Цель:
- совершенствовать восприятие;
- тренировать слуховые ощущения;
- закреплять навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств;
- ориентировка зрительных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений.
Оборудование:
- человечки Глазка, Нюх-нюх, Ушастик, Вкусик;
- домики Колокольчики;
- эмблемы с изображением радуги;
- коробочки из-под киндер-сюрпризов;
- зеркала по количеству детей;
- схема глаза;
- кассета со звуками;
- картинки с изображением звука;
- фрукты и овощи, различающиеся по вкусу (сладкие, кислые, горькие, соленые).
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о частях нашего тела. Вспомните сначала, какие части тела вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Что у нас находится вверху тела?
(Ответы детей.)
– Да, это голова. Покажите, что у нас есть на голове?
Ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в Волшебную страну, где живут смешные человечки.
Включает магнитофон с записью.
– Слышите, заиграла волшебная музыка? Закройте глаза и представьте, что вы – легкое перышко.
В это время воспитатель расставляет домики для человечков.
Воспитатель: Вот мы и в волшебной стране. Сколько здесь разных домиков! Давайте подойдем к первому домику и узнаем, кто там живет?
Из домика появляется человечек-Ушастик (с большими ушами). Воспитатель обращает внимание детей на то, что необычного есть у человечка?
Ответы детей.
Воспитатель: Этого человечка зовут Ушастик, потому что у него большие уши. А для чего нужны уши?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, действительно, уши помогают нам слышать друг друга, музыку, шум реки, пение птиц и т.д. А вы умеете внимательно слушать? Ушастик приготовил для вас интересную игру, которая называется “Узнай картинку по звуку”.
Игра “Узнай картинку по звуку”
Развешиваются картинки, на которых изображены предметы. Раздаются звуки, которые соответствуют предметам на картинках. Дети соотносят звуки и картинки.
Воспитатель: А какой звук вам понравился больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Нашему Ушастику больше всего нравится звук колокольчика, и он нам приготовил подарки.
Открывает коробку, в которой находятся колокольчики. Предлагает детям позвенеть и послушать звук. Прощаются с Ушастиком.
Воспитатель подводит детей к другому домику:
– Интересно, кто живет в этом домике?
Показывает детям следующего человечка, у которого большие глаза.
Воспитатель: Этого человечка зовут Глазка. Как вы думаете, для чего нужны глаза человеку?
Ответы детей.
Воспитатель: Действительно, глаза нужны, чтобы читать, смотреть мультики, видеть друг друга, ходить и не спотыкаться.
Показывает детям простейшую схему глаза и предлагает рассмотреть ее.
Воспитатель: Возьмите зеркало и внимательно рассмотрите свои глаза. Найдите у себя верхнее веко с ресничками и нижнее веко с ресничками, зрачок. Какого цвета у нас зрачок? А теперь посмотрите на радужную оболочку. Какого она цвета?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, она у всех у нас разного цвета. У меня она коричневого цвета; значит, я кареглазая, у Егора голубого цвета; значит, он голубоглазый.
Игра “Угадай, какая фигура спряталась?”
На фланелеграфе располагаются фигуры разные по цвету и величине, которые воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить. Дети закрывают глаза, какая-либо фигура убирается. После того, как глаза открыты, дети определяют, какая фигура исчезла.
Воспитатель: Глазка рассказал мне, что он очень любит смотреть на радугу. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Действительно, радуга очень красивая, разноцветная. Глазка тоже приготовил для вас подарок – кусочек радуги, чтобы вы могли ею любоваться.
Воспитатель дарит детям эмблемы с изображением радуги.
Воспитатель: Вот и третий домик. В нем живет Нюх-нюх. Какой удивительный человечек! А что у него есть необычного?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, действительно, у него большой нос. Давайте его рассмотрим.
Показывает ноздри, переносицу, крылья носа.
Воспитатель: Возьмите зеркало и найдите у себя ноздри, переносицу, крылья носа. Сделайте глубокий вдох и выдох. Посмотрите, как раздуваются крылья носа.
Нюх-нюх приготовил для нас игру.
Игра “Загадки и отгадки”.
Дети садятся за столы. Перед каждым лежат несколько коробочек от киндер-сюрпризов, в которых кусочки чеснока, апельсина, лимона. Воспитатель сообщает, что в коробочках загадки, а на тарелочках отгадки (каждая коробочка с номером, который соответствует номеру тарелочки). Предлагает понюхать каждую коробочку. Если дети отгадывают, что в коробочке по запаху, воспитатель открывает тарелку и подтверждает их ответ.
Нюх-нюх предлагает взять себе коробочку с понравившемся запахом.
Воспитатель: А вот и последний домик. Посмотрите, кто там живет. Это Вкусик. Что необычного есть у этого человечка?
Ответы детей.
Воспитатель: Действительно, у него большой язык и зовут его Вкусик. Он любит все пробовать. А вы знаете, что нам помогает распознавать разные вкусы?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это язык. На языке есть маленькие присосочки, которые определяют наш вкус. Подойдите к зеркалу и рассмотрите внимательно свой язычок, вы увидите маленькие присосочки. А сейчас поиграем в игру.
Игра “Угадай, что ты съел и какого вкуса?”
Дети закрывают глаза и отгадывают, кусочек какого фрукта или овоща они съели и какой вкус у этого кусочка.
Воспитатель: Вкусик тоже приготовил вам подарки. Как вы думаете, что он вам может подарить – вкусное и сладкое? (Предположения детей). Правильно, конфеты. Он очень любит конфеты и самые вкусные выбрал для вас.
Дарит детям конфеты.
Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад.
Звучит волшебная музыка, дети закрывают глаза, возвращаются из Волшебной страны в детский сад.
Воспитатель: Вот мы и опять в своей группе. Давайте вспомним, кого мы встретили в Волшебной стране.
Обсуждение.