Экологическое занятие для дошкольников на основе интегрированного подхода. "Путешествие в экологию"

Разделы: Работа с дошкольниками


Возраст детей: старшая группа детского сада (5-6 лет).

Цели:

  • Проверить уровень усвоения экологических знаний и представлений к концу учебного года.
  • Формировать интерес к природе.
  • Закреплять знания о многообразии природных объектов; о взаимосвязях и взаимозависимостях между объектами природы; навыки экологически грамотного поведения в природе.

Материал и оборудование: картина «Наш дом – природа» (из программы Н.А.Рыжовой «Наш дом-природа); зеленые галстучки; жетоны в виде листочков деревьев; 4 схемы, отражающие признаки птиц, зверей, рыб, насекомых; большой обруч; картинки с изображением разных животных: птиц (4-5 шт.), рыб (4-5 шт.), насекомых (4-5 шт.), зверей (4-5 шт.). Красочно оформленная посылка от лесных фей с разрешающими и запрещающими знаками. Большой обруч и картинки с изображением разных растений и животных (обитатели леса, луга, водоема, например: кабан, лось, васильки, кукушка, дуб, черника, ель, бабочка, пчела, кузнечик, дятел, одуванчик, ромашка, лягушка, сом, кувшинка, щука, камыш); три больших иллюстрации: луг, водоем, лес. Емкости с грязной и чистой водой, стаканчик, фильтр, воронка. Голубые ленточки на каждого ребенка, нарисованные капельки на каждого ребенка для двигательного этюда. Два плотных листа бумаги (зеленый, красный); набор картинок с изображением животных (растительноядные, хищники). Вырезанные буквы Э, К, О, Л, О, Г, И, Я. Музыкальное сопровождение в виде фрагментов песен: «Песенка паровозика», звуки природы, запись голосов птиц, шум дождя.Посылка от лесных фей с подарками для ребят и дипломом «Юным экологам».

Место проведения: актовый зал в детском саду, оформленный детскими рисунками , поделками из природного материала, с декорациями леса и его обитателей.

Ход занятия

Педагог-эколог приглашает всех ребят к большой иллюстрации «Наш дом – природа» (Н.А.Рыжова).

Ребята, наши занятия начались с этой замечательной картины «Наш дом-природа». Человек не может жить без природы. И хотя мы живем в каменных или деревянных домах, еду покупаем в магазине, но нашим настоящим домом все равно остается природа. Почему?

Предложить детям вспомнить: любят ли люди ходить в походы, в лес, на реку? Природа — это растения и животные, горы и реки, воздух, вода, камни, песок, земля. И все это находится на нашей планете, вокруг нас. А наука о доме-природе называется экологией. Она изучает взаимоотношения человека с природой. Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в страну под названием «Экология». На нашем «Зеленом поезде» в путь отправятся 2 команды: «Всезнайки» и «Отважные Робинзоны». Они будут останавливаться на различных станциях, отвечать на задания и получать волшебные жетоны. (Дети делятся на команды и рассаживаются друг напротив друга на стульчики, расставленные в виде вагончиков поезда, капитан впереди. В качестве атрибутики ребятам можно повязать зеленые галстучки.)

Педагог-эколог: По вагонам! Поехали! (В качестве музыкального сопровождения звучит «Песенка паровозика».)

Педагог-эколог: Стоп машина.

Станция первая «Живая-неживая природа и рукотворный мир»

Давайте мы с вами вспомним, что относится к живой природе, что - к объектам неживой природы, а что сделано руками человека. Я называю какой-то объект, если он относится к живой природе - дружно прыгаем, если это неживая природа – превращаемся в камушек, сидим неподвижно, а если предмет сделан руками человека – хлопаем в ладоши. Посмотрим, какая команда дружнее и правильнее выполнит задание. (После игры каждой команде вручить волшебные жетоны.)

Педагог-эколог: Молодцы, поехали дальше. Чтобы стать «Юным экологом», необходимо много знать и уметь. Сейчас мы прибываем на станцию «Такие разные животные».

Здесь проверяют знания ребят о классификации животных. Давайте вспомним признаки, по которым все животные делятся на несколько групп. Обратим внимание на четыре схемы, отражающие признаки животных (насекомые, птицы, звери, рыбы). Дети по схеме определяют и дают название группе животных, для которой характерны эти признаки.

Проводится игра-соревнование «Деление животных на группы».

На полу лежит большой обруч, в котором находятся картинки с изображением разных животных. Участники из каждой команды должны по очереди добежать до обруча и взять по одной картинке. Игроки команды «Всезнайки» берут картинки, на которых изображены рыбы, и относят их на стол, где лежит схема с признаками рыб; когда рыбок в большом обруче не останется, они начинают приносить из большого обруча картинки с изображением птиц, заполняя второй стол, где лежит схема, отражающая признаки птиц. Игроки команды «Отважные Робинзоны» из большого обруча берут сначала картинки, на которых изображены звери, потом картинки, на которых изображены насекомые, и заполняют соответственно сначала стол, где лежит схема с признаками зверей, а потом стол, где лежит схема с признаками насекомых. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее соберет группы животных. (После игры каждой команде вручить волшебные жетоны.)

Педагог-эколог: Ребята, посмотрите вокруг, как красиво в нашем доме-природе, цветут цветы, ветер колышет листочки на деревьях, поют птицы. (Включается фоном запись голосов птиц.) Мы прибываем на станцию «Лесная». Здесь живут хранительницы леса -Лесные феи. Они оставили для нас посылку. Давайте посмотрим, что в ней. ( Педагог-эколог распаковывает красочно оформленную посылку и достает из нее знаки — разрешающие, и запрещающие.) Ребята, видимо феи хотят проверить ваши знания о том, что можно, а что нельзя делать в природе. (Иллюстрации из дидактической игры «Стань другом природы»)

Педагог раскладывает знаки на ковре и дает детям задание: участники первой команды берут только разрешающие знаки («Мастерим скворечник», «Поливаем цветы», «Ухаживаем за домашними животными», «Сажаем деревья», «Наблюдаем за насекомыми в природе», «Подкармливаем птиц зимой», «Ухаживаем за комнатными растениями»), а другая команда выбирает запрещающие знаки («Шумим в лесу», «Оставляем мусор в природе», «Ловим бабочек», «Ломаем ветки деревьев», «Забираем обитателей леса домой», «Разоряем гнезда птиц», «Разрушаем муравейники». Участники команд комментируют свой выбор. Педагог проверяет правильность выполнения задания.

(После игры каждой команде вручить волшебные жетоны.)

Педагог-эколог: Какие вы молодцы, со всеми заданиями справляетесь. Ой, что это, слышите? (Звучит «Шум дождя».) Дождик пошел! Тысячи маленьких капелек падают на землю и поят растения. Без воды нет жизни. Она нужна всем. Сейчас мы прибываем на станцию «Экспериментальная». Здесь мы узнаем, «Как воду сделать чистой».

(На предметном столике стоят ёмкости с чистой и грязной водой, воронка, фильтровальная бумага.)

Педагог-эколог: Вода из большой реки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки чистой водой, люди строят большие очистные сооружения, на которых стоят фильтры. Они не позволяют различному мусору из рек попадать в водопроводные трубы. Нам нужно беречь воду - не тратить ее зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

А теперь проведем эксперимент. Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? (Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой – грязная.)

Педагог: Давайте попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмем эту воронку, вложим в нее листок специальной фильтровальной бумаги и начнем пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается. (Вода стала чистой.)

Педагог: А что стало с нашей бумагой? (Она стала грязной.

Педагог: Ребята, как вы думаете, в какой воде хочется жить всем водным обитателям? (В чистой.)

Педагог: А что может сделать каждый из нас, чтобы в водоёме вода всегда была чистой? (Варианты ответов детей, например: не бросать мусор, не мыть машины около рек, не выливать в речки воду после стирки белья.)

Вы знаете, что капельки воды – большие путешественницы! Они могут превращаться в облака и подземные речки, проливаться дождем и собираться в тучки. Давайте немножко отдохнем, превратимся в маленькие капельки (надеть на каждого ребенка нарисованную капельку на ленточке) и отправимся в путь.

Двигательный этюд «Путешествие капелек»

(Рассказ сопровождается движениями, выполняемыми вместе с педагогом под музыку.)

ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДЯНОЙ КАПЕЛЬКИ

Удобно устроившись в бутоне цветка, Капелька не спешила открывать свои хрустальные глазки. Она очень любила эти короткие минуты раннего утра, когда ещё не взошло солнце. «Так неприятно, когда оно начинает припекать, а то ещё, чего доброго, совсем иссушит меня», - думала Капелька, прячась глубже в сердцевину цветка. (Дети сидят на ковре в позе «клубочек».) Но всё живое тянулось к солнцу, и цветок тоже повернул своё яркое соцветие к теплу. Лепестки раскрылись, и жаркие солнечные лучи обожгли Капельку. «Ох…», - жалобно простонала она и тут же почувствовала, как непреодолимая сила стала поднимать её в воздух. (Тянем ручки вверх, раскрываем ладошки, медленно поднимаемся.) Вместе с нею начали испаряться и другие капельки. Многие из них, взявшись за руки, образовали хоровод. И вот уже лёгкие танцующие облачка где-то группами, а кое-кто поодиночке, поплыли в дальние края, всё дальше и дальше от родной сторонки. (Дети берутся за руки, образуют хоровод и начинают движение по кругу.)

«Оказывается, испаряться совсем не страшно, - подумала Капелька, - и сверху мне даже лучше видно…». Красочные картинки менялись одна за другой. Когда скорость танца движущихся облаков становилась быстрее, капелька не успевала рассматривать землю. Вдруг порыв ветра перемешал облачный хоровод («капельки» кружатся вокруг себя). Капелька оглянулась и с ужасом увидела, что белые воздушные платьица её подружек превратились в плотные и серые, точно грязная вата прилипла к небосводу. Радовало одно: маленькие водяные хрусталики были все вместе, и ничто не могло помешать их полёту. (Дети, взявшись за руки, сходятся в середину круга.) И вот вдали показались горы. Будто вырастая по волшебству, с каждым мгновением они приближались всё ближе и ближе. Облака пытались слегка обойти их, но жуткие чёрные исполины, один из которых был в белой шапке, встали стеной. Серые облака почернели от горя в ожидании неминуемой беды. Капельки попрощались друг с другом и бросились вниз. (Дети отпускают ручки и разбегаются в стороны, потом приседают.) А белые шапочки высоких холодных гор протянули руку помощи своим сёстрам-капелькам – холодные ручейки побежали с крутых горных вершин вниз, где их с благодарностью принимала земля. (Детям раздаются голубые ленточки, они превращаются в ручейки.) Прозрачное и прохладное тельце Капельки коснулось земли и проникло в неё. От каждого мига погружения в почву становилось всё прохладнее. Мутные грязные потоки бурлили и делались полноводнее. (Бежим с ленточками по кругу, наращивая темп.) Шум от водяных потоков оглушал Капельку. Непонятная стихия уносила её всё дальше и дальше в неизведанное. Вдруг кромешная тьма окружила Капельку. (Дети сходятся в центре, ленточки поднимают наверх.) «Наверное, я попала в подземную реку, - догадалась она. И пока путешественница раздумывала над случившимся, прозрачные воды вынесли её к морю. (Дети расходятся, образую большой круг, ленточки оставить на полу.) «Да здесь капельки со всего мира, - восхищалась она, - неужели с ними приключилось то же самое, что и со мной?» «Да-да-да» - ответил ей бурный поток, унося её всё дальше в море. Наконец, ненастье улеглось. Море успокоилось. Капелька лежала на поверхности водной глади и отдыхала. (Медленные покачивающие движения вправо и влево.) Ничто не предвещало беды. Но вот выглянуло солнце. Его обжигающие лучи подхватили Капельку и подняли в воздух (Потянули ручки вверх и закружились.) И снова облачный хоровод в невесомом танце перенёс её в другие края. «Кап-кап-кап», - заплакали облака, и обильный дождик начал поливать растения… (Дети приседают и стучат ладошками по ковру.) Капелька падала с высоты и при этом совсем не боялась. Теперь она знала точно, что не погибнет. Капелька просочилась вглубь почвы, а там её приняли корни прекрасного цветка. По стеблю она добралась до листьев и, наконец, до бутона. В цветке она сможет выспаться и отдохнуть до первых жарких солнечных лучей, чтобы потом снова отправиться в путешествие. (Сворачиваются в позу «клубочек».) А придёт время – она расскажет своим детям и внукам об этих путешествиях в дальние страны, о прекрасном облачном танце, о подземных бушующих водах и о жарком солнце, которого совсем не стоит бояться…

Педагог-эколог: Пока мы с вами путешествовали, поезд прибыл на следующую станцию «Кто где живет».

(Проводится дидактическая игра.)

Педагог-эколог: Посмотрите, ребята, в большом обруче лежат картинки с изображением разных животных и растений (кабан, лось, васильки, кукушка, дуб, черника, ель, бабочка, пчела, кузнечик, дятел, одуванчик, ромашка, лягушка, сом, кувшинка, щука, камыш), а рядом три больших картины. Мы знаем, что растения и животные могут жить только в определенных условиях: одни обитают в воде (иллюстрация водоема), другие живут в лесу (иллюстрация леса), а есть еще растения и животные, которые живут на лугу (иллюстрация луга). Перед вами карточки с изображением разных растений и животных. Надо взять картинку, определить, кто это, где живет или где растет.

Дети берут по одной картинке и свободно расходятся по комнате. По команде педагога: «Найди свой дом!» каждый ребенок должен занять место у нужной иллюстрации (лес, луг или водоем). Педагог проверяет правильность выполнения задания.

Педагог-эколог: Мы подъезжаем к станции «Хищники-травоядные». Вот два плотных листа бумаги — зеленый и красный. Я думаю, что это «обеденные» столы для животных. А вот и набор картинок с изображением животных. Разные животные питаются разной пищей: одни питаются растениями. Это – растительноядные. А другие питаются другими животными (хищники.). А вот медведь, например, питается и растениями (малина), и животными (кабан). Он является всеядным.

Проводится дидактическая игра «Кто что ест»

Педагог раскладывает листы бумаги на некотором расстоянии друг от друга и дает детям задание: правильно рассадить предложенных животных за «обеденные» столы (хищников — за красный стол, растительноядных — за зеленый). Участники первой команды выбирают только хищников, участники второй команды – только растительноядных. Дети берут по одной картинке и относят их к соответствующим «обеденным» столам. В конце педагог оценивает правильность выполнения задания и вручает жетоны.

Педагог-эколог: Наше путешествие закончилось. Мы прибыли на конечную станцию. Как же она называется?

У одной команды буквы: Э, Л, К, О;

У другой команды буквы: Я, И, Г, О.

Давайте все вместе выложим название станции «ЭКОЛОГИЯ». (Ребята выкладывают на ковре слово «Экология».)

Педагог-эколог: Теперь вы прошли все испытания и стали настоящими «Юными экологами». А это значит, что вы всегда будете жить в дружбе с природой, беречь и охранять ее.

(Награждение участников команд призами и дипломом на группу.)

А сейчас вы отправитесь в изостудию, где для вас приготовлены картинки-половинки. Художник хотел нарисовать, как здорово мальчишкам и девчонкам отдыхать в лесу. Но был очень ленивый и нарисовал только половинку рисунка. Попробуйте его закончить.

(Дети в изостудии дорисовывают и раскрашивают картину «В дружбе с природой».)

 

• Во время прогулки воспитатель вместе с детьми организует «Азбуку добрых дел».

Цель: воспитывать чувство ответственности за живую природу, учить детей бережному отношению к растениям и животным.

Предварительно нужно развесить на деревьях «Жалобы от природы». На игровой площадке разбросать пакеты, фантики.

Воспитатель: Ребята, сегодня деревья, животные и птицы прислали нам свои жалобы. Они тоже живые и иногда люди делают им больно. Давайте прочитаем их жалобы и все вместе попытаемся им помочь.

Вместе с ребятами на участке детского сада обнаружить записку на дереве.

«Я – рябинка (можно любое дерево). Всю свою жизнь я живу на участке вашего детского сада. Летом мои листочки дают тень и прохладу. А зимой мои ягодки кормят голодных птиц. Но сегодня мимо меня проходил какой-то хулиган и сломал мне веточку. Сейчас мне очень больно. Помогите мне, пожалуйста».

  • Как же мы можем помочь рябинке? (Ответы детей).
  • Правильно ли поступил хулиган? Зачем он это сделал?
  • А мы будем с вами так делать? (Ответы детей)

У меня с собой есть бинтик. Давайте завяжем больную веточку рябинке и дружно скажем ей добрые слова:

Ты, Рябинка, не болей,
Выздоравливай скорей!

На пути к игровой площадке обнаружить письмо-жалобу от птички – зяблика.

 «Ребята, сегодня у меня очень грустный день. Кто-то увидел мое гнездышко и бросил его на землю. Где же я буду теперь жить? Помогите мне, пожалуйста!»        

Как же мы можем помочь зяблику? Правильно, вернуть гнездышко на место. Хорошо, что в гнезде не оказалось его деток, а то бы они могли погибнуть. И сами никогда птичьи гнездышки разрушать не будем. А теперь давайте и нашему зяблику скажем добрые слова:

Зяблик, ты не обижайся,
В домик снова возвращайся.
Будем мы тебя беречь,
С нетерпением ждать встреч!

А теперь идем на нашу детскую площадку. Ух, ты! Кто же ее так замусорил? Неужели все те же хулиганы? Что же нам теперь делать? Не хочется играть среди такого мусора и беспорядка. Придется нам с вами убраться. А ну-ка, мальчишки собирают все пакетики, а девчонки фантики. Только вот куда нам это все выбросить? Смотрите, кто-то поставил нам ящичек для сбора мусора. Вот куда мы будем все складывать! Ящичек этот я отнесу в и выброшу мусор в большой мусорный контейнер, а оттуда его увезут на свалку, где ему и место. Раз, два, три, весь мусор собери! (Ребята наперегонки собирают пакеты и фантики.)

Воспитатель: Вот молодцы! Посмотрите, как чисто! Теперь нам приятно будет здесь гулять.

Ребята, а если бы хулиган оставил весь этот мусор в лесу, зверям и птицам было бы приятно? Конечно, нет. А растениям: цветам и деревьям? Тоже нет. Значит, они тоже любят чистую природу. Давайте ей тоже скажем добрые слова:

Будь здорова, зелена,
Будь красива и чиста!
В дружбе мы живем с тобою,
Не обидим никогда!

Вот видите, ребята, мы сегодня с вами вместе сделали три добрых дела: помогли рябинке, помогли птичке-зяблику и убрали мусор на площадке. Значит, и сами никогда не будем ломать деревья, разрушать птичьи гнезда и мусорить! Мы – настоящие экологи!

• Во время физкультурного занятия была организована игра «На лесной опушке», целью которой было закрепление знаний детей о том, как нужно вести себя в лесу. Под музыку и стихотворное сопровождение дети выполняли различные движения:

Нам пора и поразмяться.
Предлагаем прогуляться.
Темным лесом, сочным лугом
Мы шагаем друг за другом.
(Выполняют обычную ходьбу)
Чтоб цветочки не помять,
Ноги нужно поднимать!
(Ходьба с высоко поднятыми коленями)
По тропинкам мы бежим,
Не мешаем, не шумим.
(Бег змейкой друг за другом)
На полянке бабочкам
Весело летать.
(Махи руками одновременно с бегом)
Мы слегка присядем,
Будем наблюдать.
(Приседания)
Прыгают лягушки
На лесной опушке.
(Прыжки из положения приседа)
Очень их боятся
Комары и мушки.
Чтобы ветки не ломать,
Будем тихо мы шагать.
(Ходьба спокойным шагом)
С лесом в дружбе мы живем,
Лесу песенки поем.
(Остановка на месте)
Потянулись, подышали,
В группу дружно пошагали.

• Для групп детского сада, где проводятся дополнительные занятия по экологии, организована экологическая газета для родителей «Волшебный мир». Материалы ее еженедельно обновляются. В газете отражены такие разделы, которые позволяют родителям узнать много интересных фактов о жизни животных и растений («Расскажите детям, это интересно»), познакомиться с различными экологическими проблемами (Знаете ли вы, что…»), сделать вместе с детьми опыты, позволяющими более полно познакомиться с различными свойствами предметов и природными явлениями («Занимательные опыты»), включены развивающие домашние задания («Развивалочки»), оформлена «Страничка здоровья», фото-коллаж «Посмотрите на нас», где представлены фотографии детей во время занятий по экологии. В конце года была организована выставка семейных фотографий «Сделаем мир лучше», целью которой являлось приобщение родителей и детей к экологической культуре.

Таким образом, совместно с воспитателем, музыкальным работником, руководителем изостудии, инструктором по физкультуре и при участии родителей дети познакомились со значением слова «экология», закрепили основные знания, приобрели навыки экологически грамотного поведения в природе.