Урок технологии в 7-м классе "Из жизни русской семьи: посты"

Разделы: Технология


Цели:

  • Познакомить учащихся с ассортиментом блюд, употребляемых в русской семье во времена постов
  • Развивать умение в приготовлении салатов, использовать различные способы оформления салатов
  • Воспитывать эстетическому вкусу, аккуратности при приготовлении блюд

Тип урока: комбинированный, с театрализованными вставками

План

  1. Организационный момент
  2. Объяснение нового материала
  3. Выполнение практической работы

Ход урока

Учитель: Христианские праздники и посты, предшествующие им всегда занимали важное место в жизни народа во все времена. Верующие люди, участвуя в праздниках, соблюдая посты, как бы заново переживают великие события жизни Христа и его близких.

Однажды к Иисусу Христу подошёл человек, сын которого был немым и страдал припадками бешенства. Он был, одержим злым духом. Этот человек уже приводил сына к ученикам Господа, но они не могли его исцелить. Иисус Христос исцелил больного, а ученики потом, наедине, спрашивали Его:

– Почему мы не смогли освободить больного от злого духа, мучавшего его?

Иисус ответил им:

– Духа зла можно изгнать только молитвой и постом.

Мы знаем, что молиться – это значит обращаться к Богу. Но нам иногда кажется непонятным, что значит, пост и почему надо поститься.

Пост всегда означает определенную перемену в нашем образе жизни.

(Русская изба, на столе в тарелках соленые огурцы, капуста. Мальчик бегает по дому, подбегая к столу и с хрустом откусывает огурчик.)

“...Все домашние очень строги, в затрапезных платьях с заплатками, и мне велели надеть курточку с потёртыми местами. Ковры убраны, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. В буфете остались самые расхожие тарелки. В передней стоят миски с солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтиками укропа, и срубленной капустой, – такая прелесть!...”

Во время поста мы отказываемся от некоторых видов еды, от лишних удовольствий и развлечений. И этим пост помогает, укрепляет в нашем сознании, что мы “должны” сделать, а не то, что “нам хочется”.

! Пост – это ограничение разнообразия еды, излишнего общения, многоречивости, пустословия.

Церковный год начинается осенью. И мы рассмотрим посты, соблюдавшиеся в русских семьях по-порядку.

! I пост – Рождественский. Начинается после Филиппового дня – 28 ноября и длиться 40 дней до 7 января. Этот пост строг, но не сильно. Кроме понедельника, среды и пятницы, в остальные дни разрешалось, есть всё, кроме мясного и молочного.

Примерное меню одного из обедов во время поста:

1-е блюдо. Суп картофельный (вода, картофель, морковь, лук, соленые помидоры, зеленый горошек, специи).

2-е блюдо. Котлеты из грибов (белые сушеные грибы, рис, специи, растительное масло)

3-е блюдо. Салат из черного хлеба (черствый черный хлеб, соленый огурец, специи, растительное масло).

А также могут быть блюда: щи, рассольник, голубцы с капустой квашенной и фасолью, овощное рагу, винегрет, пельмени постные.

Заканчивался шестинедельный пост величайшим, радостнейшим праздником 7 января – Рождество Христово. Начинается довольно продолжительный период зимних колядно-рождественских святок.

(Русская изба, коротают вечерок внучка с бабушкой, как вдруг…Слышится шум, смех, чьё-то пение, выкрики.)

Ряженные (поют частушки):

Ой, да каждой зимушкой
Мы с подружкой Зинушкой
Шутками заряжены,
Всюду ходим ряжены.

Всласть поем - стараемся,
А не повторяемся:
Все-превсе колядочки
Собраны в тетрадочке…

Внучка: Бабушка, а что это такое?

Бабушка: А это, похоже, ряженые пришли, без них какое же Рождество! Заходите, заходите, гости дорогие, мы вам всегда рады. (Обращается к сидящим, внучке: Если в святочную ночь вы, открыв двери, увидите на пороге незнакомых людей в разной одежде, в масках, не удивляйтесь к вам пришли ряженые. Ещё с порога они обычно славят хозяев, а те в свою очередь, не должны остаться в дому - гостей положено угостить. Ну, встречайте ряженных! (Бабушка встает, кланяется в пояс).

Ряженный 1: Добрый вечер тому, кто в этом дому

Ряженный 2: Коляда, коляда, а бывает коляда накануне Рождества.

Ряженный 1:

Коляда пришла, нам забавы принесла!
Кто даст пирога, тому рожь густа!

Ряженный 2: С колоска – полмешка, с зернышка – пирог, с полузернышка – блинок!

Бабушка: Ну, внученька, угощай гостей дорогих! А с чем же вы к нам пожаловали, что в подарок принесли?

Ряженный 1: Принесли мы вам шутки печеные, да загадки толченые, кто их угадает. Пусть сам себя и поздравляет!

Ряженный 2: Маленький Данилка – застрял в дырке (пуговица)

Ряженный 1:

А вот вам и вторая, самая смешная:
С ушами, а не слышит (шапка)

Ряженный 2: Всех загадок не отгадать, а пора нам и поиграть. Сейчас мы поиграем в игру с очень вежливым названием “А можно?” Я буду подходить к вам и просить что-то сказать или сделать, а вы, прежде чем выполнять, должны спросить: “А можно?” Если забудете, проигрываете. Например: Встаньте, пожалуйста! – А можно?

Ведущий: Назовите имя; состройте смешную рожицу.

Ряженный 1: Добрые хозяева, задержались мы у вас, пора и честь знать.

На на прощание желаем:
Чтобы все здоровы были,
И обряды не забыли!

После зимних святок – масленица. А сразу за семью днями разгульного масленичного веселья начинался период строгости, святости, воздержания-

! II пост – Великий, который длился 7 недель. Первые два дня и последний день рекомендуется обходиться без пищи, в остальные дни – соблюдать умеренность и ограничивать себя в еде. Ассортимент блюд был и есть таков:

  • Плов с грибами
  • Каша по - монастырски
  • Суп по - черниговски (с фасолью)
  • Рыбная колбаска
  • Фасоль в горшочке

А конец Великого поста приходится на праздник Светлого Христово Воскресенья – Пасхи.

Этот праздник центральное событие в духовной жизни христианина, живущего и в центральной части России и у нас на Урале. *Своей смертью Христос искупил от греха весь род человеческий: он принес себя в жертву и за живых и за умерших.

С крашенья яиц начинается застолье.

Ребятишки играют:

1. В пасхальную игру с яйцами.

Картонный каток, вокруг него освобождается пустое место, на котором раскладывали маленькие выигрыши: яйца, игрушки, конфеты. Играющие подходят по-очереди, катят яйца. Какой предмет заденет яйцо, тот выигрывает.

Хоть это и праздник, но буйно веселиться в эти дни не принято. Ещё один вид игры.

2.Анаграммы – загадки, с перестановкой букв в слове для образования другого слова.

– Я дерево, в родном краю
Найдешь меня повсюду
Но слоги переставь во мне-
И воду подавать я буду (сосна-насос)

– По дороге, по пути
Весело скачу.
А с конца меня прочти-
Нож я наточу (колесо-оселок)

Продолжительность следующего поста –

! III – Петрова, а также начало его разная, зависит это от подвижного праздника Пасхи. Итак, длится он – пост от 8 дней до 6 недель, а заканчивается строго 12 июля – День Святых Петра и Павла.

Это было самое голодное время – овощей мало, а зимние запасы кончались. Основная еда этой поры – квас с зеленым луком и свежие огурцы.

* По народному поверью этот пост введен по просьбе женщин: если бы молоко выпивалось в самое обильное удоями время, им не удавалось бы скопить молоко для приготовления масла.

Перечень, приготовляемых блюд следующий:

  • Суп грибной с рисом
  • Сельдь с жареным луком
  • Фасолица
  • Кисель “белорусский”

А 12 июля Православная церковь отмечает день первоверховных апостолов Петра и Павла. К праздничному столу подавали молодой картофель с укропом, огурцы, птицу, ягоды, грибы.

! Последний IVпост – Успенский начинается 14(15) августа и длится 2 недели по 28 августа. Пост строгий, рыбу разрешалось есть один раз – 19августа в праздник Преображения Господня; постное масло по субботам и воскресеньям.

Хотя пост и строгий он достаточно легко переносится: август богат овощами, фруктами, бахчевыми культурами, есть орехи и семечки. Можно пост проводить только на хлебе.

С удовольствием шли в пищу:

  • Яблоки в тесте
  • Морковные блинчики
  • Салат картофельный с орехами
  • Картофель, жаренный с кабачками.

29 августа – празднование Успения Пресвятой Богородицы – “хлебный спас”. В церкви освещали первый каравай свежевыпеченного хлеба из муки нового урожая.

Вывод: все посты занимают около 200 дней в году. Их цель- очищение души и тела, создание особого национального настроя, выражающегося в стремлении и покаянию, всепрощению, милосердию!

Выполнение практической работы по группам

Тема: “Приготовление салатов, употребляемых в пищу во время постов в русских семьях”

Цель: развивать умения готовить салаты, отрабатывать знания и навыки, полученные ранее: нарезка овощей, оформление блюд

Инвентарь и посуда: ножи, разделочные доски, терки, вазы, салаты, формы для нарезки овощей

Набор продуктов.

Ход работы

1. Повторение правил техники безопасности, организация рабочего места

Перед выполнением работы представим себя в роли “критика”: согласны ли вы, с тем, что написано

(Приложение 1) – презентация Правила техники безопасности при выполнении работ, организация рабочего места. (Иллюстрации в презентации: учебник технологии 5 класс по ред. И.А.Сасовой.– М: Вентана-Граф, 2004)

2. Повторить способы нарезки овощей, познакомиться с некоторыми способами оформления салатов, блюд

(Приложение 2) – презентация Оформление готовых блюд

(иллюстрации:

  • Трудовое обучение: для 4 класса. А.К.Бешенков, Е.В. Васильченко,А.И. Иванов и др.-М.:Просвещение,1988
  • Советы хозяйкам. Яблочный стол. Комплект из 18 цветных фотооткрыток. А. Кощеев. –М.: Планета, 1988
  • Как украсить блюда, Рудольф Биллер, АСТ-ПРЕСС, Москва, 1997 год
  • Фантазии из гарниров, Ирина Степанова, Эксмо, Москва, 2007 год)

 3. Выполнение работы по инструкционным картам (Приложение 3)

(Советы хозяйкам. Яблочный стол. Комплект из 18 цветных фотооткрыток. А. Кощеев. – М.: Планета, 1988)

4. Сервировка стола. Взаимопроверка по картам оценивания (Приложение 4) (Е.В.Старикова, Г.А.Корчагина Дидактический материал по трудовому обучению. Кулинарные работы и обработка ткани 5 класс: - М.: Просвещение, 1996)

Итог урока: выставление оценок.

Литература:

  1. Православная кухня. – Смоленск: ООО Издательский дом “Толока”, 2002.
  2. Энциклопедия праздников, Н.Чудокова. – М.: изд-во АСТ, 1998.
  3. Как украсить блюда, Рудольф Биллер. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
  4. Степанова И. Фантазии из гарниров. М.: Эксмо, 2007.
  5. Старикова Е.В., КорчагинаГ.А. Дидактический материал по трудовому обучению. Кулинарные работы и обработка ткани 5 класс. – М.: Просвещение, 1996
  6. Учебник технологии, 5 класс по ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  7. Советы хозяйкам. Яблочный стол. Комплект из 18 цветных фотооткрыток. А. Кощеев. – М.: Планета, 1988.
  8. Трудовое обучение: для 4 класса. А.К. Бешенков, Е.В. Васильченко, А.И. Иванов и др.– М.: Просвещение, 1988.