Программное содержание:
- воспитывать интерес к природе, доброжелательное отношение к животным;
- знакомить с повадками и сезонными изменениями зайца;
- развивать умение рассматривать предмет, определять его признаки;
- закреплять умение складывать полоску пополам.
Предварительная работа:
- игры с зайцем серого цвета;
- изготовление усов для кота Неумейки;
- разгадывание загадок о диких животных.
Оборудование к занятию:
- демонстрационный материал (капуста, морковь, ветка ели);
- материал для работы детям (карандаш, полоски белой бумаги, клей).
Ход занятия
Воспитатель: Дети, вы ничего не заметили в группе?
Дети осматриваются.
Воспитатель (помогает найти мешочек):
– Посмотрите, на мешочке лежит записка, а на ней загадка:
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Бежит, что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо отгадай-ка –
Кто же это? (Зайка.)
Первому угадавшему загадку ребенку воспитатель предлагает достать игрушку.
Воспитатель: Дети, посмотрите на зайчика. Какой он?
Ответы детей.
– А на что похож зайчик?
Дети сравнивают со снегом, ватой, сахаром и т.д.
Воспитатель: Дети, а летом он был серый. Что же случилось с его шубкой? Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте спросим самого зайчика.
Дети спрашивают.
Зайчик: Летом у меня была серая шубка, в ней было удобно прятаться в тени под кустом. А когда выпал снег, я надел белую шубку, чтобы можно было спрятаться от лисы в снегу. Когда лиса гонится за мной, я стараюсь запутать следы. Прыгну на пенек, прижму ушки, закрою глазки и сижу тихонечко, словно белый снежок лежит на пенечке. Лиса побегает по моим следам, устанет и убежит. Но сейчас в лесу снегу еще мало, мою белую шубку лисе хорошо видно. Поэтому она меня сразу найдет и съест. (Грустит.)
Воспитатель: Почему ты такой грустный? Не грусти, заинька, на, съешь конфетку.
Зайчик: Но мы, зайцы, не едим конфеты.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что едят зайцы?
Дети: Морковку и капусту.
Воспитатель: А разве морковь и капуста растут в лесу?
Дети: Нет.
Воспитатель: А где растут морковка и капуста?
Дети: На огороде.
Воспитатель: Зайцы летом едят траву, листья, а зимой мелкие веточки, кору деревьев, из-под снега достают корешки. Я приготовила для зайчика угощение: морковку и капусту, но куда я все это положила, не помню. Давайте поищем угощение.
– Ах, вот они! Давайте угостим зайчика, гостей и сами попробуем.
Дети пробуют капусту и морковку.
Воспитатель: Дети, а все-таки, как помочь зайчику, чтобы он мог спрятаться от лисы?
Ответы детей (подвести детей к тому, что надо сделать снежинки).
Воспитатель: Правильно, зайчик от лисы спрячется под снежинками, и она его не найдет.
Предлагает детям сесть за столы.
Воспитатель: Смотри, зайчик, внимательно и запоминай! Сначала наметим карандашом, чтобы снежинка не потерялась при склеивании. Склеим усы из двух полосок, как у кота. Посредине наклеим еще одну полоску. Вот тебе, зайка, снежинка.
Воспитатель: Теперь вы, ребята, сделайте снежинки для зайчика.
Воспитатель вместе с зайчиком помогают детям.
Воспитатель: Подарите зайке свои снежинки, скажите: “Вот тебе, заинька, снежинки, прячься от лисы”.
Зайчик: Спасибо вам за снежинки, теперь мне лиса не страшна.
Игра “Лиса и зайцы”.
Воспитатель: Какой у нас скоро праздник?
Дети: Новый год.
Воспитатель: А какое дерево к нам придет из леса?
Дети: Елка.
Воспитатель: Ребята, вот у меня веточка от ели. Какая она? Подойдите, потрогайте и понюхайте ее.
Дети: Зеленая, колется, с шишками.
Воспитатель: Дети, а у елки вместо листьев иголки. Эти иголки – хвоя (повторяют несколько раз).
А чем пахнет веточка елки? Да, она пахнет Новым годом.
А кто к нам еще приедет в гости?
Дети: Дед Мороз, Снегурочка, разные зверушки.
Воспитатель: Зайчик, и ты приходи к нам в гости на Новогодний праздник!
А сейчас тебе пора в лес! До свидания!
Зайчик уходит.