1. Тема: Деление на двузначное число.
2. Цели:
– закрепить деление на двузначное число,
решать задачи разных типов;
– воспитывать уважение к труду, умение
планировать работу, аккуратность;
– развивать логическое мышление, память,
внимание, познавательную активность учащихся.
3. Оборудование: персональный компьютер, мультимедийная система.
Тип урока: урок - деловая игра.
Ход урока
Перед началом урока столы в классе объединяются по группам. Ученики в классе делятся на равноценные группы, объединяющие между собой сильных и слабых учеников.
I. Организационный момент
Садитесь, пожалуйста, на места по группам.
II. Сообщение темы и цели урока.
Мы сегодня закрепляем деление на двузначное число. Мы будем решать задачи, примеры, но урок будет необычный. В классе у нас будут не просто группы учеников, а коммерческие фирмы. ПОКАЗ СЛАЙДА №1. Одна из них будет минипекарня “Каравай”. Другая – ателье “Ниточка и иголочка”. И третья фирма – это типография “Красная строка”. Но самое главное, что мы не просто будем повторять деление на двузначное число, а будем пытаться решать жизненные задачи. Мы будем учиться быть взрослыми.
ПОКАЗ СЛАЙДА №2 Девиз урока – “Доброта без разума пуста” (нар. пословица);
Не тот богат, кто много имеет, а тот, кто много дает (Э. Фромм).
Как вы думаете, почему я подобрала такой девиз к нашему уроку? (ответы учеников)
На нашем уроке каждый будет работать так, чтобы вся фирма получила оценку “отлично”. Работать надо вместе, сообща, помогать друг другу.
III. Актуализация опорных знаний
Вспомним, как делить на двузначное число.
ПОКАЗ СЛАЙДА №3
5 576 : 68 = 83 |
23 832 : 36 = 662 |
1 254 : 38 = 33 |
11 475 : 27 = 425 |
(Учитель предлагает детям решить примеры)
IV. Закрепление изученного материала
А теперь представитель каждой фирмы подойдет и выберет какая у них будет фирма, возьмет первое задание (дети выбирают род деятельности фирмы и берут лист с первым заданием).
Когда решите первое задание и получите ответ, вы пошлете своего представителя и по этому ответу найдете второе задание. Решив второе задание, вы по ответу возьмете себе следующее. Если у вас решено не правильно, то вы найдете сообщение на обратной стороне листа. И так, работая по цепочке, вы доберетесь до очень важных вопросов. Вы сможете ответить на эти вопросы, если все правильно решите.
В конце урока мы прослушаем все ответы и сделаем один большой вывод. Не сидите долго. Решайте вместе. Помните! От каждого из вас зависит общий результат.
(Дети начинают работать по карточкам)
Минипекарня
Задание №1
27 132 : 42 : 2 = 17
Как называется вес товара без упаковки или тары?
нетто |
брутто |
масса |
17 |
36 |
24 |
Результат вычислений подскажет вам правильный вариант ответа на вопрос.
Задание №2
Мощность хлебозавода, построенного в 1935 году 595 буханок за 5 часов, а хлебозавода, построенного в 2003 году – 15895 буханок за это же время. На сколько больше стали выпекать буханок хлеба за 1 час в 2003 году?
Решение.
1). 595 : 5 = 119 (б) за один час на старой
хлебопекарне
2). 15 895 : 5 = 3 179 (б) на новой хлебопекарне
3). 3 179 – 119 = 3 060 (б)
Ответ: На 3 060 буханок хлеба за 1 час больше стали выпекать в 2003 году
Найдите свой ответ на листах и прочтите следующее задание
Задание №3
На 45 буханок хлеба уходит 2 кг 500 грамм дрожжей. Сахара на одну буханку уходит 3/5 от количества дрожжей, которое идет на 1 буханку. Сколько сахар необходимо на 45 буханок?
Решение.
1). 2 250 : 45 = 50 (гр) – дрожжей на одну
буханку
2). 50 : 5 · 3 = 30 (гр) – сахара на одну буханку
3). 45 · 30 = 1 350 (гр) = 1 кг 350 грамм
Ответ: на 45 буханок хлеба необходимо 1 кг 350 грамм сахара.
Задание №4
За 87 буханок свежего хлеба минипекарня получила от магазина 1 131 рубль. Из-за задержки с машинами привезли в магазин 39 буханок вчерашнего хлеба и получили 351 рубль. На сколько подешевела одна буханка?
Решение.
1). 1 131 : 87 = 13 (руб) – стоила одна
буханка
2). 351 : 39 = 9 (руб) – стала стоить одна буханка
3). 13 – 9 = 4 (руб)
Ответ: на 4 рубля стала стоить буханка дешевле
Вопросы:
- Что входит в состав хлеба? (дрожжи, мука, сахар, яйцо)
- От чего зависит стоимость буханки хлеба? (от стоимости того, что входит в состав)
- Что такое НЕТТО?
- Какие условия процветания фирмы вы для себя узнали?
Ателье
Задание №1
59 422 : 37 : 2 = 803
Как называется тесьма с рядом свободно свисающих шнурков, кистей?
бахрома |
парусина |
тюль |
803 |
809 |
806 |
Результат вычислений подскажет вам правильный вариант ответа на вопрос.
Задание №2
При экономном раскрое сберегли на каждой юбке по 16 см ткани, а на каждой блузке – по 18 см ткани. Сколько всего сантиметров ткани сэкономят при раскрое 74 юбок 74 блузок?
Решение.
1). 74 · 16 = 1 184 (см) за один час на старой хлебопекарне
2). 74 · 18 = 1 332 (см) на новой хлебопекарне
3). 1 184 + 1 332 = 2 516 (см) = 25 м 16 см
Ответ: 25 м 16 см ткани сэкономят при раскрое 74 юбок 74 блузок
Найдите свой ответ на листах и прочтите следующее задание
Задание №3
Одна швея-надомница на ручной швейной машине шьет 267 простыней за 89 часов. А швея на электрической машине шьет за тоже время 445 простыней. На сколько больше простыней за один час шьет швея на электрической машине?
Решение.
1). 287 : 89 = 3 (шт) – за один час на ручной
швейной машине
2). 445 : 89 = 5 (шт) – за один час на электрической
швейной машине
3). 5 – 3 = 2 (шт)
Ответ: на две простыни больше шьет швея на электрической машине за один час.
Задание №4
На 67 женских брючных костюмов было использовано 3 350 дм шерстяной ткани. Подкладочная ткань на один костюм составляет 3/5 от количества шерстяной ткани, которая идет на один костюм. Сколько дециметров подкладочной ткани идет на 67 женских брючных костюмов?
Решение.
1). 3 350 : 67 = 50 (дм) – шерстяной ткани на
один костюм
2). 50 : 5 · 3 = 30 (дм) – подкладки на один костюм
3). 30 · 67 = 2 010 (дм)
Ответ: 2.010 дм подкладочной ткани идет на 67 женских брючных костюмов.
Вопросы:
- От чего зависит стоимость костюма?
- Что такое БАХРОМА?
- Какие типы тканей вы можете назвать?
- Какие условия процветания фирмы вы для себя узнали?
Типография
Задание №1
70 245 : 35 : 9 = 233
Как называется специалист, изготовляющий печатную продукцию – газеты, журналы, книги?
тиражист |
писатель |
полиграфист |
243 |
333 |
233 |
Результат вычислений подскажет вам правильный вариант ответа на вопрос.
Задание №2
До того, как стали использовать рекламу издательству удалось продать 2 408 экземпляров книг за 14 дней. После того, как на экранах телевидения появилась реклама книги это же количество было продано за 7 дней.. На сколько больше книг в день стало продаваться?
Решение.
1). 2 408 : 14 = 172 (книги) за один день до
рекламы
2). 2 408 : 7 = 344 (книги) за один день после рекламы
3). 344 – 172 = 172 (книги)
Ответ: 25 На 172 книги в день стало больше продаваться.
Найдите свой ответ на листах и прочтите следующее задание
Задание №3
На 83 книги ушло 4 кг 980 грамм черной краски. Красной краски на одну книгу ушло 4/6 от количества черной краски, которая шла на одну книгу. Сколько красной краски ушло на 83 книги?
Решение.
1). 4 980 : 83 = 60 (гр) – черной краски на
одну книгу
2). 60 : 6 · 4 = 40 (гр) – красной краски на одну книгу
3). 40 · 83 = 3 320 (гр) = 3 кг 320 грамм
Ответ: 3 кг 320 грамм красной краски ушло на 83 книги.
Задание №4
Благодаря изобретению инженера-рационализатора в типографии на каждой книге экономили 18 см бумаги, а на каждом журнале – 23 см бумаги. Сколько всего сантиметров бумаги будет сэкономлено при выпуске 63 книг и 63 журналов?
Решение.
1). 18 · 63 = 1 134 (см)
2). 23 · 63 = 1 449 (см)
3). 1 134 + 1 449 = 2 583 (см)
Ответ: 2 583 сантиметров бумаги будет сэкономлено при выпуске 63 книг и 63 журналов.
Вопросы:
- От чего зависит стоимость книги?
- Кто такой ПОЛИГРАФИСТ?
- Из чего изготовляется бумага?
- Какие условия процветания фирмы вы для себя узнали?
V. Итог урока
Давайте послушаем ответы каждой фирмы (дети отвечают на все вопросы, слушают другие фирмы).
А теперь давайте подведем общий итог всей вашей работы.
Какие же условия процветания фирмы вы сегодня узнали?