Пояснительная записка.
Статус документа.
Программа курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне, а также содержательных линий национально-регионального компонента образовательного стандарта основного общего образования Свердловской области, примерной программы основного общего образования по географии, программы учебного курса для учащихся основной и средней школы “География Свердловской области” авторов В.Г.Капустина, И.Н.Корнева.
Содержание элективного курса знакомит учащихся 9 класса с географией родного края, позволяет школьникам овладеть приемами работы с географическими картами, коллекциями минералов. Данный элективный курс представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся знаниями по краеведению, вводит в интересный мир минералогии, развивает их географическую память, повышает интерес к предмету географии.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации и со школьными коллекциями минералов, а также работу в полевых условиях и экскурсионную программу.
Изучение данного элективного курса направлено на достижение целей:
- воспитание любви к своей “малой” Родине, позитивного отношения к окружающей природе;
- через высокую научность и творческую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании географического пространства региона;
- развивать гибкость мышления и поведения, необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоемких производств.
Требования к учащимся:
- Усваивать и воспроизводить учебный материал.
- Уметь использовать различные источники учебной информации и правила техники безопасности при работе с коллекциями минералов.
- Овладеть приемами переструктурирования географической информации (графики, схемы, таблицы, картосхемы) и передачи ее собеседнику в зависимости от коммуникативно-деятельностных установок.
- Определять степень географической правильности суждений, диагностировать географические ошибки.
В результате изучения данного курса, при обязательном выполнении всех практических работ, учащиеся получают зачет.
Учебно-математический план.
№ | Название тем курса | Всего часов | Формы работы |
1 | Рождение Урала. | 1 | Исследовательская работа по картам. |
2 | Особенности тектоники Урала | 1 | Практическая работа по тектонической карте. |
3 | Особенности природы Урала. | 1 | Работа с картами, учебником и дополнительными источниками информации. |
4 | Каменное изобилие Урала. Открытие, размещение, использование рудных, нерудных, горючих полезных ископаемых Урала. | 6 | работа с коллекциями минералов; практическая работа на контуре; просмотр учебного видеофильма “Ильменский минералогический заповедник”. |
5 | Каменное изобилие Урала. Открытие, размещение, использование драгоценных камней Урала. | 4 | Практическая работа на контуре. Посещение геологического или краеведческого музея в Екатеринбурге. |
6 | Каменное изобилие Урала. Открытие, размещение, использование поделочных уральских камней. | 7 | Практическая работа с коллекциями
поделочных камней. Творческий конкурс “Моя малахитовая шкатулка”. Посещение Шарташских каменных палаток. Интернет-урок “Использование уральских поделочных камней в мировой архитектуре”. |
7 | Проблемы рационального использования полезных ископаемых Урала. | 1 | Использование различных источников информации. |
8 | Геоморфологические памятники природы Урала. | 2 | Работа с различными источниками информации. Посещение Дендрологического парка. |
9 | Екатеринбург-столица Урала и наш родной город. | 8 | Изучение истории города. Изменение
статуса города в разные исторические периоды. Роль Татищева в истории нашего города. Символика Екатеринбурга. Творческий конкурс на лучший герб города. Учебная презентация “Улицы моего города”. Творческий конкурс “Улица имени меня”. |
10 | Полевая практика. | 2 | Определение минералов на местности. |
11 | Итоговое занятие | 1 | |
Итого: | 34 |
Литература.
- Скарлато Г. Занимательная география. Домашняя энциклопедия Киев, 1996.
- Савенко Е. Путешествуем по Уралу. Екатеринбург, 2006.
- Лаврова С. Урал. Кладовая Земли. Москва, 2007.
- Архипова Н.П. Природные достопримечательности Екатеринбурга и его окрестностей. Екатеринбург, 2001.
- Капустин В.Г. География Свердловской области. Екатеринбург, 2006.
- Анимица Е.Г. Города Среднего Урала. Свердловск, 1983.
- Географические карты для средней школы.
- Энциклопедии для детей по географии и геологии. “Аванта+”