УМК: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.
Тема урока: упражнения в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.
Тип урока: урок закрепления пройденного материала.
Цели:
1) продолжить формировать умения учащихся в правильном написании слов с буквами и, у, а после шипящих;
2) развитие орфографической зоркости;
3) воспитание интереса к изучению русского языка.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, картинка с изображением цветка ландыша.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь. В тетрадях у вас записано число, классная работа.
Теперь и мы все отдохнули,
Новая забота:
Нужно сделать на «отлично»
Классную работу.
II. Сообщение целей урока
Сегодня на уроке мы будем продолжать упражняться в правильном написании слов с буквами и, у, а после шипящих, т.е. в написании буквосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
III. Минутка чистописания.
В минутку чистописания включены буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Перед тем, как учащиеся приступят выполнять данное задание необходимо вспомнить правило о написании данных буквосочетаний. Правило проговорить хором.
1 ряд – прописывает ча-ща
2 ряд – прописывает чу-щу
3 ряд - прописывает жи-ши
IV. Словарная работа. Игра «Отгадай»
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей
Ты знаком, конечно, с ней.
(Машина)
Молодцы, ребята! Вы совершенно верно отгадали данную загадку. Запишем слово машина в тетрадях и подберём к нему однокоренные слова.
Машина, машинка, машинистка, машинист, машинный.
Задание: разобрать данные слова по составу. Перед началом работы вспомнить правило о порядке разбора слов по составу. (Комментирование.)
(После выполнения данного задания. Учащиеся отвечают на ряд вопросов. Что такое корень? Что такое приставка? Что такое суффикс? Что такое окончание? Что такое основа? Какая часть слова является главной?)
Из записанных слов прочитайте только имена существительные. Расскажите всё, что вы знаете о существительном.
Какой частью речи является слово машинный? Расскажите правило о прилагательном.
V. Составление словосочетаний и предложения со словом машина. Игра «Удивляй–ка »
Ребята, составьте словосочетание со словом машина. (Выслушиваются ответы учащихся.)
Ребята, составьте предложение со словом машина, в котором обязательно была бы грамматическая основа предложения.
(Выслушиваются ответы учащихся. Осуществляется запись одного из наиболее удачных предложений и выполняется разбор предложения по членам предложения.)
Родители купили новую машину.
Ребята, вспомним правило о предложении. Выслушивается ответ одного из учеников.
(Учителем осуществляется беседа о соблюдении правил дорожного движения.)
VI. Закрепление написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Игра-тренинг
Замените предложение одним словом.
- Дикая роза, в плодах которой больше всего витамина С. (Шиповник)
- Густой частый лес. (Чаща)
- Небольшой редкий лес. (Роща)
- Этот предмет носят на руках, они бывают на башнях, есть в каждом доме. (Часы)
- Облако, которое плачет. (Туча)
- Зубастая хищная рыба. (Щука)
Все данные слова записываются учащимися в тетрадь. Выполняются некоторые задания: обозначить орфограмму в записанных словах, поставить ударение, определить количество слогов в каждом слове, найти «лишнее слово». Назвать самый лёгкий способ определения количества слогов в слове.
VII. Физминутка
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.А теперь по кругу быстро
Словно стрелочка часов.
Проведём глазами дружно
Ну и дальше – будь здоров!
VIII. Работа по деформированным предложениям. Игра «Лови ошибку!»
На доске записаны слова:
1) живёт, Рыжик, у нас, собака
2) ландыш, Нина, душистые, собрала
Из данных слов учащиеся должны составить предложения и записать их в тетрадь.
У нас живёт собака Рыжик.
Нина собрала душистые ландыши.
Проводится словарная работа по слову душистые.
Душистые – имеющие сильный приятный запах.
Почему слово Рыжик записано с большой буквы? Расскажите правило о написании слов, обозначающих клички животных. Почему слово Нина записано с большой буквы? Расскажите правило о написании слов, обозначающих фамилии, имена, отчества людей. Выделите в каждом предложении грамматическую основу. Назовите лова, обозначающие действия собаки и человека. Какой частью речи они являются? Расскажите всё, что вы знаете о глаголе.
IX. Звукобуквенный анализ слова.
Для звукобуквенного анализа выпишите из первого предложения слово, обозначающее действие собаки. (Выполняется звукобуквенный анализ слова живёт.)
Ж-[ж] - согл., тв., зв., парн.
И – [ы]- глас., безуд.
В – [в’]- согл., мягк., зв., парн.
Ё – [о] – гласн., ударн.
Т – [т] – согл., тв., глух., парн.
5 букв, 5 звуков, 2 слога
Данное задание выполняется коллективно, под руководством учителя.
X. Самостоятельная работа. Свои примеры
Для закрепления пройденного материала предлагается учащимся записать по два слова своих примеров с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Подчеркнуть орфограмму.
XI. Диктант
Наступила зима. Замёрзли лужи. Полетели пушистые снежинки. У Миши и Яши новые лыжи. Целый день малыши были на горке.
Посчитать, сколько предложений в данном диктанте.
XII. Домашнее задание
Записать текст из 5-6 предложений на тему «Зимняя прогулка» с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.