Урок литературного чтения по программе Л.В. Занкова по теме: А.С. Пушкин. "Руслан и Людмила"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с новым видом стихотворного текста – поэмой; развивать речь учащихся; воспитывать патриотизм.

Оборудование: магнитофон, кассета с увертюрой к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила», книга с полной поэмой, картины с отрывками из поэмы.

Ход урока

1. Мы сегодня начинаем наш необычный урок с увертюры к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила», это, несомненно, шедевр музыкального искусства. 200 лет назад, в 1820 году в Петербурге была закончена поэма А.С.Пушкина. Александру Сергеевичу было 20 лет, когда он закончил свою первую поэму. Поэма имела успех необыкновенный В.А.Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».

Это произведение написано в стихотворной форме, но отличается от обычных, стихотворений и от обычной сказки. В поэме действуют фантастические сказочные герои – черти, русалка, леший, «Мертвая голова, поражающая своей ужасной красотой и силой».

2. Все вы прочитали поэму?

- Понравилась ли вам поэма?
- Что можете сказать о героях произведения?
- Кто они?
- Почему поэма так названа?
- Кто из героев более симпатичен?
- Кого из героев могли бы назвать отрицательным персонажем поэмы? Почему?
- Попробуйте определить одним словом, о чем это произведение?

- Все вы будете правы, сказав, что эта поэма о любви, о победе добра над злом, о дружбе и ненависти, но эта еще и о патриотизме.

- Кто может сказать, что такое патриотизм?

Патриотизм – это преданность и любовь к отечеству к своему народу.

Патриотчеловек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.

- Вспомните, какой эпизод в поэме говорит о патриотизме главного героя? (Осада Киева, битва Руслана с печенегами.)

- Кроме Руслана на поиски прекрасной Людмилы отправились три его соперника: Рогдай, Фарлаф и Ратмир. Почему ни одному из них не удалось найти Людмилу?

(Соперникам Руслана помогали злые силы в образе ведьмы Наины.)

- Но в любой сказке должны быть и добрые силы, которые противостоят злу и выступают на стороне главного героя.

- Кто помогал Руслану?
- А что было с Людмилой?
- Как удалось Людмиле обмануть злого волшебника?
- Что помогло Руслану найти свою Людмилу, только ли его взаимные помощники?

(Рисунки учащихся.)

3. Вспомните, с чего начинается поэма…

Чтение «У Лукоморья…»

- Кто-то знает наизусть?

- Приятно удивлю, вступление было написано после написания поэмы.

- Попробуйте определить роль этого отрывка.

4. Объяснить значение слов:

Лукоморье – морской залив
дол – удлиненная впадина
булат – старинная узорчатая сталь для клиньев мечей
десница – правая рука
темница – место заключения
чахнуть – становиться слабым

5. Чтение учителем и учащимися отрывка «Бой Руслана с головой».

- Среди героев поэмы был ли автор?
- Он – слушатель, и для нас рассказчик и собеседник.

(Обратимся к Пушкину.)

«Одну я помню: сказку эту поведаю теперь я свету…
Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой»

Значит, это сказка сказанье, преданье, история.

- Почему этот отрывок было интересно читать?

6. Выберите определения, которые наиболее точно выражают суть этого эпизода:

загадочный,

 

красивый

таинственный,

 

страшный,

замечательный,

 

сказочный

необыкновенный,

 

 

фантастический,

 

 

прекрасный

 

 

- Почему этот эпизод называется «сказочным»?

(Сказочные герои – черти, лешие, мертвая голова, время действия, условия, в которых действуют герои. Место действия старой битвы поле, мрачная степь. Лукоморье с зеленым дубом и златой цепью, мертвое поле, усеянное костями.)

- Найдите сказуемые, существительные, которые мы редко употребляем, но которые уместны в произведении Пушкина.

Уста
Громада
Бразды
Злоба
Очи
Померкла
Ступай

- Слова, которые редко употребляются в современном языке, называются архаизмы.

- Наряду с необычным изображением таинственного, в путешествии и речи употребляются обычные бытовые выражения: «Еду, еду не свищу, а как наеду – не спущу»

- У необычных героев появляются обычные человеческие чувства – голова дразнится, бледнеет, стонет, молит о пощаде.

- А что еще делает этот эпизод, да и всю поэму сказочной?

(Обратимся к Пушкину, песня 3-я)

 «Свершив с Рогдаем, бой жестокий.
Проехал он дремучий лес:
Пред ним открылся дол широкий
При блеске утренних небел»

Или

«Уж побледнел закат румяный
Над усыпленною землей,
Дымятся синие туманы
И всходит месяц золотой;
Померкла степь»

Вывод

- Что в языке поэта делает поэму сказочной, неповторимой?

Эпитеты - определения, прибавляемые к предмету для большей изобразительности: дремучий лес, дол широкий утренних небес, закат румяный.

- Как вы думаете, что являлось источником вдохновения поэта, что питало его творческое воображение? Как называется, на ваш взгляд, тот богатейший кладезь, откуда Пушкин взял великолепные эпитеты, сказуемые, существительные, чтобы сделать язык сказочным, неповторимым, завораживающим воображение читателя?

(Народное творчество, фольклор.)

- Каким предстает Руслан? (Храбрый, бесстрашный витязь, но добрый, умеющий прощать нанесенную ему обиду и оскорбление.)

Показ иллюстраций книги.

Вывод

- Мы познакомились с замечательным произведением, в основе которого лежат «дела давно минувших дней, преданье старины глубокой», но оно интересно нам и сейчас. Поэма воспевает торжество верной любви, чувство, которое непобедимо никаким злом на свете; воспевает добро и красоту, дружбу и верность; воспевает любовь к своей земле, к своему народу.

Просмотр фрагмента из кинофильма «Руслан и Людмила».

16 декабря 1821 г. в Москве состоялась премьера балета «Руслан и Людмила». Несомненно, шедевром отечественного музыкального искусства была опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».