чтобы преподавание приносило удовлетворение, а работа педагога была счастливой не только 1 сентября и 25 мая, но и все остальные дни в году и, главное, чтобы учение стало для ребят увлекательным, радостным и интересным делом.
12 слайд
Работать над проектом мне предстоит ещё 1,5 года, но уже сейчас можно говорить об эффективности внедрения этих технологий.
- Опыт нашёл поддержку и заинтересовал коллег:
- по данной теме были выступления на методических совещаниях в школе, на круглом столе для учителей школы и района;
- проводились открытые уроки в рамках семинара-конференции, а также на межрайонной научно-практической конференции;
- разработки урока геометрии в 7-м классе в технологии личностно-ориентированного обучения с использованием ИКТ и итогового родительского собрания с использованием ИКТ и метода проектов можно найти на сайте ИД «Первое сентября».
13 слайд
- Общая успеваемость по предмету – 100%.
- Возрастает число учащихся:
- участников и победителей олимпиад и других конкурсов по предмету;
- выбирающих предмет для прохождения государственной аттестации;
14 слайд
- занятых в кружках, курсах по выбору, элективных курсах, работающих над проектом, посещающих летний математический лагерь;
- обучающихся в ЦДОШ;
- 2 год мною преподаётся углублённое изучение предмета.
Кому от реализации моего проекта станет лучше?
Я уверена вы согласитесь со мной, что в первую очередь:
15 слайд
Ученикам.
Они учатся:
- применять знания в измененной и новой ситуации;
- демонстрировать свою математическую и икт-компетентность;
- позиционировать личные достижения и «наращивать» собственную конкурентоспособность;
- осуществлять поиск партнеров для реализации совместных проектов;
- реализуют потребность в самовыражении, самоутверждении, самореализации, признании личных достижений.
Родителям, у которых
- формируется позитивное отношение к школе;
- появляется удовлетворённость образовательными услугами школы.
Педагогическому сообществу учителей, т.к. они могут использовать мой опыт как ресурс в своей работе, а также для профессионального развития и творческого роста.
И наконец, Государству.
Реализация проекта способствует всестороннему развитию личности, формированию базовых компетентностей современного человека, как конечного результата работы школы, который предусмотрен новым стандартом.
Использование ИКТ и метода проектов вносит дух творчества, превращает коллектив учеников, учителей, родителей в коллектив единомышленников.
В Приложении представлена презентация к проекту.