Тема: Спешите делать добро.
Цели: продолжать работу по данной теме; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас; воспитывать доброе и бережное отношение ко всему окружающему.
Оформление: плакат с изображением яркого солнца, карточки с высказываниями о доброте, пословицами; детские рисунки.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Хочу начать урок со слов Л.Татьяничевой: «Делать людям хорошо - хорошеть самому».
- Значит ли это, что надо быть хорошим человеком, делать то, что нравится людям?
- А эпиграфом станут слова А. Чепурова:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра: она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
- А как вы понимаете слова В.Гюго (фран.пис.) «Во внутреннем мире человека доброта- это солнце»
- Почему доброту сравнивают с солнцем?
- Помните, что добрым, милосердным людям легче жить, общаться друг с другом; общение с такими людьми приносит радость.
- А что же такое доброта, по вашему мнению?
В толковом словаре С. И. Ожегова даётся такое определение этому слову: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Ребята, а что же такое добро?
В толковом словаре С.И. Ожегова есть несколько определений этого слова.
1) Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
2) Имущество, вещи.
- Какое же определение мы выберем для нашего урока?
3. В старину люди своё отношение к тому или иному явлению, чувству, вкладывали в пословицы, которые дошли до наших дней.
Ранее мы встречались на уроках с ними, а сейчас посмотрим, как вы их запомнили.
ИГРА «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»
Доброе слово лечит |
себя веселить |
|
Злой не верит |
добро и делай |
|
Добро желаешь |
злое калечит |
|
Добро творить |
а добрый от радости |
|
Злой плачет от радости |
себя веселить |
- А какие пословицы о доброте знаете вы?
4. Об этом качестве человека люди задумывались давно. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье».
Эту мысль продолжил уже в I веке до н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».
Вспомним слова Л. Н. Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других».
- А какой вывод можно сделать, познакомившись со всеми высказываниями? (Человек счастлив только в окружении счастливых.)
- Сейчас вы увидите небольшой эпизод, который часто встречается в нашей жизни.
5. Инсценировка рассказа В. Осеевой «Просто старушка»
- Как вы оцениваете поступок мальчика?
- Что вы можете сказать о девочке?
- А как бы вы поступили в подобной ситуации?
6.
- Я вспоминаю слова М. М. Пришвина: «Лучшее, что я храню в себе, - это живое чувство к добрым людям».
- Человек, делающий добро другим, чувствует себя счастливым. Ребята, а какие высказывания писателей о доброте вы знаете?
- «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта». (Мигель Сервантес)
- «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям». (Жан Жак Руссо)
- «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе». (Вильям Шекспир)
- «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях». (Блез Паскаль)
- «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». (Лев Толстой)
- «Знания должны увеличиваться с добротой». (Фазиль Искандер)
- Какой вывод из всех этих высказываний мы можем сделать? (Относиться к людям надо уважительно, по-доброму.)
7.
- Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым.) Этот человек приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах.
- Какой человек может быть добрым? (Тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других, учитывает интересы других людей.)
- Какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым? (Любить людей знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей.)
8. Чтение рассказа В. Осеевой «Злая мать и добрая тётя»
- Действительно ли мама была злой?
- А как бы вы назвали это произведение?
9. Выставка рисунков, чтение сочинений
- А что вы сделали хорошего? Чем вы помогли людям?
10. Чтение стихотворений
- Много рассказов написано о доброте, в каждой сказке добро побеждает зло. А какие стихотворения о доброте вы знаете?
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.И. Романов
Как бы жизнь ни летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живём на земле.А. Лесных
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может, не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас
На дне души, до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.М. Лисянский
11. Тема нашего урока «Спешите делать добро». Может быть, кто-то из вас знает, кому принадлежат эти слова?
Эти красивые слова принадлежат главному врачу московских тюремных больниц Ф. П. Газу. Он очень много делал для облегчения условий жизни заключённых. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, установленного в 1909 г. в Москве, в переулке Мечникова.
12. Итог урока
Стираются лица и даты,
Но всё ж до последнего дня
Мне помнить о тех, кто когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем за столиком шатким,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт доброта по земле. И я про неё не забуду,
Как я забываю о зле.Ю. Друнина
- Давайте делать добрые дела, помнить только хорошее, доброе. Ведь только добрый человек может быть красивым. Я желаю вам быть добрыми, красивыми, уважать и ценить друг друга. Урок окончен.