Проект по ознакомлению с природой дошкольников среднего и старшего возраста "Дерево лапотное да медовое" (Липа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Содержание:

  • знакомство с деревом - липой;
  • наблюдение за деревом в разные времена года, ростом и развитием цветов и плодов;
  • наблюдение закономерностей в природе;
  • прогулки по маршрутам – экологическим тропам;
  • наблюдение за насекомыми – опылителями;
  • рассказ об использовании растения человеком: в строительстве, столярном деле, в медицине, кулинарии, зелёном хозяйстве.

Участники: воспитанники средней – подготовительной группы детского сада, педагоги, родители.

Цель: вызвать интерес к конкретному дереву-липе, развивать познавательный интерес, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Задачи:

1.

Воспитательные

1.1. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
1.2. Воспитывать такие качества, как внимание и наблюдательность.
1.3. Развивать чувство прекрасного через общение с природой, прививать любовь к родной природе.
1.4. Учить бережно относиться к предметам, изготовленных из древесины.

2.

Образовательные

2.1. Расширить кругозор детей, познакомив с деревом.
2.2. Показать возможность широкого использования липы в хозяйстве.
2.3. Расширить кругозор о закономерностях в природе (показать связь: цветок-опылитель-плод).
2.4. Обогатить словарь народными пословицами и поговорками о растениях, липе, пчёлах.
2.5. Научить моделировать внешний вид растения.
2.6. Способствовать зарождению у детей интереса к истории славянских народов.

3.

Развивающие

3.1. Развивать сенсорные навыки.
3.2. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.
3.4. Развивать мышление, память и воображение.
3.5. Развивать чувство любования любым проявлением жизни.

4.

Практические

4.1. Оформить презентацию «Полезное дерево в истории моего народа…».
4.2. Изготовить «пряничные доски» (на гипсовой основе, для «печатания» из солёного теста фигурного «печенья»).

Этапы работы

1. Подготовительный:

- определение объектов изучения;
- подбор пословиц, поговорок и загадок о растениях, липе, пчёлах и т.д.

2. Исследовательский:

- наблюдения за изменениями в жизни дерева в разные времена года;
- наблюдение за жизнью насекомых-опылителей на примере пчелы;
- изучение влияния ухода, полива на рост растений.

3. Этап создания продукта по проекту:

- создание презентации «Полезное дерево в истории моего народа…».

4. Заключительный:

- обобщение результатов работы;
- чаепитие с родителями «Пряник да мёд просятся в рот».

5. Длительность проекта: май – июль (учебный год).

6. Защита проекта:

- проводится в ….. 2010 г.;
- в виде беседы с детьми и демонстрации презентации «Полезное дерево в истории моего народа…».

Способы организации работы:

- принцип добровольности участия;
- работа проводится в течение дня;
- воспитанники работают под руководством педагога.

Работа по проекту оценивается:

- конкурсной комиссией (зам. зав. ДОУ по ВМР, творческой группой).

Практический выход:

- подборка методических материалов по теме проекта;
- презентация «Полезное дерево в истории моего народа…».

Тематический план проекта «Дерево лапотное да медовое (Липа)»

Тема занятия

Краткое содержание

1

Деревья и кустарники.

Закрепить различие в строении кустарников и деревьев.
Моделирование с помощью «палочек Кюизенера».
Дидактическая игра «Отгадай, что это - дерево или куст?»

2

Наблюдение за деревом в природе.

Целевая прогулка к месту произрастания лип в парке.
Экскурсия по городу с родителями «Липовая аллея».
Прогулка по экологическим маршрутам: «Деревья», «Кустарники».
Наблюдение за разными видами лип: липой сердцевидной (мелколистная) и липой крупнолистной.
Составление гербария листьев и цветов деревьев.
Фотографирование.

3

Красота - в целесообразности.

Изучение особенностей внешнего вида и силуэта дерева. Отметить: форма цветка, листа, коры; листовая мозаика. Липовыми орешками зимой питаются птицы.
Загадывание загадок.

4

«Цветок неказистый, но очень душистый».

Обогащение детского словаря: душистый, ароматный, пахучий.
Закрепление знания строения растения - корень, стебель, ветви, лист, цветок, плод.
Липа - лекарственное, медоносное, пищевое и техническое растение.

5

«Маленькие труженики».

Наблюдение за насекомыми.
Рассказ об общественных насекомых- пчёлах.
Показать пыльцу, капли нектара (если нет детей – аллергиков!).
Выяснить, чем пахнет цветок.
Рассказать, что насекомые на цветке собирают пыльцу и нектар.

6

«Дерево лапотное».

Рассказ об истории использовании дерева в хозяйстве: деревянная посуда (скалка, ковши, миски, чаши, ложки, кадки), простейшая мебель (стол, лавки, полки, люлька), лодки – «липки», игрушки, резные доски для изготовления печатных пряников. Из лыка плели лапти, рогожи, конную упряжь, короба. Из липы рубили амбары, бани (амбары потому, что эту древесину не поражали грызуны, а бани — хорошо держит тепло). На Кавказе из липы долбили огромные чаны для виноградного сока, а также маслобойки.

7

«Дерево медовое».

Рассказ о царице мёдоносных растений – липе - прекрасном медоносе. (В районах распространения липы 1 пчелиная семья заготавливает до 10-15 кг меда, а продуктивность одного гектара сплошного насаждения липы достигает 700—1000 кг ценнейшего сырья. Пчёлы посещают цветки липы утром и перед вечером, тогда, когда обильно выделяется нектар). Липовый мёд считается наиболее высококачественным. Мёд и липовый цвет обладают потогонным эффектом и применяются при лечении разнообразных заболеваний, в народной медицине - при простудных заболеваниях. Дать попробовать липовый мёд (если нет детей – аллергиков!).

8

Играем «в старину».

Изготовление «пряничных досок» (на гипсовой основе, для «печатания» из солёного теста фигурного «печенья»).

9

Сбор липового цвета.

Сбор липового цвета, обучение правилам заготовки.

10

Музыкально- литературно-поэтическая страничка.

Разучивание стихов, песен, хороводов («Эх, лапти, да лапти, да лапти мои…»). Рассматривание иллюстраций картин (пейзажей).
Чтение народной сказки «Липунюшка».

11

Экологически чистый материал.

Рассказ об использовании липы в настоящее время. Это: мебель, обшивка саун и парных, музыкальные инструменты (деки гитар); фанера, чертёжные доски, сапожные колодки, бочковая тара, долблёная посуда. В современном бондарном производстве из липы делают посуду для хранения и перевозки зернистой икры. В таре, изготовленной из липы, хорошо сохраняется масло и другие продукты. Легкая и мягкая древесина используется для резьбы по дереву.
Полы из липы намного теплее, мягче и "тише" сосновых.
В настоящее время из лыка плетут сувенирные лапти, короба, хлебницы-сухарницы и вазы для пряников-конфет.

12

Художественный образ природы.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Составление описательных рассказов.
Дидактическая игра «На что похоже?»
Чтение стихотворений.
Сочинение сказки о Липоньке.

13

«Зелёный доктор»

Беседа об использовании липы, как лекарственного сырья в медицине и парфюмерии: медицинский уголь, дёготь, целебный чай из липового цвета, отдушка для мыла, детских шампуней и кремов и т.д.
Народная медицина издавна использует липовый цвет при простуде, лихорадочных состояниях, гриппе и бронхите. Наружное полоскание при воспалительных заболеваниях полости рта и зева.
Из прокаленной древесины изготавливают медицинский уголь.
В старину листья липы применяли в виде компресса при головной боли.

14

Использование деревьев в зелёном хозяйстве.

Липа – дерево, листва которого лучше других пород адсорбирует городскую (дорожную) пыль и поэтому широко используется для озеленения городов и посёлков. Растёт умеренно быстро, в природе зацветает на 30-м году, а в специальных посадках – через 20 лет.

15

Правила поведения в природе.

Знакомство с правилами поведения в природе. Ознакомление с запрещающими знаками «Не ломайте ветви деревьев», «Бережно собирайте липовый цвет!».

16

Круглый стол – подведение итогов. Праздник. Сладкий вечер.

Подведение итогов проекта. Праздник «В гостях у липки».
Создание радостного настроения.
Чаепитие (фиточай) с липовым мёдом и медовыми пряниками.

Загадки, пословицы к проекту

У моей милашки -
Душистые кудряшки
(Липа)

(Старинная загадка)
Дерево лапотное да медовое -
Всю Россию обувает.
(Липа)

В лесу родился,
В руках крестился,
На ногах умер
(Лапоть)

Пуля летит, жужжит.
Я в бок – она за мной,
Я в другой – она за мной.
Я - хвать, а она - кусать.
(Пчела)

Весной растёт, летом цветёт,
Осенью осыпается, зимой отсыпается.
А цветок и медок –
Лечит от гриппа, кашля и хрипа.
(Липа)

Красота всего парка,
Людям - тень, если жарко.
Даёт резную посуду,
И лечит простуду.
(Липа)

Откуда мочало берёт начало?
(Мочало - из лубяного слоя липовой коры)

И так в старину бывало,
что дерево людей обувало.
(Липа, лапти из лыка – коры молодой липки)

Висит крылатка,
А в крылатке – сладко.
(Крылатый прицветник липовых цветков)

Летает, а не птичка;
В скорлупе, а не яичко.
(Плод липы – орешек с крылатым придатком)

Без дороги да леском
Бежит шарик с паруском –
По морозному пласту,
По ледовому мосту.
(Распространение плодов липы)

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,
но буквы переставь мои - и целый лес ты мною свалишь.
(«Липа» – «пила»)

Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком. (Пчела)

Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит,
Не гадюка, а жалит.
(Пчела)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают.
(Липа)

Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идем - клетки кладем.
(Лапоть, его след)

Пословицы

  • Цветы – пчёлкам, а мёд – деткам.
  • Пчёлка далеко за капелькой летит.
  • Пчёлка говорит: приятно моё кушанье, сладок плод моих трудов.
  • Один с мёдом лапоть съел.
  • Сладок мёд - да ковшом его в рот!

К Проекту прилагаются:

Приложение 1. Сказка о Липоньке.

Приложение 2. В гостях у липки. Летнее развлечение для детей 3 – 4 лет.