Содержание:
- знакомство с кустарником – шиповником;
- наблюдение за ростом и развитием цветов и плодов шиповника;
- наблюдение закономерностей в природе;
- наблюдение за влиянием погодных изменений на динамику цветка в течение суток;
- прогулки по маршрутам – экологическим тропам;
- наблюдение за насекомыми – опылителями;
- рассказ об использовании растения человеком: в медицине, кулинарии, зелёном хозяйстве, иное использование.
Участники: воспитанники средней – подготовительной групп детского сада, педагоги, родители.
Цель: воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе, познакомив их с декоративным кустарником – шиповником.
Задачи:
1. |
Воспитательные |
1.1. Воспитывать интерес и любовь к природе; |
2. |
Образовательные |
2.1. Расширить кругозор детей, познакомив с разными видами роз и шиповников. |
3. |
Развивающие |
3.1. Развивать сенсорные навыки. |
4. |
Практические |
4.1. Оформить альбом (фото, рис.) наблюдений. |
Этапы работы
1. Подготовительный:
- определение объектов изучения;
- подбор пословиц, поговорок и загадок о погоде, времени года, растениях.
2. Исследовательский:
- наблюдение хода солнца в течение дня;
- наблюдения за изменениями цветущего растения в течение дня;
- изучение роста растений;
- изучение влияния ухода, полива на рост растений.
3. Этап создания продукта по проекту:
- оформление альбома наблюдений (рисунки, фотографии).
4. Заключительный:
- обобщение результатов работы;
- чаепитие с родителями «Розовый вечер».
5. Длительность проекта: май – август.
6. Защита проекта:
- проводится в ….. 200… г.;
- в виде беседы с детьми и демонстрации презентации «Чудесный и полезный шиповник».
Способы организации работы:
- принцип добровольности участия;
- работа проводится в течение дня;
- воспитанники работают под руководством педагога.
Работа по проекту оценивается:
- конкурсной комиссией (зам. зав. ДОУ по ВМР, творческой группой).
Практический выход:
- подборка методических материалов по теме проекта.
- презентация «Чудесный и полезный шиповник».
Тематический план проекта «Чудесный и полезный шиповник»
№ |
Тема занятия |
Краткое содержание |
1 |
Погода и неживая природа. |
Наблюдения за солнцем, ветром, дождём. Ведение календаря погоды (календаря природы). |
2 |
Наблюдение за кустарником в природе. |
Целевая прогулка к месту произрастания шиповника. Экскурсия в ботанический сад с родителями. Прогулка по экологическим маршрутам «Цветы», «Кустарники». Наблюдение за разными видами роз, шиповников. |
3 |
«Наблюдай и отгадай». |
Изучение особенностей внешнего вида. Отметить: форма цветка, белые узкие лепестки, стебель – прямостоячий, форма и размер листьев (резной, большой, маленький). Загадывание загадок. |
4 |
«Все любят солнышко». |
Наблюдение за цветком шиповника в течение дня. Показать связь (солнечная, ясная погода – цветок раскрыт; пасмурно, дождливо – цветок закрывается). |
5 |
Музыкально-поэтическая страничка. |
Разучивание стихов, песен о розе. Загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций картин (натюрмортов, пейзажей). |
6 |
«Розовые розы…». |
Моделирование из геометрических фигур внешнего вида растения. Закрепление: градация размера; местоположение (находится …); знание геометрических фигур (круг, овал, прямоугольник, треугольник). Словарь: душистый, ароматный, пахучий. Закрепление знания строения растения - корень, стебель, лист, цветок, плод. |
7 |
С кем дружит цветок? |
Наблюдение за насекомыми. Показать пыльцу (если нет детей – аллергиков!). Выяснить, чем пахнет цветок. Рассказать, что насекомые на цветке собирают пыльцу и нектар. Дать попробовать цветочный мёд (если нет детей – аллергиков!). |
8 |
Художественный образ природы. |
Рассматривание иллюстраций, фотографий. Составление описательных рассказов. Д/игра «На что похоже?». |
9 |
Легенда о розе. |
Чтение легенды из книги Анны Саксе «Пиковый король». Обсуждение прочитанного. Сочинение собственной сказки вместе с педагогом. |
10 |
Сбор лепестков. |
Сбор лепестков для фитоаппликаций, засушивание цветков для работ по фитодизайну. Изготовление ароматических подушечек. Фотографирование растений. |
11 |
Медицинское использование растения. |
Рассказать детям, как используется растение в медицине. |
12 |
Использование растения в кулинарии и парфюмерии. |
Изготовление (если нет детей – аллергиков!) «душистого мешочка (подушечки)». Рассказ о добыче масла из лепестков и его использовании для отдушки мыла, туалетной воды, изготовлении духов. Рассказать, что плоды шиповника употребляют в виде: свежем, чая (отвара) из сушёных плодов, сиропа, сока; о варенье из лепестков роз, плодов шиповника. В Словакии шиповник используется при приготовлении безалкогольных напитков Cockta. |
13 |
Использование растения в зелёном хозяйстве. |
Колючая изгородь, штамб (или подвой) для роз. |
14 |
Выставка «Роза» |
Рисование, объёмная аппликация, плоскостная лепка. Рисование на асфальте. |
15 |
Правила поведения в природе. |
Знакомство с правилами поведения в природе. Ознакомление с запрещающим знаком «Не рвать цветы!». |
16 |
Круглый стол – подведение итогов. Сладкий вечер. |
Создание радостного настроения. Подведение итогов. |
Загадки о шиповнике
Стоит зелёный кустик-
Тронешь – укусит.У розовой шляпки
Лапки – царапки.Зелены кусточки,
Алые цветочки;
Когти – коготочки,
Стерегут цветочки.И ограда в саду,
И закуска дрозду,
И от хвори настой –
Душистый, густой.Лик пахучий,
А хвост колючий.Сидит на палочке в красной рубашечке,
Брюшко камешками набито.На кусте цветочки – как девичьи щёчки,
А сами сучьи – как пасть щучья.Есть и украшение,
Есть и устрашение;
Гляди, да любуйся,
А руками не суйся!Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешены на ветке.Стоит колючка на вилах,
Одета в багрец,
Кто подойдёт – того кольнёт.