Цель: ознакомиться со свойствами солей и обобщить знания о них, закрепить навыки написания уравнений реакций ионного обмена.
Ход урока
I этап
Тест по проверке знаний правил техники безопасности при работе с солями:
- Как правильно нагреть сухую соль, помещенную в сухую пробирку?
- Нагревать только то место, где находится вещество;
- Предварительно нагреть вещество в фарфоровой чашке, затем пересыпать в трубку и продолжать работу;
- Сначала прогреть всю трубку во избежание местного перегрева;
- Нагревать, обернув трубку листом асбеста.
- Ваши первоначальные действия, если при нагревании стеклянной трубки с веществом она все-таки лопнула?
- Прекратить нагревание;
- Собрать осколки стекла;
- Сообщить учителю;
- Собрать рассыпанное вещество в другую трубку и продолжать нагревание.
- Ваши первоначальные действия при получении несильного термического ожога?
- Убрать нагретый прибор, чтобы не обожглись другие
- Сообщить о случившемся учителю
- Охладить поврежденное место проточной водой.
- Смазать место ожога вазелином.
- В чем заключается физиологическое действие соединений свинца на организм человека?
- Раздражают слизистую оболочку глаз и носа;
- Откладываются в печени, костной ткани, вызывают тошноту и изжогу;
- Наступают судороги;
- Оказывают оздоравливающее действие.
- Какие меры безопасности надо предпринять при работе с нитратами, так как они оказывают раздражающее действие?
- Работать в резиновых перчатках;
- Работать в противогазе;
- Детям с нитратами работать категорически запрещено;
- Брать вещества только шпателем и небольшое количество.
II этап
Практическая часть.
Внимательно наблюдайте за происходящими изменениями и заполняйте таблицу. Все уравнения реакций записывайте в молекулярной и ионной форме.
- Разложение солей при нагревании:
№. | Уравнения реакций | Наблюдения |
1. 2. |
CaCO3 → AgNO3→ |
Вывод:
- Взаимодействие растворов солей с металлами.
№ | Уравнения реакций | Наблюдения |
1. 2. 3. |
Cu + NiSO4→ Al + NiSO4→ Zn + NiSO4→ |
Вывод: (использовать электрохимический ряд напряжений металлов).
- Взаимодействие растворов солей с кислотами и щелочами.
№ | Уравнения реакций | Наблюдения |
1. 2. |
NaOH + CuSO4 → H2SO4 + BaCl2 → |
Вывод: (для реакций ионного обмена).
- Взаимодействие растворов солей с солями.
№ | Уравнения реакций | Наблюдения |
1. 2. |
Pb(NO3)2 + Na2SO4
→ AgNO3 + NaCl → |
Вывод: (для реакций ионного обмена).
III этап
Выполнение итогового теста.
- При электролитической диссоциации хлорид-ион образуют:
- NaClO3
- AlCl3
- MnCl2
- NaClO
- Какие из следующих кислот образуют кислые соли?
- H2SO3
- HNO3
- H3PO4
- H2SO4
- Укажите пары веществ, которые вступают в реакции ионного обмена, идущие до конца?
- CuCl2 и Na2S
- K2SO4 и BaCl2
- NaNO3 и HCl
- Mg и HCl
- Соотнесите названия подклассов солей с формулами веществ:
Кислые Средние Основные |
Cu(OH)NO3 H3PO4 Ca(HCO3)2 Zn(OH)Cl AlCl3 Fe2 (SO4)3 (NH4)2HPO4 |
- При добавлении в бесцветный раствор кислоты бесцветного раствора соли выделился газ, который при пропускании через известковую воду образует белый осадок. Какой из фрагментов сокращенных ионных уравнений соответствует процессу образования газа?
- 2H+ + CO32- =
- CaCO3 + H+ =
- Fe0 + 2H+ =
- 2H+ + CuS =
- Составьте уравнения реакций в молекулярном виде по описанию внешних признаков эксперимента: «При пропускании газа через «известковую воду» в пробирке образуется белый осадок, который исчезает при дальнейшем пропускании газа».
+ | = | + |
+ | + | = |
- Используйте вещества: CaO, O2, H2O, Ca(OH)2, CO, CaCO3, H2, Ca(HCO3)2. Учтите, что среди перечисленных формул веществ присутствуют лишние.
Расставьте над стрелками формулы реагентов и условия, необходимые для осуществления схемы превращений:
P → P2O5 → H3PO4 → NaH2PO4 → Na2HPO4 → Na3HO4.
Используйте следующие формулы и условия: H2O, O2, HCl, NaOH, NaCl, t.
- При добавлении в голубой раствор соли бесцветного раствора щелочи образовался осадок голубого цвета. Какой из фрагментов сокращенных ионных уравнений соответствует описанному процессу?
- Fe3+ + 3OH- =
- Cu2+ + 2OH- =
- Zn2+ + 2OH- =
- CuS + 2H+ =
- Соотнесите названия и формулы солей:
Сульфид цинка Дигидрофосфат натрия Хлорид железа |
FeCl3 ZnSO4 (III) NaH2PO4 Na2HPO4 ZnS FeCl2 |
IV этап
Подведение итогов урока.
Мы рассмотрели правила техники безопасности при работе с твердыми веществами, правила нагревания, особенности физиологического действия некоторых солей. Наблюдали за реакциями солей с разными классами неорганических веществ, написали уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Вспомнили, что эти реакции идут до конца только в определенных условиях. Вспомнили ряд напряжений металлов и в соответствии с ним написали уравнения реакций солей с металлами. Для проверки и контроля приобретенных знаний по теме «Соли» выполнили итоговый тест.