Содержание:
- знакомство с деревом - липой;
- наблюдение за деревом в разные времена года, ростом и развитием цветов и плодов;
- наблюдение закономерностей в природе;
- прогулки по маршрутам – экологическим тропам;
- наблюдение за насекомыми – опылителями;
- рассказ об использовании растения человеком: в строительстве, столярном деле, в медицине, кулинарии, зелёном хозяйстве.
Участники: воспитанники средней – подготовительной группы детского сада, педагоги, родители.
Цель: вызвать интерес к конкретному дереву-липе, развивать познавательный интерес, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Задачи:
1. |
Воспитательные |
1.1. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. |
2. |
Образовательные |
2.1. Расширить кругозор детей, познакомив с деревом. |
3. |
Развивающие |
3.1. Развивать сенсорные навыки. |
4. |
Практические |
4.1. Оформить презентацию «Полезное дерево в истории моего народа…». |
Этапы работы
1. Подготовительный:
- определение объектов изучения;
- подбор пословиц, поговорок и загадок о растениях, липе, пчёлах и т.д.
2. Исследовательский:
- наблюдения за изменениями в жизни дерева в разные времена года;
- наблюдение за жизнью насекомых-опылителей на примере пчелы;
- изучение влияния ухода, полива на рост растений.
3. Этап создания продукта по проекту:
- создание презентации «Полезное дерево в истории моего народа…».
4. Заключительный:
- обобщение результатов работы;
- чаепитие с родителями «Пряник да мёд просятся в рот».
5. Длительность проекта: май – июль (учебный год).
6. Защита проекта:
- проводится в ….. 2010 г.;
- в виде беседы с детьми и демонстрации презентации «Полезное дерево в истории моего народа…».
Способы организации работы:
- принцип добровольности участия;
- работа проводится в течение дня;
- воспитанники работают под руководством педагога.
Работа по проекту оценивается:
- конкурсной комиссией (зам. зав. ДОУ по ВМР, творческой группой).
Практический выход:
- подборка методических материалов по теме проекта;
- презентация «Полезное дерево в истории моего народа…».
Тематический план проекта «Дерево лапотное да медовое (Липа)»
№ |
Тема занятия |
Краткое содержание |
1 |
Деревья и кустарники. |
Закрепить различие в строении кустарников и деревьев. |
2 |
Наблюдение за деревом в природе. |
Целевая прогулка к месту произрастания лип в парке. |
3 |
Красота - в целесообразности. |
Изучение особенностей внешнего вида и силуэта дерева. Отметить: форма цветка, листа, коры; листовая мозаика. Липовыми орешками зимой питаются птицы. |
4 |
«Цветок неказистый, но очень душистый». |
Обогащение детского словаря: душистый, ароматный, пахучий. |
5 |
«Маленькие труженики». |
Наблюдение за насекомыми. |
6 |
«Дерево лапотное». |
Рассказ об истории использовании дерева в хозяйстве: деревянная посуда (скалка, ковши, миски, чаши, ложки, кадки), простейшая мебель (стол, лавки, полки, люлька), лодки – «липки», игрушки, резные доски для изготовления печатных пряников. Из лыка плели лапти, рогожи, конную упряжь, короба. Из липы рубили амбары, бани (амбары потому, что эту древесину не поражали грызуны, а бани — хорошо держит тепло). На Кавказе из липы долбили огромные чаны для виноградного сока, а также маслобойки. |
7 |
«Дерево медовое». |
Рассказ о царице мёдоносных растений – липе - прекрасном медоносе. (В районах распространения липы 1 пчелиная семья заготавливает до 10-15 кг меда, а продуктивность одного гектара сплошного насаждения липы достигает 700—1000 кг ценнейшего сырья. Пчёлы посещают цветки липы утром и перед вечером, тогда, когда обильно выделяется нектар). Липовый мёд считается наиболее высококачественным. Мёд и липовый цвет обладают потогонным эффектом и применяются при лечении разнообразных заболеваний, в народной медицине - при простудных заболеваниях. Дать попробовать липовый мёд (если нет детей – аллергиков!). |
8 |
Играем «в старину». |
Изготовление «пряничных досок» (на гипсовой основе, для «печатания» из солёного теста фигурного «печенья»). |
9 |
Сбор липового цвета. |
Сбор липового цвета, обучение правилам заготовки. |
10 |
Музыкально- литературно-поэтическая страничка. |
Разучивание стихов, песен, хороводов («Эх, лапти, да лапти, да лапти мои…»). Рассматривание иллюстраций картин (пейзажей). |
11 |
Экологически чистый материал. |
Рассказ об использовании липы в настоящее время. Это: мебель, обшивка саун и парных, музыкальные инструменты (деки гитар); фанера, чертёжные доски, сапожные колодки, бочковая тара, долблёная посуда. В современном бондарном производстве из липы делают посуду для хранения и перевозки зернистой икры. В таре, изготовленной из липы, хорошо сохраняется масло и другие продукты. Легкая и мягкая древесина используется для резьбы по дереву. |
12 |
Художественный образ природы. |
Рассматривание иллюстраций, фотографий. |
13 |
«Зелёный доктор» |
Беседа об использовании липы, как лекарственного сырья в медицине и парфюмерии: медицинский уголь, дёготь, целебный чай из липового цвета, отдушка для мыла, детских шампуней и кремов и т.д. |
14 |
Использование деревьев в зелёном хозяйстве. |
Липа – дерево, листва которого лучше других пород адсорбирует городскую (дорожную) пыль и поэтому широко используется для озеленения городов и посёлков. Растёт умеренно быстро, в природе зацветает на 30-м году, а в специальных посадках – через 20 лет. |
15 |
Правила поведения в природе. |
Знакомство с правилами поведения в природе. Ознакомление с запрещающими знаками «Не ломайте ветви деревьев», «Бережно собирайте липовый цвет!». |
16 |
Круглый стол – подведение итогов. Праздник. Сладкий вечер. |
Подведение итогов проекта. Праздник «В гостях у липки». |
Загадки, пословицы к проекту
У моей милашки - |
(Старинная загадка) |
В лесу родился, |
Пуля летит, жужжит. |
Весной растёт, летом цветёт, |
Красота всего парка, |
Откуда мочало берёт начало? |
И так в старину бывало, |
Висит крылатка, |
Летает, а не птичка; |
Без дороги да леском |
Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь, |
Домовитая хозяйка |
Не мотор, а шумит, |
С моего цветка берёт |
Из липы свито дырявое корыто, |
Пословицы
- Цветы – пчёлкам, а мёд – деткам.
- Пчёлка далеко за капелькой летит.
- Пчёлка говорит: приятно моё кушанье, сладок плод моих трудов.
- Один с мёдом лапоть съел.
- Сладок мёд - да ковшом его в рот!
К Проекту прилагаются:
Приложение 1. Сказка о Липоньке.
Приложение 2. В гостях у липки. Летнее развлечение для детей 3 – 4 лет.