Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

Разделы: Начальная школа


Основные методы: репродуктивный метод, метод самоконтроля, частично – поисковый метод, аналитико-синтетический метод, метод самостоятельной работы и работы под руководством учителя.

Задачи:

  1. Познакомить с особенностями склонения прилагательных мужского и среднего рода.
  2. Научить детей проверять безударные окончания прилагательных.
  3. Развивать у учащихся осознанное и точное употребление прилагательных в речи.
  4. Воспитывать любовь и интерес к языку.

Исходный уровень знаний и умений учащихся:

  • Учащиеся знают:
  1. Лексическое значение прилагательного, изменение имён прилагательных по родам, числам.
  2. Зависимость форм имени прилагательного в предложении от форм существительного.
  3. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде,числе, падеже.

Учащиеся умеют:

  1. Устанавливать связь слов в предложении, находить существительное, от которого зависит прилагательное, умеют правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание прилагательного с окончанием в вопросе.
  2. Определять падежи имён существительных.

Оборудование:

  1. Учебник Т.Г.Рамзаевой “Русский язык. 4 класс”.
  2. Сигнальные карточки “Верно – неверно”.
  3. Карточка-ключ.
  4. Карточки для практической работы.
  5. ТСО.
  6. Сборник упражнений. Т.В.Шклярова. 4 класс.
  7. Схема-алгоритм.

Основные этапы урока:

  1. Организационный момент. (1 мин.)
  2. Сообщение домашнего задания и его инструктаж. (1 мин.)
  3. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний. (3 мин.)
  4. Изучение нового материала. (19 мин.)

4.1.Сообщение темы и задач урока. (2 мин.)
4.2. Минутка чистописания. (2 мин.)
4.3. Словарная работа. (3 мин.)
4.4. Наблюдение за изменением прилагательных мужского и среднего рода по падежам. (12 мин.)

  1. Первичное закрепление материала. (5 мин.)
  2. Физкультминутка. (1 мин.)
  3. Выработка умений и навыков. (8 мин.)
  4. Выявление результативности усвоения новых знаний. Самостоятельная работа. (5 мин.)
  5. Подведение итогов. Рефлексия собственной деятельности. (2 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел звонок.
Начинается урок.

2. Сообщение домашнего задания и его инструктаж

Учитель: Начинаем урок русского языка. Открывайте дневникии запишите домашнее задание. Инструктаж к нему получите в ходе урока.

3. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний

Учитель читает запись, написаннуд на доске:

Древняя пословица права:
Да, язык – великое богатство.
Надо правильно писать слова,
А не то бесследно разлетятся!

– Дети, вы согласны с этим высказыванием? Будем и дальше постигать секреты нашего великого русского языка.

(На доске написаны окончания имён прилагательных.)

АЯ, ОГО, ОЕ, ЯЯ, ОМ, ОМУ, ЫЙ, ИЕ, ЫМ, ЕЕ, ИЙ, ОЙ, ЫЕ

– Ребята, как по вашему мнению, что записано на доске?
– Назовите знакомые вам окончания.
– Расскажите всё, что о них знаете?
– Как определить род имён прилагательных?
– Прочитайте окончания, которые остались на доске.
– К какому роду можно отнести эти окончания?

4. Изучение нового материала

Учитель: Попробуем найти ответ на этот вопрос.

1.Сообщение темы и задач урока.

– Просклоняйте прилагательное мужского рода “РЕЗИНОВЫЙ” и прилагательное среднего рода “ЛАСКОВОЕ” вместе с существительными, к которым они относятся.Выделите окончания в прилагательных и вопросах.

– Внимательно посмотрите и назовите, в каких падежах имена прилагательные мужского и среднего рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одни и те же окончания?

– Ребята, определите тему нашего урока.

– Да, сегодня, тема нашего урока “ Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода ”.

– Сформулируйте задачи урока.

(На доске схема.)

Приложение 1

  1. Познакомимся с особенностями склонения прилагательных мужского и среднего рода.
  2. Научимся проверять безударные падежные окончания прилагательных.
  3. Будем развивать речь, верно употребляя прилагательные.

2. Минутка чистописания.

– Запишите красиво в тетрадь окончания имён прилагательных мужского и среднего рода.

– Сделайте вывод.

Работа по учебнику.

– Ребята, откройте учебники на стр. 126 и найдите таблицу. Приложение 2

– Давайте убедимся в правильности нашего высказывания.

3. Словарная работа.

(На доске слова.)

ЖЕЛТОК, ЧЕРНОТА, ЗОЛОТО, БЕРЁЗА, ЯБЛОКО, ОВОЩ, ОГУРЕЦ.

– Какой частью речи выражены слова?

– Что такое существительное?

– Кто может ещё сказать, что это за слова?

Задание: образуйте от данных существительных имена прилагательные.

– Какой частью речи выражены слова?

– Почему?

– Найдите среди них и подчеркните слова – синонимы.

– Какие синонимы можно подобрать к этим словам?

Запишите.

– Молодцы!

4. Наблюдение за изменением прилагательных м.р.и ср.р. по падежам.

(На доске записано предложение.)

АГРОНОМ ЛЮБОВАЛСЯ ЗОЛОТ… СПЕЛ… КОЛОСОМ И ЗОЛОТ… СПЕЛ… ЗЕРНОМ.

– Назовите имена прилагательные и существительные, с которыми они связаны?

– Что вы можете сказать о словосочетаниях ЗОЛОТОЙ КОЛОС и ЗОЛОТОЕ ЗЕРНО?

– Кто может объяснить смысл этого выражения?

Задание: списать предложение, вставить пропущенные окончания прилагательных. Выделить окончание.

(На обратной стороне доски пишу предложение с вставленными окончаниями прилагательных.)

АГРОНОМ ЛЮБОВАЛСЯ ЗОЛОТЫМ СПЕЛЫМ КОЛОСОМ и ЗОЛОТЫМ СПЕЛЫМ ЗЕРНОМ. )

– Проверьте свою запись с доской.

– Просигнальте правильность выполнения упражнения.

– В каком прилагательном написание окончания не вызвало затруднения?

– Почему?

– В каком прилагательном написание окончания вызвало затруднение?

– Почему?

– Просклоняйте прилагательное вместе с существительным по вариантам:

1-й вариант – КОЛОС ЗОЛОТОЙ СПЕЛЫЙ

2-й вариант – ЗЕРНО ЗОЛОТОЕ СПЕЛОЕ

– Сравните окончания прилагательных и окончания в вопросе под ударением и безударные.

– Какой вывод можем сделать?

– Правы ли мы – узнаем, прочитав правило в учебнике на стр.126.

– Кто сможет повторить, как пишется безударное окончание прилагательного?

– Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание прилагательных?

– Ребята, существует памятка, которая будет вашей помощницей на уроках при правописании безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

Приложение 3

– Эту памятку нужно запомнить и использовать при выполнении домашнего задания упр.285, стр.126. Приложение 4

5. Первичное закрепление материала

– А теперь вас ждёт серьёзная работа. Вы должны показать хорошо ли поняли новую тему.

– У вас на партах лежат карточки с заданием.

(3-й уровень учащихся получают карточки с заданием.) Приложение 5

– Те, у которых зелёный кружок в правом верхнем углу, вам нужно вставить окончание прилагательных, используя памятку.

(2-й уровень учащихся работают с упр.81, стр.21 “Сборник упражнений”.)

– Те, у которых синий кружок в правом верхнем углу, вам нужно вставить пропущенные буквы. Объяснить свои действия.

(1-й уровень учащихся – работа с текстом.)

– Те, у которых красный кружок в правом углу, вам следующее задание: списать текст, подобрать прилагательные, определить падеж,род.

Выборочная проверка тетрадей.

6. Физкультминутка

7. Выработка умений и навыков

– Сейчас для вас новое задание на карточках. Приложение 7

– Прочитайте его.

Задание: распределите словосочетания по группам, ориентируясь на род существительных и прилагательных; вставьте пропущенные буквы; выделите окончания прилагательных.

Взаимопроверка. Приложение 6

ПЕРЕД БЛЕДНЫМ ЮНОШЕЙ,
О БАГРЯНОМ ЗАКАТЕ,
ОТ БЕРЕЖЛИВОГО ХОЗЯИНА,
О ВЕРНОМ ДРУГЕ.

В ДОБРОМ СЕРДЦЕ,
ОТ ВЕТВИСТОГО ДЕРЕВА,
ПЕРЕД КАПУСТНЫМ ПОЛЕМ,
ОТ КИСЛОГО МОЛОКА.

– Оцените свою работу. Выполнил верно – знак «+». Есть ошибки – знак «–».

– Сравните безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода?

– Что можете отметить?

– Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного?

8. Выявление результативности усвоения новых знаний

– Проверим, как усвоили новый материал. Задание на выбор. Приложение 8

I. Задание: прочитайте три предложения под одной цифрой слева и справа. Составьте из них одно предложение – рассуждение.Укажите род, число, падеж прилагательных 1 предложения.

1.Сегодня тёплый воскресный день. Значит, завтра будет хорошая погода. Значит, завтра понедельник.
2.Лягушки и жабы живут только в пресной воде. Значит, их нет в солёных морях и озёрах. Значит, они не выходят на сушу.
3. Герань оздоровляет воздух в жилищах и улучшает сон. Значит, этот цветок имеет лечебные свойства. Значит, это комнатное растение.

II. Задание: соедини стрелками части предложений.

1. Сегодня тёплый воскресный день Поэтому их нет в солёных морях и озёрах.
2. Лягушки и жабы живут только в пресной воде. Значит, этот цветок имеет лечебные свойства.
3. Герань оздоровляет воздух в жилищах и улучшает сон. Поэтому завтра понедельник.

– Проверьте свои работы по карточкам – ключам. Приложение 9

Проверка заданий идёт одновременно.

Задание I – коллективная проверка в виде фронтальной беседы. Дети обосновывают свой выбор.

Задание II – ученики проверяют по карточкам – ключам.

9. Подведение итогов

– Наш урок подходит к концу.

– Давайте ещё раз вспомним, как пишутся безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода?

– Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания?

(На доске алгоритм.) Приложение 10

– Назовите окончания прилагательных м.р. и ср.р. по падежам.

– На уроке вы отлично поработали, справились со всеми заданиями.

Рефлексия собственной деятельности.

– Какие задачи мы поставили в начале урока?

– Удалось ли нам их выполнить?

– Понравился ли вам урок?

– Оцените свою работу на уроке.

(Дети получают карточки “ Оцени себя сам”.) Приложение 11

– Урок окончен! Всем спасибо!