Цель: на примере музыкальных произведений показать учащимся, что музыка была, есть и будет во все времена.
Задачи:
- воспитательная – воспитывать любовь к своей Родине, к русскому народному искусству, уважение к музыке разных народов;
- Образовательная – познакомить учащихся с разными этапами развития истории нашей страны, разными жанрами музыки;
- Развивающая – развивать творческие способности учащихся, навыки сольного и хорового пения, умение мыслить и грамотно излагать свои мысли.
Ход мероприятия
1-й ученик.
Музыка в сказках живет – это раз
Музыка вечно будет жива – это два
Вы не найдете здесь никого
Кто бы не спел, не сплясал ничего! Это три!
2-й ученик.
Все мы привыкли к музыке так,
Не замечаем ее это факт!
Праздник без музыки не пройдет,
А колыбельную мама споет.
Исполнение колыбельной песни “Баю-бай”
“Баю-бай должны все дети ночью спать,
Баю-бай завтра будет день опять,
За день мы устали очень,
Скажем всем спокойной ночи
Глазки закрывай, баю-бай”
3-й ученик.
На свадьбе музыка будет звучать,
Весело жить, всегда помогать
Вы не согласны с этим, друзья
Мы Вам докажем, смотрите сюда!
Учитель: Ребята, давайте с Вами вспомним, кем может быть написана музыка?
Дети: Музыка может быть написана композитором или народом.
Учитель: А чем отличается композиторская музыка от народной?
Дети: Простота мелодии, ведь ее писали неграмотные люди, певучесть и протяжность, многокуплетность.
4-й ученик:
В костюме пастуха со свирелькой.
Раньше были пастухи и коров пасли они
Краюшку хлеба уплетали
Песни сами сочиняли
Музыка проста была
Все вместе: Ведь народная она.
Учащийся играет на дудочке русскую народную песню “Во поле береза стояла”
5-й ученик.
Мастер был Олег Пылов
Ложки ловко делал он,
А Димитрий Виноградов
Сам трещотки смастерил
Учащийся показывает всем, сделанные собственными руками трещотки:
И такие вот трещотки
Своей школе подарил.
Инструменты мастерили,
Хороводы все водили.
Учащиеся исполняют хоровод под песню “Во поле береза стояла” две девочки и два мальчика.
6-й ученик (с гуслями).
Раньше были гусляры,
Рассказать они могли,
Ладно за морем, аль худо,
Есть ли в мире, что за чудо.
Тишина или война, все узнаем до конца.
Учащийся играет на гуслях русскую народную песню “Во саду ли, в огороде”
7-й ученик (в костюме солдата 1812 года).
Скажи-ка дядя ведь не даром,
Москва, спаленная пожаром, французам отдана была.
Ведь были схватки боевые, да говорят еще какие,
Не даром помнит вся Россия про день Бородина!
Дети поют и маршируют под р. н. п. “Солдатушки, бравы ребятушки!”
8-й ученик (в костюме мушкетера)
Франция тоже не спала,
И Россию догнала,
Мушкетеры воевали
Песни пели, не скучали.
Исполнение песни из кинофильма “Три мушкетера и Дартаньян”.
9-й ученик (в форме солдата Великой Отечественной войны).
Враги мирно жить не могут,
Им война нужна,
Сорок первый мы запомним раз и навсегда!
Исполнение песни “28 панфиловцев”.
10-й ученик (в военной форме с флагом).
Мы за Родину сражались,
И отцов не подвели
Встанем мы за землю нашу,
Берегитеся, враги!
11-й ученик.
Не волнуйтесь, все мы помним
Невского завет,
Кто с мечом на нашу землю русскую войдет,
Тот поверьте непременно, гроб себе найдет!
12-й ученик.
Защитим мы нашу землю,
Встанем как один,
Нам нужна одна Победа,
Мы за ценой не постоим!
Исполнение песни Д. Тухманова “День Победы”
13-й ученик (выходит в морской форме, держа корабль ,сделанный своими руками).
Моряки поют душевно,
В море уходя,
Слышишь море, море слышишь
Я люблю тебя!
Исполнение песни А. Зацепина “Ты слышишь, море” с солистом.
Исполнение танца “Яблочко” (группа уч-ся)
14-й ученик.
В 21 век вступая,
Все мы говорим,
Музыка была и будет,
Людям музыка нужна
Музыка она ведь вечна
Раз и навсегда!
Группа девочек исполняют современный спортивный танец.
15-й ученик.
Мы Вам доказали
Сегодня, друзья!
Все вместе: Музыка с нами во все времена!
Исполнение песни А. Островского “Песня остается с человеком”
У: Итог: Ребята, скажите, что сегодня Вы узнали о музыке?
Ученик 1. Мы узнали, что музыка была во все времена.
Ученик 2. Музыку исполняли разные люди и в мирное время и в военное.
Ученик 3. Я думаю, что музыка нужна людям, без нее было бы скучно на свете.
Ученик 4. А я думаю, что музыка вечна. И как в песне поется она всегда с человеком, где бы он, не находился.
У: Ребята, Вы сегодня очень хорошо работали. Спасибо Вам за урок.