Цель:
- познакомить детей с укрупненными счетными единицами – коробками, ящиками, пачками и т. д., учить детей их сравнивать, складывать и вычитать;
- закреплять решение текстов, задач и уравнений;
- развивать речь, внимание, память, логическое мышление;
- воспитывать взаимовыручку и вежливость.
Оборудование: презентация Microsoft Office PowerPoint, 3 коробочки с шашками.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель читает стихотворение/ (Cлайд 1. См. Приложение 1):
Учитель:
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
– Девизом нашего урока я взяла именно эти слова.
(Учитель показывает выделенные слова.)
2. Актуализация опорных знаний
Учитель: Для того чтобы открыть новую математическую тайну, необходимо провести математическую разминку.
а) На доске ряд чисел: 1 6 8.
Что вы можете сказать об этих числах? (Это однозначные числа.)
– Назовите самое большое число. (8.)
– Самое маленькое. (1.)
– На сколько 1 меньше 8? (На 7.)
– Как найти на сколько одно число больше или меньше другого? (Надо из большего вычесть меньшее.)
– Установите закономерность и продолжите ряд на три числа. (Закономерность: первое число увеличиваем на 5, второе на 2.) (13 15 20)
– Молодцы!
б) А теперь проверим вашу внимательность. Поиграем в игру “День-ночь”.
9 – 7 + 1 + 4 + 0 – 6 + 8 – 5 – 2 + 3 (5)
– Замечательно! Все были очень внимательны.
в) А сейчас проверим, как вы научились решать задачи.
(Слайд 2 – схемы.)
Учитель читает задачу, дети должны найти схему, которая подходит к задаче.
Задача: Мама и Лена ходили за грибами. Мама набрала 8 грибов, а Лена на 3 гриба меньше, чем мама. Сколько грибов собрала Лена?
Докажите! (В задаче известна большая часть и разность, надо найти меньшую часть.)
– Как найти меньшую часть? Назовите выражение, которым решается задача. (8 – 3= 5)
– Хорошо! Вы справились с первым этапом, который ведёт нас к новым открытиям.
Физкультминутка
Зарядка.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
3. Открытие нового
Учитель: Ребята! Мы учимся уже 3 четверти, а освоили только десять цифр. Какие? Назовите их. (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
– Если мы и дальше каждое число будем обозначать новым значком, то к концу начальной школы не доберёмся и до ста. Поучимся сегодня большие количества обозначать уже известными нам цифрами.
(Учитель высыпает на стол шашки из трех коробок.)
– Сколько шашек на столе?
(Дети затрудняются ответить.)
– А кто догадается, как их количество обозначить числом 3? Ваши гипотезы?
(ОТКРЫТИЕ! Собрать и разложить в 3 коробки.)
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
– Какую цель поставим? (Будем учиться объединять предметы в группы – укрупнять счётные единицы и учиться их записывать.)
– Значит, если объединять предметы в группы, то для обозначения любого количества предметов нам хватит наших 10 цифр.
– Как до настоящего времени мы считали количества предметов? (“Штуками”, т.е. отдельными предметами.)
– А когда предметов много, как с ними можно поступить? (Объединять в группы и считать более крупными мерками.)
Подумайте и приведите примеры подобных мерок. (Ящики, коробки, пачки, воинские подразделения, роты и т.д.)
– Укрупнённые единицы счёта записывают как именованные величины, либо изображают графически.
(Слайд 3 и 4)
– Посмотрите, конфеты разложили в коробки, а большое количество пачек с вафлями объединили в ящики. Обратите внимание, как записали.
4. Первичное закрепление
Работа с учебником.
Учитель: Откроем наши учебники на стр. 34. Рассмотрите рисунки, скажите, как объединили шашки, домино. (На рисунке 1 шашки объединили в коробки, на рисунке 2 домино объединили в коробки.)
– Прочитайте задачу № 2. Какая единица счёта? (Коробки.)
– Что такое 8 коробок? (Целое, сколько было коробок.)
– Что такое 5 коробок? (Часть, которую купили.)
– Что находим? (Часть, которая осталась.)
– Как? (Чтобы найти часть надо из целого вычесть часть.)
– Назовите решение данной задачи. (8 – 5 = 3 (кор.)
– Открываем тетради, записываем, сколько коробок карандашей осталось. Посмотрите как это можно записать. (Учитель пишет на доске.)
(Запись в тетради: 3 кор. = )
Хорошо! Вы трудитесь на уроке и ваши глаза тоже, давайте дадим им немного отдохнуть.
Физкультминутка
Гимнастика для глаз
А теперь рассмотрите рисунки к № 3.
– Что вы можете сказать по рисунку а? (Консервы разложили в ящики, получилось 2 полных ящика и ещё осталось 5 консервов.)
– И это можно записать так: 2 ящ. 5 шт. = (запись в тетрадь)
– Что вы можете сказать по рисунку б? (Ёлочные игрушки разложили в коробки, 4 игрушки не вошли.)
– Делаем в тетради следующую запись: 3 кор. 4 шт.=
– Молодцы! Разобрались с данными заданиями. Продолжаем делать открытия. Давайте попробуем решить задачу и записать её новыми единицами счёта. Прочитайте задачу.
(Слайд, текст задачи 5)
(Слайд с рис. 6)
– Какая же единица счёта в данной задаче? (Ящики.)
– Что известно в задаче? (Части – ящики и консервы на первой и второй полках.)
– Что надо найти? (Целое, сколько всего было консервов на двух полках.)
– Как находим целое? (ц = ч + ч)
– Записываем слово “Задача”. Как мы можем записать решение задачи? (Ящики обозначим квадратиками, а консервы точками.)
(Слайд 7)
– Посмотрите, так можно это сделать? (Да.)
– Запишите решение и найдите ответ. Давайте проверим, правильно ли вы записали.
(Слайд 8)
– Молодцы! Все справились с заданием!
5. Итог урока
– Вернёмся к девизу нашего урока.
(Учитель открывает первый слайд: УЧИТЕСЬ ТАЙНЫ ОТКРЫВАТЬ.)
– Какую тайну математики мы сегодня открыли? (Как можно объединять предметы в группы и записывать их.)
– Чему научились? (Записывать предметы в группах, решать задачи.)
– Какие трудности испытывали? Какую задачу поставим на следующий урок? (Учиться решать задачи с предметами, объединёнными в группы.)
– Ну что же, это будет завтра. А пока... (Слайд 9)
Завершается урок.
Он пошёл ребятам в прок?
Постарались всё понять?
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали?
– За это получайте заслуженные отметки. (Учитель раздаёт пятёрки.) И в вашу честь салют! (Слайд 10)