Один стежок, другой стежок,
Не спи моя иголка,
Раскрылся лист, расцвел цветок
Лазоревого шелка.
К себе я птиц веселых жду,
Они вернутся к маю,
И это дерево в саду
Для них я вышиваю.
Положения можно получить у автора статьи.
Пояснительная записка
Важной составляющей воспитательной системы в школе является кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.
Программа курса “Ручная художественная вышивка” предназначена для учащихся 6–7-х классов общеобразовательной школы. Данная программа является частью комплексной системы работы школы по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки крестом помогает создать изделие отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.
Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании.
Программа курса рассчитана на 36 часов.
Цель программы:
- углубление знаний по декоративно-прикладному искусству,
- систематизация знаний о различных приемах вышивки,
- развитие творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:
- создание иллюстративного материала “История и виды вышивки”,
- освоение приемов вышивки крестом,
- выполнение творческого проекта.
Новизна программы заключается в представлении творческого проекта, выполненного по индивидуально разработанной композиции.
Формы проведения занятий:
- Демонстрация изделий.
- Занятия с элементами лекций.
- Практические занятия.
- Самостоятельная работа с литературой.
- Работа над проектом.
Наглядность:
- Таблицы: орнаменты, простейшие швы, крест.
- Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов.
- Изделия, изготовленные учителем: панно, картины, салфетки и т.д.
Учащиеся должны уметь:
- Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.
- Уметь вышивать на пяльцах и без них.
- Начинать и заканчивать работу без узлов.
- Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.
- Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.
- Выполнять работу простыми декоративными швами, счетным крестом, гобеленовым швом.
- Оформлять вышивку в рамку. Выполнять работу качественно.
- Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
Учащиеся должны знать:
- Виды ручной вышивки.
- Историю и традиции вышивки.
- Способы нанесения рисунка на ткань.
- Способы закрепления нитей.
- Способы выдергивания нитей.
- Способы зашивок.
- Применение мережек, креста, свободных швов.
Способы оценивания результативности учащихся:
- Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.
- Выполнение заданий.
- Защита проекта.
Программа способствует
- повышению интереса к культурным традициям родного края;
- развитию познавательной и творческой активности детей;
- формированию нравственных ценностей;
- расширению политехнических знаний; -повышению культуры общения детей;
- укреплению веры детей в свои способности.
Прогнозируемые результаты
На занятиях кружка дети ознакомятся с историей вышивки народов мира. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края, В ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.
Тематический план курса
№ п\п |
Тема | Часы | Теория | Практика |
1 | Понятие декоративно – прикладного искусства. | 4 | 1 | 3 |
2 | Приспособления материалы, инструменты для рукоделия. | 2 | 1 | 1 |
3 | Технология выполнения свободных швов | 6 | 1 | 5 |
4 | Технология выполнения счетных швов | 6 | 1 | 5 |
5 | Гобеленовый шов | 2 | 2 | |
6 | Другие виды вышивок, их использование. | 2 | 1 | 1 |
7 | Композиция, цветовой круг, орнамент | 4 | 1 | 3 |
8 | Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом. | 2 | 2 | |
9 | Практическое занятие; шов крест, гобеленовый шов | 6 | 1 | 5 |
10 | Защита проекта | 2 | 1 | 1 |
Всего: | 36 | 8 | 2 8 |
Содержание учебного материала
1. Вводное занятие
- Понятие декоративно-прикладного искусства.
- Знакомство с видами творчества и его направлениями.
- Из истории русской вышивки.
- Из истории западноевропейской вышивки.
- Знакомство с одеждой кубанского казачества. Вышивка в одежде.
2. Инструменты и приспособления для вышивания:
- Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия. Увеличение и уменьшение рисунка.
3. Технология выполнения свободных швов
- Шов “вперед иголку”.
- Шов “строчка”.
- Шов “за иголку”.
- “Стебельчатый” шов.
- “Тамбурный шов” и его варианты.
- “Тамбурный шов” и его варианты.
4. Технология выполнения счетных швов
- Шов “роспись”.
- Шов “козлик”.
- Шов “косичка”.
- Счетная гладь.
- Зигзаг (словацкий шов)гобеленовый шов.
- Крест с горизонтальными стежками на изнанке.
- Крест с вертикальными стежками на изнанке.
- Крест простой – редкий.
- Кресты в два ряда.
- Крест двусторонний.
- Двойной или болгарский крест.
- Стоячий крест.
- Двусторонний “тамбовский” крест.
5. Гобеленовый шов
- Технология выполнения гобеленового шва
6. Другие виды вышивок, их использование
- Белая гладь.
- Цветная гладь.
- Вышивка ришелье.
7. Композиция, цветовой круг, орнамент
- Составление композиции.
- Орнамент, цветовой круг.
- Колорит.
8. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом.
- Разработка собственного варианта композиции, орнамента, сюжета для творческого проекта.
9. Практическое занятие; шов крест, гобеленовый шов
- Технология выполнения вышивки. Выполнение идущих сверху вниз горизонтальных рядов крестиков.
- Выполнение идущих снизу вверх горизонтальных рядов крестиков.
- Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх.
- Вертикальный ряд.
- Выполнение крестиков в 1 прием.
- Выполнение горизонтального ряда крестиков.
- Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх.
- Выполнение вертикального ряда крестиков сверху вниз.
- Диагональное расположение крестов.
- Обводка вышитых мотивов.
- Закрепление нитки.
- Оформление края изделия.
- Стирка и глажение вышитых изделий.
- Оформление вышивки в рамку.
- Изготовление декоративной рамки.
10. Защита проекта
- Оценка качества готового изделия. Выставка творческих работ.
Календарно-тематическое
планирование занятий курса
“Ручная художественная вышивка”
№ |
Тема занятия | Часы | Дата | |
Теория | Практика | |||
1. | Понятие декоративно – прикладного
искусства – Знакомство с видами творчества и его направлениями. – Из истории русской вышивки. – Из истории западноевропейской вышивки. – Знакомство с одеждой кубанского казачества. |
1 | 1 1
1 |
|
2. | Инструменты и приспособления для
вышивания – Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия. – Увеличение и уменьшение рисунка |
1 |
1 |
|
3. | Технология выполнения свободных швов | 1 | ||
– Шов "вперед иголку" | 1 | |||
– Шов "строчка" | 1 | |||
– Шов "за иголку" | 1 | |||
– "Стебельчатый" шов | 1 | |||
– “Тамбурный шов” и его варианты | 1 | |||
4. | Технология выполнения счетных швов | 1 | ||
|
– Шов "роспись". Шов "козлик" | 1 | ||
– Шов "косичка"Счетная гладь | 1 | |||
– Крест с горизонтальными стежками на изнанке. | 1 | |||
– Кресты в наклонном ряду | 1 | |||
– Двойной или "болгарский" крест. Стоячий крест | 1 | |||
5. | Гобеленовый шов – Технология выполнения гобеленового шва |
1 1 |
||
6. | Другие виды вышивок, их использование – Белая гладь. Цветная гладь. – Вышивка ришелье. |
1 | 1 | |
7. | Композиция, цветовой круг, орнамент – Составление композиции – Орнамент, цветовой круг – Колорит |
1 | 1 1 1 |
|
8. | Подбор рисунка, выбор канвы для
вышивки крестом. Работа над проектом – Разработка собственного варианта композиции, орнамента, сюжета для творческого проекта. |
1 1 |
||
9.
|
Практическое занятие; шов крест, гобеленовый шов | 1 | ||
– Технология выполнения вышивки.
Выполнение идущих сверху вниз горизонтальных
рядов крестиков – Выполнение идущих снизу вверх горизонтальных рядов крестиков – Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх |
1 | |||
-Вертикальный ряд – Выполнение крестиков в 1 прием – Выполнение горизонтального ряда крестиков. – Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх. |
1 | |||
– Выполнение вертикального ряда
крестиков сверху вниз. – Диагональное расположение крестов – Обводка вышитых мотивов |
1 | |||
– Закрепление нитки – Оформление края изделия – Стирка и глажение вышитых изделий |
1 | |||
– Оформление вышивки в рамку – Изготовление декоративной рамки |
1 | |||
10 | Защита проекта – Оценка качества готового изделия. Выставка творческих работ. |
1 |
1 |
|
Итого: 36 | 8 | 28 |
Материальное обеспечение:
- нитки мулине, шерстяные;
- иглы № 24, 25, 27;
- наперсток;
- линейка;
- ножницы;
- ткань для вышивки;
- канва для вышивки крестом АИДА;
- пяльцы, клей ПВА;
- дополнительные аксессуары.
Используемая литература:
- Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Краснодар, 1999.
- Карягина О.Ф. Вышивка крестом. Практический курс. М., 2007.
- Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани. Краснодар: Сов. Кубань,1999.
- Технология. Учебник для учащихся 6 классов общеобразовательной школы/под редакцией В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2008.
- Журнал “Цветы”. Мастер-класс по вышивке/авт. Хелен М. Стивенс, 2006.
- Журнал “Украинская народная вышивка”.