Основные методы: репродуктивный метод, метод самоконтроля, частично – поисковый метод, аналитико-синтетический метод, метод самостоятельной работы и работы под руководством учителя.
Задачи:
- Познакомить с особенностями склонения прилагательных мужского и среднего рода.
- Научить детей проверять безударные окончания прилагательных.
- Развивать у учащихся осознанное и точное употребление прилагательных в речи.
- Воспитывать любовь и интерес к языку.
Исходный уровень знаний и умений учащихся:
- Учащиеся знают:
- Лексическое значение прилагательного, изменение имён прилагательных по родам, числам.
- Зависимость форм имени прилагательного в предложении от форм существительного.
- Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде,числе, падеже.
Учащиеся умеют:
- Устанавливать связь слов в предложении, находить существительное, от которого зависит прилагательное, умеют правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание прилагательного с окончанием в вопросе.
- Определять падежи имён существительных.
Оборудование:
- Учебник Т.Г.Рамзаевой “Русский язык. 4 класс”.
- Сигнальные карточки “Верно – неверно”.
- Карточка-ключ.
- Карточки для практической работы.
- ТСО.
- Сборник упражнений. Т.В.Шклярова. 4 класс.
- Схема-алгоритм.
Основные этапы урока:
- Организационный момент. (1 мин.)
- Сообщение домашнего задания и его инструктаж. (1 мин.)
- Эмоциональный настрой. Актуализация знаний. (3 мин.)
- Изучение нового материала. (19 мин.)
4.1.Сообщение темы и задач урока. (2 мин.)
4.2. Минутка чистописания. (2 мин.)
4.3. Словарная работа. (3 мин.)
4.4. Наблюдение за изменением прилагательных мужского и среднего рода по падежам. (12 мин.)
- Первичное закрепление материала. (5 мин.)
- Физкультминутка. (1 мин.)
- Выработка умений и навыков. (8 мин.)
- Выявление результативности усвоения новых знаний. Самостоятельная работа. (5 мин.)
- Подведение итогов. Рефлексия собственной деятельности. (2 мин.)
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
2. Сообщение домашнего задания и его инструктаж
Учитель: Начинаем урок русского языка. Открывайте дневникии запишите домашнее задание. Инструктаж к нему получите в ходе урока.
3. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний
Учитель читает запись, написаннуд на доске:
Древняя пословица права:
Да, язык – великое богатство.
Надо правильно писать слова,
А не то бесследно разлетятся!
– Дети, вы согласны с этим высказыванием? Будем и дальше постигать секреты нашего великого русского языка.
(На доске написаны окончания имён прилагательных.)
АЯ, ОГО, ОЕ, ЯЯ, ОМ, ОМУ, ЫЙ, ИЕ, ЫМ, ЕЕ, ИЙ, ОЙ, ЫЕ
– Ребята, как по вашему мнению, что записано на
доске?
– Назовите знакомые вам окончания.
– Расскажите всё, что о них знаете?
– Как определить род имён прилагательных?
– Прочитайте окончания, которые остались на
доске.
– К какому роду можно отнести эти окончания?
4. Изучение нового материала
Учитель: Попробуем найти ответ на этот вопрос.
1.Сообщение темы и задач урока.
– Просклоняйте прилагательное мужского рода “РЕЗИНОВЫЙ” и прилагательное среднего рода “ЛАСКОВОЕ” вместе с существительными, к которым они относятся.Выделите окончания в прилагательных и вопросах.
– Внимательно посмотрите и назовите, в каких падежах имена прилагательные мужского и среднего рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одни и те же окончания?
– Ребята, определите тему нашего урока.
– Да, сегодня, тема нашего урока “ Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода ”.
– Сформулируйте задачи урока.
(На доске схема.)
- Познакомимся с особенностями склонения прилагательных мужского и среднего рода.
- Научимся проверять безударные падежные окончания прилагательных.
- Будем развивать речь, верно употребляя прилагательные.
2. Минутка чистописания.
– Запишите красиво в тетрадь окончания имён прилагательных мужского и среднего рода.
– Сделайте вывод.
Работа по учебнику.
– Ребята, откройте учебники на стр. 126 и найдите таблицу. Приложение 2
– Давайте убедимся в правильности нашего высказывания.
3. Словарная работа.
(На доске слова.)
ЖЕЛТОК, ЧЕРНОТА, ЗОЛОТО, БЕРЁЗА, ЯБЛОКО, ОВОЩ, ОГУРЕЦ.
– Какой частью речи выражены слова?
– Что такое существительное?
– Кто может ещё сказать, что это за слова?
Задание: образуйте от данных существительных имена прилагательные.
– Какой частью речи выражены слова?
– Почему?
– Найдите среди них и подчеркните слова – синонимы.
– Какие синонимы можно подобрать к этим словам?
Запишите.
– Молодцы!
4. Наблюдение за изменением прилагательных м.р.и ср.р. по падежам.
(На доске записано предложение.)
АГРОНОМ ЛЮБОВАЛСЯ ЗОЛОТ… СПЕЛ… КОЛОСОМ И ЗОЛОТ… СПЕЛ… ЗЕРНОМ.
– Назовите имена прилагательные и существительные, с которыми они связаны?
– Что вы можете сказать о словосочетаниях ЗОЛОТОЙ КОЛОС и ЗОЛОТОЕ ЗЕРНО?
– Кто может объяснить смысл этого выражения?
Задание: списать предложение, вставить пропущенные окончания прилагательных. Выделить окончание.
(На обратной стороне доски пишу предложение с вставленными окончаниями прилагательных.)
АГРОНОМ ЛЮБОВАЛСЯ ЗОЛОТЫМ СПЕЛЫМ КОЛОСОМ и ЗОЛОТЫМ СПЕЛЫМ ЗЕРНОМ. )
– Проверьте свою запись с доской.
– Просигнальте правильность выполнения упражнения.
– В каком прилагательном написание окончания не вызвало затруднения?
– Почему?
– В каком прилагательном написание окончания вызвало затруднение?
– Почему?
– Просклоняйте прилагательное вместе с существительным по вариантам:
1-й вариант – КОЛОС ЗОЛОТОЙ СПЕЛЫЙ
2-й вариант – ЗЕРНО ЗОЛОТОЕ СПЕЛОЕ
– Сравните окончания прилагательных и окончания в вопросе под ударением и безударные.
– Какой вывод можем сделать?
– Правы ли мы – узнаем, прочитав правило в учебнике на стр.126.
– Кто сможет повторить, как пишется безударное окончание прилагательного?
– Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание прилагательных?
– Ребята, существует памятка, которая будет вашей помощницей на уроках при правописании безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
– Эту памятку нужно запомнить и использовать при выполнении домашнего задания упр.285, стр.126. Приложение 4
5. Первичное закрепление материала
– А теперь вас ждёт серьёзная работа. Вы должны показать хорошо ли поняли новую тему.
– У вас на партах лежат карточки с заданием.
(3-й уровень учащихся получают карточки с заданием.) Приложение 5
– Те, у которых зелёный кружок в правом верхнем углу, вам нужно вставить окончание прилагательных, используя памятку.
(2-й уровень учащихся работают с упр.81, стр.21 “Сборник упражнений”.)
– Те, у которых синий кружок в правом верхнем углу, вам нужно вставить пропущенные буквы. Объяснить свои действия.
(1-й уровень учащихся – работа с текстом.)
– Те, у которых красный кружок в правом углу, вам следующее задание: списать текст, подобрать прилагательные, определить падеж,род.
Выборочная проверка тетрадей.
6. Физкультминутка
7. Выработка умений и навыков
– Сейчас для вас новое задание на карточках. Приложение 7
– Прочитайте его.
Задание: распределите словосочетания по группам, ориентируясь на род существительных и прилагательных; вставьте пропущенные буквы; выделите окончания прилагательных.
Взаимопроверка. Приложение 6
ПЕРЕД БЛЕДНЫМ ЮНОШЕЙ,
О БАГРЯНОМ ЗАКАТЕ,
ОТ БЕРЕЖЛИВОГО ХОЗЯИНА,
О ВЕРНОМ ДРУГЕ.В ДОБРОМ СЕРДЦЕ,
ОТ ВЕТВИСТОГО ДЕРЕВА,
ПЕРЕД КАПУСТНЫМ ПОЛЕМ,
ОТ КИСЛОГО МОЛОКА.
– Оцените свою работу. Выполнил верно – знак «+». Есть ошибки – знак «–».
– Сравните безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода?
– Что можете отметить?
– Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного?
8. Выявление результативности усвоения новых знаний
– Проверим, как усвоили новый материал. Задание на выбор. Приложение 8
I. Задание: прочитайте три предложения под одной цифрой слева и справа. Составьте из них одно предложение – рассуждение.Укажите род, число, падеж прилагательных 1 предложения.
1.Сегодня тёплый воскресный день. | Значит, завтра будет хорошая погода. Значит, завтра понедельник. | |
2.Лягушки и жабы живут только в пресной воде. | Значит, их нет в солёных морях и озёрах. Значит, они не выходят на сушу. | |
3. Герань оздоровляет воздух в жилищах и улучшает сон. | Значит, этот цветок имеет лечебные свойства. Значит, это комнатное растение. |
II. Задание: соедини стрелками части предложений.
1. Сегодня тёплый воскресный день | Поэтому их нет в солёных морях и озёрах. | |
2. Лягушки и жабы живут только в пресной воде. | Значит, этот цветок имеет лечебные свойства. | |
3. Герань оздоровляет воздух в жилищах и улучшает сон. | Поэтому завтра понедельник. |
– Проверьте свои работы по карточкам – ключам. Приложение 9
Проверка заданий идёт одновременно.
Задание I – коллективная проверка в виде фронтальной беседы. Дети обосновывают свой выбор.
Задание II – ученики проверяют по карточкам – ключам.
9. Подведение итогов
– Наш урок подходит к концу.
– Давайте ещё раз вспомним, как пишутся безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода?
– Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания?
(На доске алгоритм.) Приложение 10
– Назовите окончания прилагательных м.р. и ср.р. по падежам.
– На уроке вы отлично поработали, справились со всеми заданиями.
Рефлексия собственной деятельности.
– Какие задачи мы поставили в начале урока?
– Удалось ли нам их выполнить?
– Понравился ли вам урок?
– Оцените свою работу на уроке.
(Дети получают карточки “ Оцени себя сам”.) Приложение 11
– Урок окончен! Всем спасибо!